Оценка на основе несистематической информации
В формировании полной картины потребностей ученика, его сильных сторон, интереса и мотиваций важную роль играет несистематическая, разрозненная информация при условии, что ее используют взвешенно и в сочетании с другими формами оценивания. Причем речь идет не только об учениках с особыми образовательными потребностями, наоборот, указанный метод, как и остальные описанные в этом разделе, подходит для всех детей. В нашем контексте под систематической информацией имеются в виду данные, полученные в процессе неформальных бесед с учеником, его ровесниками, бывшими учителями, членами семьи и другими работниками школы. Оценка также охватывает все записи, которые вы время от времени делаете на уроках, неформальные оценочные шкалы и контрольные таблицы наблюдений.
Интервью с родителями.
Как уже отмечалось, в процессе оценивания одним из основных источников информации являются родители, и значительная часть полученных от них данных подпадает под категорию «несистематических», в том числе их устные комментарии и в форме записок. Родители должны предоставлять информацию и обеспечивать поддержку в процессе обучения. Поэтому важно с самого начала наладить с ними хорошие отношения, ведущим принципом которых является сотрудничество. Движение информации должно быть двусторонним. То есть не только родители способны делиться с вами ценными наблюдениям, но и вы также можете делать то же для них, позволяя больше узнать о прогрессе их ребенка в школе. Вступать в контакт с родителями стоит как можно раньше, возможно даже до начала учебного года. И в идеальном варианте между вами должна быть дружба и продуктивные отношения на основе взаимного понимания. Ниже предлагаем несколько вопросов для интервью с родителями, которые помогут глубже понять ученика. Их было заимствовано из более широкого списка Спинелли (2002) и представлены здесь в модифицированном виде.
· В чем заключаются сильные стороны вашего ребенка и в каких сферах он обнаруживает определенные потребности?
· Какие особые таланты у вашего ребенка?
· Что мотивирует вашего ребенка? Какие у него интересы? Нравится вашему ребенку в школе?
· Имеет ли ваш ребенок особые страхи или есть что-то, что заставляет его волноваться?
· Много друзей у вашего ребенка? Какие они?
· Какие отношения у вашего ребенка с учителями?
· Любит ли ваш ребенок групповые виды деятельности или, наоборот, предпочитает работать в одиночку?
· Принимает ли ваш ребенок на себя ответственность за выполнение задач?
· Расскажите, пожалуйста, о предварительном обучении вашего ребенка (учебные заведения, контексты и т.д.).
· Какие цели для вашего ребенка вы ставите в этом году?
· Есть ли что-то еще, что я должен знать, или любая другая информация, которая может мне понадобиться?
· Какую информацию я должен предоставить вам сейчас и в дальнейшем на регулярной основе? Чем я могу помочь вам в этом году?
Используя эти вопросы как ориентир во время разговора, рядом с ними можно исследовать другие аспекты и пропускать пункты, не касающиеся вашего учебного контекста. В процессе интервью рекомендуется придерживаться выбранной тематики и тратить минимум времени на постороннюю информацию. Однако это не означает, что вы не должны отклоняться от заранее определенного направления. Ведь родители могут поднимать другие вопросы, которые не пришли к вам на ум. Однако, даже отходя от основной темы беседы, необходимо помнить, что цель вашей встречи заключается в том, чтобы больше узнать об ученике. Также следует обратить внимание на то, что полученная от родителей информация, какой бы неформальной она ни была, должна оставаться конфиденциальной и ее нельзя разглашать даже своим коллегам в школе. Если вы хотите поделиться отдельными фактами или данными с другими работниками, сначала нужно заручиться разрешением родителей. Для интервью следует выбирать место, где родители будут чувствовать себя комфортно, например удобную и приветливую комнату в школе. Можно предложить кофе или чай и приложить все усилия для поддержания неформальной атмосферы. Это, во-первых, поможет получить более открытые и развернутые ответы и, во- вторых, даст родителям ощущение, что их воспринимают как важных членов сообщества вашего класса и школы.
Интервью с учениками.
Проведение эффективного интервью с учениками, которое позволяет получать полезные ответы, требует высокого уровня педагогического мастерства. За годы общения с учениками большинство учителей уже выработали нужные навыки. Также, если ученик посещал вашу школу раньше, то у вас, наверное, установилась определенная форма отношений (даже если они сводятся к тому, что вы знаете друг друга в лицо и по имени). Это поможет создать для него комфортную атмосферу во время интервью. Независимо от возраста учащихся, в процессе интервью следует отдавать предпочтение неформальной беседе. Безусловно, вас интересуют честные и откровенные ответы, а не те, которые, по мнению учеников, вы бы хотели услышать. Для этого лучше всего подойдет среда со спокойной и непринужденной атмосферой, где они могут свободно высказывать свое мнение. Поэтому любые интервью должны проходить в привычном для ученика месте, например в классе, библиотеке, спортзале, на улице, на спортивной или игровой площадке. Рекомендуется избегать помещений, куда «посторонним вход воспрещен», то есть комнат персонала, учительских или комнат для встреч с родителями. Проводить интервью нужно один на один, но в то же время каждый педагог должен осознавать возможные последствия пребывания в кабинете с учеником наедине. Вы можете применять такие же вопросы, что и во время беседы с родителями ученика, перефразировав их соответствующим образом. Приведенный ниже список станет полезным отправным пунктом.
