Основные методы оценки для обучения
Сообщение учебных целей и четких критериев успеха.
Учебная цель точно описывает, что ученик будет уметь делать, понимать или знать результат выполнения учебной деятельности. Ученики также должны осознавать разницу между учебным заданием (что они должны делать) и учебной целью (чего они смогут научиться). Учебную цель и критерии успеха следует формулировать на понятном для ученика языке. Существует несколько способов сообщения учебной цели и ее объяснение.
· Используйте визуальные подсказки и настенные графики для напоминания об учебной цели / критерии.
· В начале определенной учебной деятельности попросите учеников назвать своими словами или записать ее цель.
· Используйте рубрики - наборы критериев для оценки знаний, которые являются распространенным инструментом для определения уровня успеваемости.
В печатных источниках и на образовательных сайтах размещены многочисленные примеры оценочных рубрик, а также шаблоны и советы по наработке собственных. Кроме этого, привлечение класса к разработке такого инструмента позволяет учителю и ученикам точнее осознать важные элементы знаний и навыков. Во вставке 4.4 описано общую технологию сотрудничества учителей в процессе составления рубрики.
Вставка 4.4. Создаем единую рубрику вместе.
1. Определите, для которого учебного задания и класса вы планируете применять свою рубрику (например, написание произведения - рассказы в 5 классе).
2. Подготовьте подборку рубрик, касающихся этой задачи (с электронных и печатных образовательных ресурсов).
3. Составьте списки показателей, по которым будете оценивать ученические произведения (на основе собранных рубрик и предложений учителей).
4. Обобщите предлагаемые показатели в едином списке.
5. Проанализируйте реалистичность определенных показателей и приведите их в соответствие с учебной программой.
6. Определите, какие показатели произведения должны составлять основу его оценочной рубрики (например, аудитория, лексика, структура текста, пунктуация) и, при необходимости, объедините их в категории. Например, разделение текста на абзацы и орфографию можно объединить в категорию «графические особенности текста».
7. Определите количество уровней успешности для оценки этой задачи.
8. Для каждой описательной категории определите количество уровней успешности и задайте числовой диапазон, например 1 - 4.
9. Опишите каждый уровень успеваемости. Характеристики уровней должны быть четкими и однозначными (в частности, следует избегать таких слов как «хорошо», «лучше» и «лучше всех»). Сначала охарактеризуйте высокий и самый низкий. Уровни успешности в пределах одной описательной категории можно различать по таким показателям как качество, частота, степень и / или количество. Например: орфография. Уровень 1: в произведении более четырех орфографических ошибок в словах с простым написанием. Уровень 4: в произведении менее двух орфографических ошибок в сложных словах. Для большей точности можно привести примеры «простых» и «сложных» слов.
10. Проведите апробацию рубрики. Составленную рубрику учителя применяют на уроках и получают обратную связь от учеников. Особое внимание следует обратить на то, насколько реалистичными являются представленные уровни и насколько значимы их дескрипторы.
11. Во время совместной встречи сравните свои выводы и измените рубрику с расчетом обратной связи.
12. Чтобы облегчить применение рубрики для учителей и учеников, подберите образцы работ для иллюстрации каждого уровня и другие ресурсы.
13. Следите за тем, чтобы рубрики пересматривались на постоянной основе. Это позволит оперативно реагировать на изменения курикулума и учитывать различные ученические необходимости.
Стратегический опрос.
В ОДН, некоторые вопросы могут быть лучше других. Например, использовав вопрос другого типа или изменив его формулировку, можно помочь ученикам шире продемонстрировать свое умение упростить уровень языковой сложности, активизировать высшие процессы мышления. Уменьшить количество вопросов, которые необходимы для оценки понимания у определенного ученика. Метод стратегического опроса позволяет:
· Выяснить, что ученики знают, понимают, умеют делать, путем анализа их ответов;
· Выявлять пробелы в знаниях, исправлять ошибки в понимании и давать дополнительные задания повышенной сложности;
· Определять наиболее эффективные методы обучения и преподавания.
Вопросы совершенствования практики опроса хорошо освещены в многочисленных методических публикациях. Ниже, во вставке 4.5, предлагаем контрольную таблицу для изучения приемов формулировки вопросов, которую можно использовать для саморефлексии и наблюдения за работой коллег.
Вставка 4.5. Контрольная таблица: насколько эффективно учитель применяет метод стратегического опроса на уроке?
Ставьте отметку напротив соответствующего пункта каждый раз, когда замечаете в работе учителя и учеников следующие действия.
