Советы родителям, которые воспитывают ребенка с задержкой психического развития
Стоит привлекать ребенка к труду, чтобы он на собственном чувственном опыте усваивал знания о предметах домашнего потребления, инструментах и т.д. Деятельность с использованием определенных предметов облегчает усвоение их названия, расширяет представление об их особенностях, назначении и тому подобное. Так ребенок усваивает элементарные понятия.
Ребенка нужно учить рассказывать по сюжетным картинкам. Для этого можно использовать иллюстрации из художественных книг, детских журналов. При рассмотрении рисунка взрослому следует управлять восприятием ребенка, привлекать внимание к деталям, которые нетрудно заметить, объяснять их значение, активизировать речь ребенка.
Для развития умственных действий ребенка следует учить сравнивать предметы, подводить его к пониманию того, что сравнивать - это значит определять похожее и отличное. При сравнении предметов следует помогать ребенку, задавая вопросы.
Очень важно научить ребенка целенаправленно планировать свою деятельность. Для этого следует учить ребенка выполнять работу поэтапно и обозначать каждый этап соответствующим знаком, например, определенной геометрической фигурой. Когда ребенок усвоит умение успешно выполнять работу, пользуясь знаками, он сможет перейти к самостоятельному планированию своей деятельности.
Заботясь о развитии ребенка, следует учить его играть, в частности, способствовать расширению тематики и сюжета игр.
Советы педагогам относительно общения с родителями, которые воспитывают детей с задержкой психического развития:
- Разговор с родителями об особенностях их ребенка всегда должен начинаться с положительной информации о ребенке или сообщения о его достижениях. Поддержка педагога способствует уверенности родителей, вызывает желание услышать еще положительные отзывы, а затем - о чем-то рассказать, посоветоваться. При таких условиях возникает взаимопонимание, дружба.
- Говорить о ребенке следует, учитывая его индивидуальные особенности, а, не ориентируясь на какие-то абстрактные нормы. Сначала следует обсуждать достижения, которые заметил воспитатель, а также те, которые обнаружили родители во время общения с ребенком дома, и только после этого можно переходить к обсуждению определенной проблемы и способов ее преодоления.
- К родителям следует обращаться, как к людям, которые знают своего ребенка лучше.
- Если при обсуждении определенной проблемы ребенка, выяснилось, что у педагога и родителей общее видение этой проблемы, тогда можно начинать обсуждение способов ее решения и конкретного участия в этом процесса родителей.
На современном этапе инновационного развития общества, когда переосмысливается место человека в социуме, образование приобретает характеристики всеобщности, доступности, равенства. В связи с этим, особую актуальность приобретает проблема обучения и молодежи с ограниченными возможностями, в частности проблема инклюзивного образования. Системное изучение зарубежного опыта введения инклюзивного образования в школьную практику, выявление и анализ инновационных механизмов образовательной инклюзии существенно оптимизирует трансформацию отечественной образовательной системы в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.
Уже в середине ХVIII века программы специального образования были внедрены во многих приютах и заведениях для больных людей в США.
Многие выдающиеся люди того времени выступали за реабилитацию и реинтеграцию инвалидов в общество. В основном философия того периода основывалась на предположении, что такие заболевания как, например, умственная отсталость, можно вылечить.
С 1830 года в Соединенных Штатах Америки созданы первые школы для детей с проблемами зрения и слуха. Ученики в этих школах были изолированы и учились по специальным программам. Поскольку это были большие заведения, они часто располагались за сотни километров от дома учеников и дети находились здесь почти все время.
Уровень посещения специальных классов детьми с особыми потребностями был низкий. Такие дети часто бросали школу или были вынуждены бросить ее, и проблема особых детей исчезала вместе с ними.
Большинство таких классов потерпели неудачу из-за неспособности «подтянуть» детей до необходимого уровня знаний и умений, отсутствия должного количества учителей со специальным образованием, недостатка средств, материалов и учебников.
Со временем происходит все большая дифференциация классов. Создаются классы для детей иммигрантов. Такая дифференциация обучения помогла сделать занятия более эффективными по удовлетворению образовательных потребностей всех категорий детей, которые учились в школах. Штат Нью-Джерси стал первым штатом, где были приняты законы о предоставлении специального образования детям в государственных школах, которые были глухие, слепые или не успевали по школьной программе.
Таким образом, в США происходит поиск механизмов для удовлетворения потребностей всех детей в соответствии с их возможностями и возможностями системы образования предоставлять адекватные образовательные услуги. Только возникает вопрос о том, как лучше и как раньше выявлять детей, нуждающихся в специальном образовании.
Внедрение массового тестирования детей в школах США в течение 20-х годов ХХ века позволило выявлять детей, которые по социальным или физическим причинам не успевали в школе.
Сейчас в Соединенных Штатах Америки дети с особыми потребностями могут получать инклюзивное образование, которое, вместе с соответствующей медицинской помощью, дает им возможность полностью раскрыть свой потенциал. Это важно, чтобы такой ребенок не считался больным, а имел все возможности для реализации. А школа - это первый важный этап для интеграции, включения человека в общество.
