Планирование уроков
Итак, после составления плана модуля можно приступать к разработке отдельных уроков из него. Существуют различные способы подготовки поурочных планов, и учителя часто придерживаются определенного формата, специально приспособленного к собственному стилю планирования. Методика, предложенная на рис. 7.3 представляет собой расширенный вариант «Плана урока» из главы 5 (см. форму 6 «Образцы полезных документов»). Она позволяет упорядочить мысли и определить подход к проведению урока. Также, по нашему мнению, она помогает планировать деятельность ассистента учителя (парапедагога), с которым вы работаете. Мы также предоставляем ей предпочтение в своей работе, так как благодаря простоте и удобству, почти любой учитель сможет адаптировать ее к своему индивидуальному стилю планирования. В зависимости от вашего образа подготовки к урокам, такие планы бывают более или менее подробными. Конечно, степень детализации каждый педагог определяет для себя сам, руководствуясь местным стандартам своей профессии. В то же время, если в процессе планирования вы попробуете воплощать положения и рекомендации этого раздела, это будет способствовать логической и значимой интеграции целей конкретного ребенка к обычной учебной программе (курикулуму).
План урока.
Естествознание, 3 класс.
Предмет / класс
Дата и время
Тема урока: Живая природа. Становление от головастика к лягушке.
Урок 3 из учебного модуля (всего 6 уроков).
Цель урока: Познакомить детей с жизненным циклом «От головастика к лягушке».
Центральная проблема: Что происходит, когда головастики превращаются в лягушек?
Материалы: Классный аквариум и головастики, которые собрали на прошлой неделе. Схема «От головастика к лягушке ». Книги по теме.
Ход урока: Учитель представляет тему урока и предлагает детям ответить на вопрос: «Что происходит, когда головастики превращаются в лягушек?» Ученики должны исследовать эту проблему с помощью Интернета, книг, собственных наблюдений за аквариумом и путем коллективного обсуждения в малых группах. Далее, опираясь на результаты поисковой деятельности, ученики должны изобразить последовательность этапов преобразования головастика в лягушку.
Домашнее задание: Для этого урока нет.
Ученица с особыми потребностями: Кейти.
Индивидуальные задачи для этого урока: К концу третьего семестра Кейти научится сосредотачивать взгляд на черном кружочке величиной с монету на белом фоне, по меньшей мере, в течение 45 секунд (цель 3, задача 3).
Инклюзивные материалы и методики: Пока группа Кейти наблюдает за головастиками в аквариуме, одного головастика пересаживают в меньший аквариум, который ставят напротив большого белого листа. Педагог поощряет Кейти следить глазами за движениями головастика. Другие ученики также когут наблюдать за головастиком в маленьком аквариуме, пытаясь заметить некоторые изменения.
Альтернативная методика оценки: Педагог фиксирует время визуального слежения по предмету.
Учитель: Представляет тему; объединяет класс в группы; дает задания; работает с каждой группой и оказывает помощь, при необходимости, организует презентации результатов работы групп; проводит заключительное обсуждение по теме урока с использованием схемы.
Ассистент педагога (Пара педагог): Во время урока переходит от одной группы к другой и поощряет детей делать свой вклад в совместную деятельность. Пока группа Кейти работает у большого классного аквариума, помогает пересадить одного головастика к меньшему аквариуму. Побуждает Кейти следить глазами за головастиком и фиксирует время визуального наблюдения и записывает это в журнале. Приглашает других детей понаблюдать за головастиком в меньшем аквариуме. Предлагает Кейти понаблюдать за большим аквариумом.
Оценка: По результатам своих исследований дети должны изобразить в правильной последовательности этапы преобразования головастика в лягушку.
Рисунок 7.3. Форма для планирования уроков.
