Обобщенные результаты оценки
Если вы придерживались описанных в предыдущих главах процедур, то к этому моменту уже вероятно, собрали и обработали разнообразную информацию об ученике, которому адресован этот индивидуальный учебный план. Из нее можно многое почерпнуть, в том числе общие сведения о ребенке, узнать его интересы, сильные стороны, потребности, а также уровень усвоения материала предметов. Владение этими данными значительно облегчает процесс разработки надлежащего учебного плана и делает его успешным. До заседания консультационно-педагогической группы ее членам должны дать достаточно времени для внимательной обработки и осознание отчетов по каждому оцениванию. Кроме того, перед заседанием учитель должен провести встречи с ее ключевыми участниками (в частности родителями) и рассказать о данных формовочного и итогового оценивания, проводимого на уроках. Не стоит раздавать отчеты непосредственно перед началом, зато рекомендуется предоставить членам группы определенное время, чтобы подробно изучить результаты оценивания, другую информацию и внимательно их обдумать. Если кому-то из них отдельные аспекты отчетов о результатах оценки остаются непонятными, то во время заседания или перед ним их объясняет автор отчета или лицо, хорошо ориентирующееся в вопросах такого типа оценивания. В этом и заключается суть данной составляющей ИНП. В ней представлена общая характеристика результатов всех оценок, проведенных к заседанию консультационно-педагогической группы. Эта графа роста напоминает участникам о существенных данных всех видов оценивания. Не нужно подробно описывать каждую методику. Ведь предполагается, что к заседанию члены группы уже успели ознакомиться с оригинальными отчетами. А лицо или группа, ответственная за координацию индивидуального учебного плана, должна подготовить обобщенную характеристику каждого оценивания. Она должна занимать не более одной страницы, и, по возможности, ее следует составлять в виде списка. Далее приводится пример обобщенных результатов оценивания для Джереми, размещенный в нижней части первой страницы ИНП (см. Форму 9 в разделе «Образцы полезных документов»). Вы, несомненно, заметите, что он содержит данные различных типов оценивания, в том числе формализованного психологического оценивания, наблюдение, анализ ученических работ и обычного оценивания на основе курикулума (программы). Стоит отметить, что в приведенном примере некоторую информацию изложили с позиции «дефицитов». К сожалению, это соответствует существующим реалиям. В таком ключе составлено большинство стандартизированных тестов, и поэтому их выводы представлены «как есть». Однако это не означает, что данные, которые предоставляет учитель, или цели и задачи, которые впоследствии определяет консультационно-педагогическая группа, также должны отражать такой образ мышления с акцентом на «дефицитах».
Обобщенные результаты оценивания для Джереми.
Имя ребенка: Джереми.
Возраст:
Класс / год обучения:
Учитель-координатор: миссис Смит
Дата:
Общая цель.
Мы надеемся, что в будущем Джереми будет жить самостоятельно. Мы также надеемся, что он будет самостоятельным, что будут хорошие отношения с членами местной общины и они его будут поддерживать. Мы мечтаем о том, что у Джереми будет интересная работа и работодатель будет ценить его вклад к общему делу. Мы бы хотели, чтобы Джереми жил активной и насыщенной социальной жизнью, имел близких друзей, чтобы его связывали крепкие и длительные отношения с дорогими ему людьми, чье общество дарит ему радость.
Обобщенные результаты оценивания.
Тип оценивания.
Векслеривская шкала интеллекта для детей WISC-III (психолог).
Шкала для измерения адаптивного поведения -ineland ABS: расширенный вариант; опросники для проведения интервью (данные проанализированы психологом).
Структурированные наблюдения в школе (учитель и ассистент учителя).
Эпизодические наблюдения (учителя, родители, ассистент учителя, Джереми).
Оценка по материалу учебной программы (учитель).
Результаты.
· Комбинированный полный коэффициент интеллекта 58.
· Общие трудности с каждым субтестом (понимание прочитанного, орфография, письменная речь).
· Уровень ниже среднего во всех сферах.
· Серьезные трудности в социальной сфере и развития моторики.
- Социализация: не взаимодействует с окружающими, играет один.
- Моторика: серьезные проблемы общей моторики. Медленный, трудно преодолевает преграды, часто теряет равновесие.
· На уроках в целом хорошо организован.
· Любит уроки музыки, демонстрирует хороший уровень успешности в этой сфере.
· Трудности в поддержании позитивных социальных отношений: играет сам или спорит / начинает драку.
· В процессе социального взаимодействия слишком приближается к собеседнику, вмешивается в его «личное пространство».
· Плохо замечает возможности для положительного социального взаимодействия с другими людьми, кроме своей семьи.
· Любящий и заботливый старший брат.
· В свободное время любит рисовать, лепить, мастерить.
· Проблемы с соблюдением «личного пространства».
· Уровень успеваемости по музыке выше типичных показателей возрастной группы.
· Умеет считать до 1000; выполняет сложение, вычитание, умножение и простое деление. Хорошо строит простые графики. Базовое понимание дробей.
·Использует конкретные подсказки.
· При чтении быстро распознает буквы и соотносит их со звуками. Низкий уровень понимания прочитанного, сложнее текстов для 3 класса. Много орфографических ошибок. Трудности письменной речи.
· Демонстрирует хорошие успехи в области искусства. Интересуется рисованием.
Овладел сложными приемами, в том числе изображение тени и рисование масляными красками на холсте. Проявляются способности в других направлениях, в частности в лепке.
Долгосрочные цели.