Особенности организации речевого общения детей
Правильно организованное совместное обучение создает каждому ребенку условия для получения важного опыта социального взаимодействия, овладения коммуникативными навыками. Общая форма получения знаний расширяет границы взаимодействия дошкольников с психофизическими нарушениями с окружающей средой, подключая их к активной деятельности и речевому общению.
Наиболее важным и эффективным периодом для совместного обучения и развития является дошкольный возраст, поскольку существует уникальная возможность преодолеть последствия нарушений психофизического развития.
Проблемы инклюзивного образования детей с особыми образовательными возможностями рассматривали в своих трудах зарубежные и отечественные ученые.
В ряде исследований дошкольный этап детства рассматривается в контексте проблемы реформирования системы дошкольного образования в условиях инклюзии
Речевое общение является одним из первых видов деятельности, которым ребенок овладевает в онтогенезе, оно является универсальным условием развития личности в период дошкольного детства.
Речевое общение - это деятельность, которая имеет свою специфику, структурные особенности (интегрируются ориентировочная и речевая деятельность), и ее освоение связано с различными сторонами личностного развития дошкольника - психической, социальной.
Ребенок дошкольного возраста постоянно находится в ситуации, в которой он общается, используя при этом ограниченный запас языковых средств, и именно наличие сформированной потребности в общении с взрослыми и сверстниками побуждает его к накоплению определенного количества языковых и невербальных средств, владение которыми способствует достижению взаимопонимания с теми, кто его окружает. Нарушение развития детей с ограниченными функциональными возможностями своеобразно влияет на формирование социальных контактов дошкольников, на развитие их познавательных возможностей. Прежде всего, наблюдается значительная изолированность ребенка от детского коллектива. У этих детей проявляется застенчивость, чрезмерная робость, недооценка собственных сил, возможностей, своего места среди окружающих.
Для реализации задачи развития у детей потребностно-мотивационной сферы коммуникативно-речевой деятельности используются следующие методы:
- коммуникативные поручения;
- утренние приветствия;
- разговор воспитателя с детьми и организация разговоров между детьми;
- беседы;
- создание проблемных ситуаций;
- рассказы воспитателя и детей на темы из личного опыта;
- составление писем, устных газет, разыгрывание текстов в форме диалога;
- игры-драматизации, словесные дидактические игры;
- подготовка и проведение праздников, развлечений, дней рождения, дней ребенка;
- организация совместных видов деятельности и общения детей в процессе их выполнения;
- моделирование ситуаций общения на занятиях, организация общения между детьми разного возраста.
Особое значение для развития навыков речевого общения детей в условиях инклюзивного обучения приобретает организация активной речевой практики детей во время организованных занятий. Каждое комплексное речевое занятие имеет коммуникативную цель (задача на развитие связной речи: диалогической или монологической). Лексическую, грамматическую, фонетическую работу подчиняют цели таким образом, чтобы ребенок во время овладения умениями диалогического общения, рассказывания в течение одного занятия смог воспользоваться сложившимися языковыми навыками. Занятия по развитию речи и речевого общения детей будет эффективным при условии полноценной реализации речевого потенциала.
Образовательная среда станет инклюзивной при наличии ряда условий:
- спланированное и организованное физическое пространство, в котором бы дети могли безопасно передвигаться во время групповых и индивидуальных занятий;
- благоприятный социальный и эмоциональный климат;
- благоприятные условия для совместной работы детей, а также предоставление друг другу помощи в достижении положительного результата.
Неотъемлемым и важным процессом создания инклюзивной развивающей среды для детей с нарушениями психофизического развития является организация речевого сопровождения.
Ребенок дошкольного возраста постоянно находится в окружении других людей (родителей, педагогов, сверстников), под влиянием которых происходит не только процесс социализации, но и развитие всех его психических процессов, в частности, речи. В этой связи возникает необходимость говорить и о речевом педагогическом сопровождении развития речи детей, поскольку ребенок находится в средах с равным языковым потенциалом и нагрузкой.
Под речевым педагогическим сопровождением ученые понимают создание психолого-педагогических условий для взаимодействия говорящих в процессе общения в соответствующей среде, которое протекает на эмоционально-положительном фоне взаимодоверия, взаимопонимания, что обеспечивает эффективное развитие речи и обучение детей родному языку.
В условиях инклюзивной группы речевое педагогическое сопровождение имеет специфику, поскольку требует от воспитателя включения детей не только в ситуацию общения «взрослый-ребенок», но, прежде всего, в ситуацию общения «ребенок-группа».
Влияние среды на ребенка одностороннее: ребенок последовательно действует в системах «среда - ребенок - взрослый», «ребенок - взрослый - среда». Данное взаимодействие обуславливает и развитие всех психических процессов и функций ребенка, которые связаны со средой, в частности, речью. В то же время, определенный уровень развития психических процессов позволяет ребенку целенаправленно воздействовать на среду и вносить свои изменения в процессе взаимодействия с взрослыми и другими детьми. Поэтому развитие речи ребенка, воспитание речевого поведения во многом зависит от специфики речевого педагогического сопровождения среды.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)