В этой форме для планирования уроков учтены индивидуальные задания. В ней учитель также кратко описывает методики решения этих задач в контексте урока. Эта графа адресована детям с особыми потребностями, но заметим, что использовать ее следует не только тогда, когда речь идет о выработке определенных навыков согласно ИНП. Она также служит для планирования модификаций на уроках, где работу над индивидуальными учебными задачами не предусмотрено. Таким образом, мы снова возвращаемся к вопросу о том, какие адаптации и модификации можно применять в инклюзивном классе для отдельных учеников. Если вы внимательно ознакомились с материалом этого раздела, то наверняка сможете вспомнить адаптации и модификации, которые помогают создавать благоприятные условия для обучения детей. В различных пунктах мы рассмотреть соображения относительно материалов, ресурсов, методики и ожидаемых результатов обучения. Эти рекомендации, а также советы раздела 9 по физической среде, призваны стать ориентиром для внедрения возможных адаптаций или модификаций на уроках в обычном классе. Напоследок подчеркнем, что приведенные здесь замечания могут быть одинаково полезными для учителей, которые придерживаются концепции универсального дизайна для обучения, и для их коллег, предпочитающих адаптации и модификации специально ориентированные на определенных учеников. Итак, этот раздел, а также предыдущий раздел 6, имеют целью вооружить вас советами и инструментами планирования для инклюзии. Авторы пытались дать общую характеристику и осветить практические аспекты двух основных подходов такого планирования, применяемых в настоящее время в школе, - универсального дизайна для обучения и осуществления адаптаций и модификаций, специально ориентированных на определенных учеников для интеграции индивидуализированной программ в общий учебный процесс. Мы искренне убеждены, что из двух представленных подходов наиболее инклюзивным является универсальный дизайн для обучения. В то же время мы осознаем, что при определенных условиях необходимы адаптации и модификации специально ориентированные на определенных учеников и согласны, что этот подход также может способствовать достижению общих целей инклюзии. В следующем разделе мы предлагаем читателям, опираясь на полученные знания инклюзивного планирования, рассмотреть некоторые методы обучения, которые помогут вам создавать условия для эффективной инклюзии на своем уроке.
Основные термины раздела.
Курикулум - документ, связанный с преподаванием и усвоением знаний, умений и навыков. Он охватывает такие вопросы, как содержание предметов, педагогические методы и подходы, текущая оценка и оценка эффективности обучения, а также соответствующие ресурсы для организации, внедрения и преподавания учебных программ.
Универсальный дизайн для обучения - процесс интерпретации соответствующего курикулума в значимую учебную деятельность, доступен для всех учеников в классе и включает возможности для применения множественных способов представления материала, выражения и привлечения.
Основной курикулум - части курикулума, которые считаются базовыми и необходимыми для всех учащихся.
Вспомогательные технические средства - технические средства, специально разработанные для обеспечения поддержки детям с инвалидностью, однако имеют широкую сферу применения.
Для обсуждения и рефлексии.
1. Какие препятствия, по вашему мнению, могут мешать внедрению концепции универсального дизайна для обучения в процессе разработки курикулума и методики?
2. Когда в адаптациях и модификациях курикулума нет нужды?
3. Чем универсальный дизайн для обучения отличается от адаптаций и модификаций? Что общего между этими двумя подходами?
Введение.
В «Образовательном дайджесте» для электронного банка образовательных ресурсов исследователь обращает внимание на очевидный факт: все ученики учатся разнообразно и имеют разные интересы. Некоторые из них достигают значительных успехов по одним предметным направлениям и имеют посредственные результаты по другим. Поэтому, считает исследователь, лучшая организация обучения в школе предполагает и приспособления к индивидуальным особенностям в пределах разнообразного ученического контингента. Такое обучение получило название «дифференцированного». Ссылаясь на значительный объем свидетельств, авторы научных публикаций приходят к выводу, что дети достигают более личного успеха в школьном обучении (в частности, получают от него удовольствие), если учитель учитывает их учебные нужды. Для дифференциации не существует единой формулы. Вместе с тем, можно предложить ряд широких принципов для подготовки и проведения уроков на основе этого подхода. В статье также говорится о том, что для эффективного обучения стоит предлагать ученикам определенный набор учебных задач, разработанных на основе восьми вариантов дифференциации, предусматривающие варьирования (1) конкретного к абстрактному; (2) от простого к комплексному; (3) от базового до трансформационного уровня; (4) от нескольких до многих аспектов; (5) от меньших к большим шагов; (6) от более структурированного к более открытому; (7) от меньшей к большей независимости; и (8) от медленного до быстрого темпа. В своей работе исследователь рассматривает тему обучения учащихся в смешанных группах, то есть с разным уровнем подготовленности индивидуальных участников. Автор исследует факторы, которые обусловливают неоднородность сформированности у учащихся знаний, умений и навыков. В частности, к ним относятся: индивидуальная мотивация, интересы и потребности учащихся; способность к овладению языка и грамотности; общая учебная подготовка; стили обучения; возраст, внешние требования и имеющееся время для обучения, а также уровень тревожности ученика. Исследователь выражает убежденность в том, что педагоги должны дифференцировать обучение. Поэтому учителям, которые стремятся обеспечивать эти разнообразные потребности, в первую очередь необходимо сформулировать различные учебные цели для своих воспитанников. Ключом к решению этой проблемы является хорошее знание детей. Опираясь на него, педагогу стоит подумать над таким вопросом, например: «Как рационально использовать на уроке это учебное задание, чтобы дети с ним справились и получили от него пользу?» Исходя из результатов научных исследований, в предлагаемом обзоре мы объясняем несколько общих идей и предоставляем ряд советов для учителей по организации видов деятельности на уроке с учетом широкого диапазона ученических потребностей и способностей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)