- Направление В: Создание инклюзивной практики. Часть 13
В 2.9 Члены коллектива вместе планируют, выкладывают и анализируют результаты работы.
a) Группы учителей и ассистентов учителей планируют ли вместе уроки и домашние задания?
b) Планируют ли преподавание таким образом, чтобы полностью использовать потенциал всех взрослых, которые присутствуют в классе?
c) Учитывают ли в процессе планирования знания ассистентов и учителей об опыте ребенка на разных уроках?
d) Планируют ли учителя виды и формы деятельности, используя знания и навыки друг друга?
e) Используют ли учителя совместное преподавание как возможность поучиться друг у друга?
f) Помогают ли члены коллектива друг другу совершенствовать свои навыки применения технических средств, в том числе компьютеров и интерактивных досок?
g) Рефлексируют ли члены коллектива о практике преподавания в других школах, чтобы просматривать и корректировать собственную практику?
h) Используют ли члены коллектива идеи своих коллег из системы последипломной подготовки учителей и других высших учебных заведений?
I) Анализируют ли учителя и ассистенты учителей собственную практику в соответствии с общей системы ценностей?
j) Проводится ли совместная рефлексия по итогам взаимных наблюдений, чтобы совершенствовать обучение и преподавание?
k) Записывают ли учителя части уроков друг друга на видео и анализируются ли уроки вместе?
l) Готовы ли учителя воспринимать комментарии коллег (например, о том, насколько доступным языком они говорят) и по качеству участия детей в различных видах и формах деятельности?
m) Вносят ли изменения учителя в свою методику преподавания с учетом обратной связи от коллег?
n) Помогают ли члены коллектива друг другу смотреть на обучение и поддержку с точки зрения детей?
o) Получают ли члены коллектива разрешение изучать опыт групп или отдельных учеников, которых обучают несколько учителей, чтобы понять и улучшать их опыт обучения?
p) Разделяют ли ответственность за обеспечение участия всех детей все члены коллектива, которые работают в одном и том же классе?
q) Привлекаются ли члены коллектива в процесс совместного решения проблем вместе с коллегами, в школе и вне ее, когда прогресс определенного ребенка или группы вызывает беспокойство?
r) Чувствуют ли себя члены коллектива достаточно уверенными для того, чтобы отрицать мысли друг друга о причинах возникновения проблем?
s) Поощряют ли члены коллектива друг друга экспериментировать с новыми подходами, видами и формами деятельности?
t) Размышляют ли члены коллектива о своих чувствах по обучению определенного ребенка и о том, как эти чувства могут мешать или помогать устранять барьеры для этого ребенка?
В 2.10 Члены коллектива создают совместные ресурсы для обучения.
a) Есть ли место в учительской комнате, где работники размещают информацию о любимых методических пособиях, веб-сайты и другие ресурсы?
b) Разрабатывает ли школьное сообщество веб-сайт с материалами, интересными для членов коллектива, детей и родителей?
c) Сочетает ли сайт школу с другими школами в данной местности / в стране и в других странах?
d) Работники и ученики выдают ли совместную газету об актуальных для них событиях и проблемах, которая является интегрированной в различные виды и формы учебной деятельности?
e) Обустраивают ли классные комнаты таким образом, чтобы развивать стимулирующую учебную среду, которая отражает знания и интересы взрослых и детей и которая также использует другие классы для активизации их обучения?
f) Используют ли в своей деятельности работники другие ресурсы, размещенные в классной комнате, - растения, насекомые?
g) Могут ли старшие дети и молодежь пользоваться игровым данным оборудованием или материалами, которые предназначены для развития воображения детей младшего возраста?
h) Сотрудничают ли члены коллектива по созданию школьного фруктового сада и огорода, и ухода за ними?
I) Есть ли отдельно отведенное место для чтения книг, комната или уголок отдыха, которым совместно пользуются взрослые и дети
j) Сотрудничают ли взрослые и дети в процессе сбора экспонатов для школьного музея артефактов и их историй?
k) Организуют ли члены коллектива библиотеку, которая способствует обучению всех?
l) Организована ли работа библиотеки таким образом, чтобы способствовать самостоятельному обучению детей?
m) Привлечены ли работники библиотеки к планированию обучения и преподавания?
n) Существует ли система для записи, организации телепрограмм и обмена ими?
o) Имеют ли дети доступ к книгам в цифровом и аудио формате и в электронных книгах?
p) Есть ли художественные и научно-популярные издания, интересные для широкого круга различных учеников?
q) Есть ли книги на разных языках, на которых говорят дети или которые они изучают?
r) Есть ли учебно-методические материалы, адаптированные надлежащим образом для детей с нарушениями развития (например, напечатанные крупным шрифтом, шрифтом Брайля или в аудио формате)?
s) Имеют ли классы начальной школы доступ в кукольный театр с набором различных кукол, больших и малых?