· Какие твои сильные стороны? В каких сферах ты иногда нуждаешься в помощи?
·Твои особые таланты?
· Что мотивирует тебя доводить до конца свои школьные задания? Чем ты интересуешься?
·Тебе нравится в школе?
· Есть ли у тебя какие-то особые страхи или что-то такое, что заставляет тебя волноваться?
· Много у тебя друзей? Чем вы обычно любите заниматься? У тебя вообще хорошие отношения с учителями? Как тебе больше нравится работать - самостоятельно или в группах?
· Кто несет ответственность за то, чтобы ты выполнял свои школьные задания?
·Расскажи о школе, где ты учился раньше.
·Что бы ты хотел изучать в этом году?
·Возможно, ты хотел бы еще что-то добавить?
· Чем я могу помочь тебе в этом году?
Интервью с персоналом школы.
С разных взглядов, проведение интервью с коллегами в школе может быть одним из самых простых аспектов оценки. Вы уже наверняка знакомы с работниками учебного заведения, которых необходимо привлечь к этому процессу, поэтому для разговора подойдет любое нейтральное место в школе с неформальной и комфортной атмосферой, например комната для отдыха или учительская. Следующий раздел посвящен теме сотрудничества с коллегами, так как здесь нет нужды подробно останавливаться на ее базовых принципах. Достаточно заметить, что в большинстве случаев отношения между вами должны быть теплыми и профессиональными. И если это так, то, чтобы провести интервью, нужно просто найти время для дружеской беседы. Круг собеседников для проведения интервью должно охватывать ключевых членов школьного персонала, в том числе учителей, учителей ученика, которые были ранее, ассистентов учителя и вспомогательных работников. Возможно, вы также решите поговорить с другими работниками, если, по вашему мнению, они в состоянии предоставить важную информацию. Конечно, персонал школы может обеспечить вас «неоспоримыми фактами», то есть сообщить результаты тестов или предоставить образцы работ. Это полезная информация. Также, стоит рассмотреть вопросы, подобные тем, которые применялись для родителей и учеников.
· Сильные стороны и потребности учащихся в этом классе?
· Особые таланты заметны в этом классе?
· Что мотивирует учеников? Каковы их интересы?
· Можно ли считать, что ученикам нравится в школе?
· Можно ли сказать, что у некоторых учеников есть особые страхи или что-то, что заставляет их волноваться?
· Привыкли ли они работать в группах?
· Принимает ли этот ребенок на себя ответственность за выполнение задач?
· Над какими целями мы могли бы продолжить работу в этом году?
· Есть ли еще что-то, что я должен знать, или другая информация, которой мне стоит обладать?
Анализ проведенных интервью.
После завершения всех интервью вы можете сравнить ответы путем триангуляции. Этот метод качественного исследования предполагает сопоставление различных источников информации и дальнейший анализ ее подобных и отличительных элементов, что позволяет выработать всесторонний взгляд на проблему. Для триангуляции данных интервью советуем воспользоваться формой 1 в разделе «Образцы полезных документов», которая значительно облегчит их обработки. Форму можно скопировать и модифицировать для записи и анализа полученных ответов. В этом разделе представлена характеристика двух типов оценивания - психологического и на уровне класса. Мы надеемся, что представленный в первой части обзор методов психологического оценивания поможет вам лучше понимать и интерпретировать все формализованные отчеты, с которыми вы в дальнейшем будете иметь дело в своей профессиональной деятельности. Нам также хочется верить, что из материалов об оценке на уровне класса вы почерпнули для себя несколько идей и возьмете их за основу для проведения оценки и принятия педагогических решений. В следующем разделе речь пойдет о сотрудничестве - одна из фундаментальных составляющих хорошей инклюзивной практики.
Основные термины раздела.
Оценка - процесс, цель которого - определить, произошло усвоение знаний / навыков и / или нужно ли дополнительное обучение.
Оценка на основе курикулума - применение задач курикулума как основы для определения того, что ученик знает и умеет.
Коэффициент интеллекта (IQ) - статистический инструмент, который показывает результат индивида на двунаправленный шкале со средней отметкой 100 баллов относительно результатов других представителей его возрастной группы по тесту когнитивных способностей.
Процентильный ранг - показатель, отражающий результат индивида в выполнении теста по сравнению с результатами других представителей его возрастной группы.
Портфолио - подборка основных работ ученика, которые демонстрируют прогресс в направлении заранее определенных целей программы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)