Инклюзивные стратегии и материалы
Если вы последовательно прошли каждый из рекомендованных этапов, то в течение этого времени, вероятно, уже подготовили комплексный набор долгосрочных целей и задач для одного ученика. Чтобы проверить, насколько тщательно вы проработали все вопросы, советуем обратиться к контрольной таблице во вставке 6.4. Далее нужно определить пути реализации каждой задачи в соответствии с принципами инклюзивного обучения. Иными словами, не изымать ученика из коллектива, а дать ему возможность работать над своими долгосрочными целями вместе со сверстниками во время совместной учебной деятельности. В этой графе ИНН определены конкретные методы для достижения определенной цели в процессе обучения. В частности, в ней говорится об условиях обучения, способы объединения в группы, стили преподавания и связи с общим учебным процессом.
Вставка 6.4. Контрольная таблица для составления ИНП.
· В рабочем порядке собрать данные оценки / отчеты.
· Подготовить документ с обобщенными результатами оценивания.
· Во время заседаний консультационно-педагогической группы делать и записывать общую цель.
· Изучить обобщенные результаты оценки.
· Составить индивидуальные списки учебных приоритетов.
· Согласовать коллективный список учебных приоритетов и сформулировать долгосрочные цели.
· Определить специфические задачи.
· Записать специфические задачи.
· Разработать индикаторы достижения.
· Осуществить базовые оценки для получения исходных данных (по необходимости).
· Продумать инклюзивные стратегии и материалы.
· Составить график просмотра ИНП.
· График и методы просмотра и мониторинга ИНП.
Последняя графа индивидуального учебного плана касается его просмотра и мониторинга. Следует отметить, что ИНП является, прежде всего, рабочим документом, в который консультационно-педагогическая группа может вносить необходимые изменения в любое время. Поскольку ИНП является активным документом, просматривать его следует как можно чаще. Мы советуем проводить эту процедуру, по крайней мере, раз в триместр, но чем чаще вы это будете делать, тем эффективнее будет ИНП. В документ следует заранее включить ориентировочный график просмотра, однако это не мешает организовывать дополнительные заседания консультационно-педагогической группы, как того требует текущий ход учебного процесса. Перед каждым плановым совещанием по пересмотру ИНП необходимо собрать данные всех текущих оценок и оформить их для представления членам консультационно-педагогической группы. Если определенных специфических задач или долгосрочных целей достигнуто раньше ожидаемого срока, группа должна заменить их новыми. Последний вопрос заключается в том, какие изменения нужно вносить в ИНП. В некоторых случаях модификация рассмотренных выше аспектов позволяет ученику успешно реализовывать определенную долгосрочную цель или специфическую задачу. Однако в других, возможно, придется отказаться от определенной цели или задачи, предпочтя более достижимые цели. Если в течение существенного периода ученик никоим образом не продвинулся в направлении достижения определенной цели или специфической задачи, то дальнейшая работа над ней не только не имеет смысла, но и приведет к противоположному результату (см. вставку 6.5). Также, если прогресса в направлении достижения определенной цели не наблюдается, дальнейшее сосредоточение на ней делает обучение скучным и потенциально вредит ученической самооценке.
Вставка 6.5. Неудовлетворительные результаты?
Если через предварительно-определенный период ученик не демонстрирует успехов в достижении своих целей (или если эти успехи очень скромные), членам консультационно-педагогической группы стоит задуматься над тем:
· Подходила ли ребенку такая долгосрочная цель или специфическая задача изначально;
· Не завышены ли требования относительно ожидаемого уровня достижений;
· Достаточно ли времени было отведено для обучения и практики;
· Наблюдались ли определенные проблемы в оценке успехов ребенка;
· Правильно ли была выбрана учебная стратегия;
· Соответствовали ли материалы уровню подготовленности ученика, его интересам и тому подобное;
· Была ли такая цель или специфическая задача для него важна.
Итак, в этом разделе мы познакомились с методами построения индивидуального учебного плана. Он может оказаться полезным инструментом, который помогает сосредоточить внимание на потребностях отдельных учащихся. Однако ИНП не должен быть оторванным от деятельности остального класса на уроке и от общего учебного процесса. Таким образом, возникает необходимость поиска творческих путей его интеграции в повседневную работу. Некоторые идеи мы рассмотрим в разделе 7.
Основные термины раздела.
Индивидуальный учебный план - письменный документ, в котором основное внимание сосредоточено на особенностях обучения определенного ученика в течение определенного периода.
Консультационно-педагогическая группа (команда специалистов) – коллектив ключевых лиц (в том числе и сам ученик), которые принимают участие в процессе разработки индивидуального учебного плана. Они обеспечивают проведение адекватного оценивания и разрабатывают программу для ученика с особыми образовательными потребностями, оказывают поддержку и осуществляют мониторинг ее реализации.
Общая цель (видение) - это короткое сообщение / утверждение в начале ИНП, что дает представление об общей картине будущего ученика, составленную на основе стремлений и надежд всех причастных к его обучению.
Обобщенные результаты оценки - общая характеристика результатов всех оценок, проведенных до заседания консультационно-педагогической группы.
Специфическая задача - задача, в соответствии с которой ученик должен четко продемонстрировать свою способность выполнять определенное действие, что дает основания сделать вывод о достижении цели.