В 2.11 Ассистенты учителей оказывают поддержку для обучения и участия всех детей.
a) Закреплены ли ассистенты учителей к определенному классу или предметным направлением, а не к отдельным детям?
b) Работают ли ассистенты учителей над тем, чтобы повышать уровень участия всех детей?
c) Демонстрируют ли ассистенты учителей, что они являются учениками с разными интересами?
d) Ставят ли ассистенты учителей своей целью развивать в детях независимость от их непосредственной поддержки?
e) Поощряют ли ассистенты учителей помогать детям, которые сталкиваются с трудностями в процессе обучения, их сверстников?
f) Выражают ли ассистенты учителей свое собственное понимание барьеров для обучения и участия, с которыми сталкиваются дети и молодежь в школе?
g) Привносят ли ассистенты учителей какие-то конкретные знания о местности, где расположена школа, и о ее сообществе?
h) Привлечены ли ассистенты учителей к процессу планирования и анализу различных форм учебной деятельности?
I) Пытаются ли ассистенты учителей не мешать детям налаживать отношения со сверстниками и другими членами коллектива?
j) Есть ли в классных комнатах специально организованное место, где учителя и их ассистенты могут работать с группами, а также с различными отдельными учениками?
k) Делаются ли попытки нанимать на должность ассистента учителя мужчин и женщин?
l) Интересуются ли мыслями ассистентов учителей о характере рабочих задач, которые они должны выполнять?
m) Обсуждают ли ассистенты учителей содержание своих должностных обязанностей?
n) Ознакомлены ли все учителя с перечнем функций, которые должны выполнять ассистенты учителей?
o) Оплачивается ли ассистентам учителей все время, которое они посвящают работе в школе, - в том числе и посещение совещаний, подготовка учебных материалов и участие в мероприятиях по повышению квалификации?
p) Существует ли признание того, что некоторым детям с нарушениями развития нужен личный помощник, а не ассистент учителя?
q) Приглашает ли школа людей с нарушениями развития для устройства на должность ассистента учителя или личного помощника?
r) Ставят ли личные помощники перед собой такие же задачи, как учителя и ассистенты учителей- помощи детям приобщаться к обучению и школьной жизни наравне с другими детьми на уроках и во внеурочное время?
s) Советуются ли с детьми с нарушениями развития относительно того, в какой поддержке они нуждаются?
t) Существует ли признание того, что личным помощникам и ассистентам учителей, возможно, придется отстаивать интересы некоторых детей и молодежи?
В 2.12 Домашние задания задают таким образом, чтобы они способствовали обучению каждого ученика.
a) Размышляют ли члены коллектива, при каких обстоятельствах домашние задания способствуют обучению или, наоборот, уменьшают его эффективность?
b) Размышляют ли члены коллектива, есть ли какая возрастная граница, ниже которой домашние задания обычно задавать не стоит?
c) Есть ли у членов коллектива понимание того, чего дети могут учиться дома, но они не выполняют домашнее задание?
d) Предлагается ли домашнее задание только с целью улучшения обучения, а не по другим причинам - например, приучение придерживаться распорядка?
e) Работают ли члены коллектива с родителями и детьми над пересмотром подхода школы к использованию домашних заданий?
f) Имеют ли учителя точное представление о том, сколько времени потребуется для выполнения домашнего задания?
g) Когда задают домашнее задание, помогает ли оно развивать знания и навыки всех детей?
h) Размышляют ли члены коллектива над тем, как поощрять детей заниматься интересными им делами и развивать собственные интересы вместо того чтобы задавать домашнее задания?
I) Помогают ли учителя друг другу определять полезные домашние задания?
j) Интегрируют ли домашние задания в планирование учебного процесса в семестр / год?
k) Проверяют ли учителя то, что все дети понимают, что им нужно делать в домашнем задании?
l) Имеют ли дети возможность выбирать домашнее задание таким образом, чтобы оно было связано с развитием их знаний и интересов?
m) Модифицируют ли домашние задания, когда в процессе обсуждения оказывается, что для некоторых детей они не имеют смысла или не соответствуют их интересам, уровню развития и т.д.?
n) Могут ли дети расширять свои знания и навыки, самостоятельно формулируя вопросы для домашнего задания?
o) Домашнее задание поощряет детей брать на себя ответственность за собственное обучение?
p) Знают ли члены коллектива, кто выполняет домашнее задание без помощи и за счет стороны братьев / сестер, родителей / опекунов?
q) Знают ли члены коллектива, кто имеет дома книги и доступ к компьютеру, которыми можно воспользоваться для подготовки домашнего задания?
r) Предоставляют ли члены коллектива альтернативную помощь детям, которые не получают помощи на дому?
s) Существуют ли возможность готовить домашнее задание и получать помощь для этого в школе до или после уроков?
t) Могут ли дети использовать домашнее задание для того, чтобы какое-то время работать над интересными для них темам?
u) Способствует ли домашнее задание сотрудничества между детьми?
v) Существуют ли возможности оформлять домашнее задание разными способами?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)