Долгосрочные цели - важная составляющая любой программы обучения. Они определяют результат, которого предполагается достичь в работе с учеником за длительный период. Этот период зависит от контекста, но обычно не превышает одного года. Сейчас в школах довольно распространенная практика составления различных планов. По имеющимся данным, в некоторых случаях долгосрочные цели охватывают небольшие промежутки времени, например шесть и даже три месяца, когда обучение производится интенсивно. Долгосрочные цели определяются на основе тезисов общей цели и данных из графы обобщенных результатов оценки. По своему характеру, они могут быть довольно широкими. Долгосрочные цели позволяют сформировать представление о направлениях, в которых ученик должен развиваться на протяжении длительного периода. Формулировать эти аспекты следует простым языком, понятным для каждого участника. Действительно, одним из главных условий эффективности индивидуального учебного плана является его простота. Это касается не только формулировки целей, но и их количества. Каждую долгосрочную цель впоследствии будет подкреплено рядом специфических задач, поэтому авторы плана должны предварительно взвесить, чего реально достичь на практике в обычном классе за указанный период, учитывая имеющееся кадровое и ресурсное обеспечение. Стоит добавить, что не нужно подробно прописывать в ИНП все, чем должен овладеть ученик. Этот документ скорее призван сосредоточить внимание на аспектах обучения, которые являются для него самыми важными. Также заметим, что о котором бы ученике не шла речь, в подавляющем большинстве случаев целесообразно ограничиться тремя долгосрочными целями.
Пример. Лучшие намерения, вылившиеся в нежизнеспособную практику Салли - исполнительный и преданный своему делу педагог. В ее классе учится Альберт, мальчик из семьи беженцев, который почти не знает английского языка, и она хотела помочь ему развиваться и расти в различных сферах. Учительницу поддержали все члены консультативно-педагогической группы, и вместе они определили для Альберта семь долгосрочных целей. Далее в каждой из них были сформулированы по пять специфических задач, то есть всего 35 задач в год. Всегда тщательная в своей работе, Салли пыталась интегрировать все задачи Альберта в программу, рассчитанную для всего ученического коллектива. Однако скоро она поняла, что задач слишком много, и систематически работать над каждой ей было сложно. Кроме того, в течение недели для этого никогда не хватало времени. Салли приходилось засиживаться до глубокой ночи, оформляя документацию по мониторингу реализации каждой задачи. В конце года результаты его оценивания наглядно доказали, что никакой цели Альберта не удалось достичь в полной мере, хотя по некоторым наметился частичный прогресс. Неудовлетворительные итоги обучения мальчика объяснялись большим количеством долгосрочных целей. Вместо того, чтобы сосредоточить внимание на нескольких важных сферах, Салли ставила перед собой много задач, что привело к распылению усилий. Итак, несмотря на напряженный труд учительницы, ее попытки охватить все привело к тому, что прогресс ученика в его учебных целях был довольно незначительным.
После внимательного анализа цели и обобщенных результатов оценивания, каждый член консультативно-педагогической группы должен индивидуально составить перечень сфер, которые считает важными для ребенка. Эти идеи впоследствии будут использованы для формулирования соответствующих целей в порядке приоритетности. После завершения работы над индивидуальными списками, вся группа обсуждает и согласовывает приоритеты обучения. На этом этапе может возникнуть определенная дискуссия о значимости различных аспектов, какие из них являются важными. Далее все эти приоритеты следует записать в отдельной форме, которая будет служить основой для выработки долгосрочных целей. Ниже приведен пример: на рис. 6.3. подано заполненные формы для Джереми (см. также форму 10 в разделе «Образцы полезных документов»). Сначала приводится образец индивидуального списка приоритетов, который составил один из участников группы, исходя из цели Джереми и обобщенных результатов его оценивания. Далее в коллективном списке показано, какие главные аспекты обучения могли определить для мальчика все члены консультативно-педагогической группы после обсуждения.
Долгосрочные цели.
Индивидуальный перечень.
Коллективный перечень (обвести нужное).
Имя ребенка: Джереми Х.
Дата 15 апреля.
Приоритеты обучения (в порядке важности):
1) Выработка социальных навыков.
2) Формирование навыков трудовой деятельности.
3) Поощрение художественных талантов.
4) Улучшение подвижности.
5) Повышение уровня академической успеваемости.
Долгосрочные цели.
Индивидуальный перечень.
Коллективный перечень (обвести нужное).
Имя ребенка Джереми Х.
Дата 15 апреля.
Приоритеты обучения (в порядке важности):
1) Выработка социальных навыков.
2) Поощрение художественных талантов.
3) Улучшение подвижности / моторики.
4) Повышение уровня академической успеваемости.
Рисунок 6.3. долгосрочные цели.
После определения приоритетов консультационно-педагогическая группа может приступить к формулированию долгосрочных целей. При этом важно помнить рекомендации вставки 6.2.
Вставка 6.2. Советы по определению долгосрочных целей.
В процессе разработки долгосрочных целей необходимо учитывать следующие моменты:
· Упор следует делать на сильные стороны ребенка и его потребности - несправедливо требовать, чтобы ученик работал только над тем, что ему удается плохо;
· Цели должны основываться на приоритетах, согласованных консультативно-педагогической группой;
· Цели должны отражать ожидаемые результаты учебной деятельности ученика и быть личностно-ориентированными. Например, с долгосрочной цели «интегрировать Джил в работу ученического коллектива на всех уроках искусства » видно, как педагоги школы планируют работать с девочкой, а не чего она сама, в конце концов, должна достичь. Поэтому в этом случае лучше будет такая долгосрочная цель: «Джил будет активно участвовать в работе ученического коллектива на уроках изобразительного искусства ». С этой формулировки понятно, что должна сделать ученица для достижения своей долгосрочной цели.
· Цели не должны быть слишком конкретными - все детали будут предусмотрены узкими задачами в следующей графе ИНН.
· Следует отметить период достижения каждой цели.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)