Для обсуждения и рефлексии.
6.1. Какие положительные и отрицательные аспекты можно выделить в практике применения индивидуальных учебных планов?
6.2. Межличностные трудности могут ли возникать в процессе работы консультационно-педагогической группы? Как их предотвратить?
6.3. Можно ли записать специфические задачи и оценивать их достижения таким образом, чтобы уменьшить акцент на демонстрации ожидаемого результата из-за поведения ученика, и чтобы одновременно получить достаточные свидетельства учебного прогресса?
Инклюзивное образование. Поддержка разнообразия в классе: практическое пособие 6. Инклюзивный подход к построению учебного процесса.
Главные темы раздела.
Понятие курикулума.
Универсальный дизайн для обучения или адаптации курикулума?
Универсальный дизайн курикулума.
Дифференцированное преподавание.
· Аспекты учебной среды:
- Материалы;
- Ресурсы;
- Учебные методы;
- Ожидаемые результаты обучения.
Адаптации и модификации курикулума.
Интеграция индивидуальных учебных задач к общему курикулуму в процессе:
- Модулей;
- Планирование уроков.
Перед тем, как приступать к разработке индивидуальной программы, необходимо продумать инклюзивную организацию общего учебного процесса. Во многих случаях соблюдение определенного подхода к планированию уроков устраняет потребность в создании специализированных программ для отдельных учеников. В то же время, этот раздел мы подаем после материала об индивидуальных программах. Такая структура пособия позволяет, во-первых, ознакомить читателей с общим инклюзивным подходом к построению учебного процесса; и, во-вторых, рассмотреть варианты сочетания этих программ с более инклюзивными методами обучения, позволяющих достижение лучших результатов всеми учениками. Поэтому сначала мы попробуем подробно охарактеризовать инклюзивный подход к обучению. В этом разделе речь пойдет о таких понятиях, как универсальный дизайн для обучения, дифференциация обучения, и модификация программ. Надеемся, это поможет вам структурировать свою практику преподавания и планирования учебного процесса для всех учащихся.
Понятие курикулума.
Курикулум является основой для всех процессов обучения и преподавания в школе. Это общая концепция, всеобъемлющая по содержанию и сложная на практике. В широком смысле, курикулум определяет знания, умения, установки и методы их формирования. Он охватывает такие сферы, как содержание предметов, педагогические методы и подходы, текущее и итоговое оценивание, а также соответствующие ресурсы для организации, внедрения и преподавания учебных программ. На страницах этой книги освещены каждую составляющую такого определение курикулума. В этом разделе мы остановимся на содержании предметов и ресурсах, необходимых для внедрения и преподавания учебных программ. Другими словами, мы подробно рассмотрим вопрос о том, чего следует учить и как планировать этот процесс. Курикулум состоит из двух уровней - основного (базового) и специализированного (вариативного). В «основной курикулум» входят предметы, которые считаются базовыми и необходимыми для всех учащихся. Базовыми они являются потому, что закладывают основу для дальнейшего обучения и обеспечивают концептуальный и методологический инструментарий для продолжения собственного образования. Их также считают необходимыми, потому что они призваны подготовить учащихся к полноценному и эффективному участию в общественной и культурной жизни. Поэтому в основном курикулуме лежат азы грамотности, счет и другие, более функциональные понятия и навыки, которые служат фундаментом для дальнейшего обучения. И наоборот, термин «специализированный курикулум» охватывает все другие аспекты курулума, которые условно можно назвать «неосновными». Этот уровень имеет большое значение: он помогает обогатить, углубить основной курикулум, расширяет его границы и предоставляет ему разнообразие. Наполнение основного и специализированного курикулума диктуется контекстом; оно зависит от взглядов, установок и ценностей всех участников образовательного процесса. Так, школьные предметы вроде музыки и изобразительного искусства некоторым кажутся второстепенными, и поэтому их относят к специализированному курикулуму. В то же время, сторонники другой позиции, убеждены в высоком общественном значении музыки и искусства, считают изучение этих дисциплин необходимым и поэтому вносят их в основной курикулум. Большинство учителей уже сформировали собственное представление об оптимальном содержании основного и специализированного курикулума, причем мнение одного педагога может не совпадать с взглядами коллег. Но, в конце концов, именно он определяет, каким аспектам учитель склонен придавать большее значение в процессе обучения. Авторы убеждены, что, независимо от их различий, все дети должны иметь возможность овладевать предметами, как основного, так и специализированного курикулума. В этой связи возникает вопрос: сколько времени следует уделять каждому из этих двух уровней. Ответ на него зависит от конкретных учеников и конкретного учебного контекста. В частности, в работе с некоторыми учениками необходимо сосредоточиться на составляющих основного курикулума, чтобы лучше подготовить их к приобретению знаний, умений и навыков по его специализированной плоскости. И наоборот, с другими детьми следует основательно работать над предметами специализированного курикулума, чтобы помочь им в дальнейшем расширять и совершенствовать знания, которые они быстро усвоили в пределах основных дисциплин. Но, независимо от личности ученика, в учебном процессе должны быть представлены оба уровня курикулума. Благодаря этому сочетанию ребенок получает богатый учебный опыт. При этом он опирается на прочный фундамент и традиционные школьные дисциплины, которые, по заключению ученых, остаются важными и актуальными для нашего времени.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)