Учитель:
·Четко объясняет основную цель вопросов;
·Закрытые вопросы;
·Ставит открытый вопрос;
· Проводит опрос перед началом учебной деятельности для выяснения предыдущего опыта учащихся;
·Проверяет уровень фактологических знаний учащихся для активизации мышления высшего порядка;
· Задает вопросы, которые побуждают учеников к обдумыванию собственной учебной деятельности в процессе выполнения задания;
· Задает вопросы, которые побуждают учеников мыслить, анализировать и давать развернутые ответы;
·Ставит вопрос различными способами;
·Ждет ответа ученика;
· Использует различные стратегии, чтобы поощрить учащихся сначала поразмыслить над своими ответами (например: «поговори с партнером», «один-два-четыре » или не спешит вызывать учеников, которые подняли руку, а предлагает им еще немного подумать);
·Положительно реагирует на ответы учащихся;
·Внимательно слушает учащихся;
· Задает вопросы для проверки уровня понимания в конце учебной деятельности;
· Меняет методику преподавания с учетом ученических ответов;
· Развивает ученические ответы, даже если они неправильные, использует их как основу для дальнейшего обучения;
· Задает вопросы разным ученикам, пытаясь охватить весь класс;
·Поощряет учеников задавать вопросы друг другу;
· Предоставляет учащимся возможность отвечать на вопросы различными способами.
ученики:
учителю;
друг другу;
· Задают вопрос себе.
Обратная связь.
Качественная обратная связь дает ученикам понять, каким образом они могут повысить свой уровень успешности. Такая практика эффективна, когда:
· Учащиеся хорошо осознают, что обратная связь как метод, и конкретные замечания учителя, призваны помочь им учиться лучше;
·Предоставляется в контексте учебной деятельности;
·Она является постоянной составляющей обучения и преподавания;
·Обеспечивается в процессе и по завершении учебной деятельности;
· Предоставляется не в письменной, а в устной форме (комментарии, замечания, разговор с учеником), сопровождается положительной мимикой, тоном и жестами;
др является четким и стопки не одного ученика, а его учебных целей;
·В ней подчеркивается важность и значение настойчивости ученика;
· Помогает ученику убедиться в том, что его действия правильны и что он на правильном пути; оно выражает общую оценку и содержит дополнительную информацию.
· Ученикам дают время подумать над комментариями учителя и возможность на них ответить;
· Поощряет ученика задавать вопросы, чтобы точнее понять свои учебные результаты;
·Свидетельствует о том, что учитель внимательно слушает ученика;
· Указывает на то, какими учебными подходами и стратегиями стоит воспользоваться ученику, чтобы улучшить свой уровень успеваемости;
· Она задает направление и определяет конкретную задачу, переводя ученика на следующий этап обучения;
· Обеспечивает достаточный уровень помощи, чтобы в дальнейшем ученик мог работать самостоятельно;
· Дается гибко и меняется с учетом различных ответов и учебных потребностей учащихся;
·Имеет целью поощрять и развивать интерес к обучению;
· Она используется в сочетании с опросом, моделированием и объяснением.
Взаимооценивание и самооценки.
Научно доказано, что активное привлечение к учебной деятельности положительно влияет на академические показатели. Иными словами, если ученики знают, что они должны выучить, если могут понять материал и выделить аспекты, над которыми нужно работать, то усваивают его значительно полнее, чем в ситуации пассивного восприятия и механического исполнения задач без осознания их значения и учебной цели. Взаимооценивание позволяет точнее понять такую цель и критерии успеха при анализе работы товарища. Перед тем, как предложить ученикам эту методику, учителя должны обратить их внимание на то, что взаимооценивание:
· Это партнерское взаимодействие, когда ученики помогают друг другу улучшать свои учебные результаты;
·Не предусматривает сравнение себя с другими;
· Значит сравнение собственного текущего уровня успешности с предыдущими показателями.
Учителям также необходимо моделировать для учащихся следующие навыки:
·точно формулировать критерии успеха для процедуры взаимооценивания;
· Выявлять уважение к партнеру, корректно подбирать слова и способы построения комментариев;
· Активно слушать.
Другой фундаментальной составляющей учебной деятельности ученика есть самооценки. Понимая технологию оценки собственной работы, ученики с ее помощью могут эффективно учиться и двигаться вперед. В этом заключается моя учебная цель? Где я «нахожусь» сейчас? Что мне нужно делать, чтобы ее достичь? Эти и другие подобные вопросы должны стать их внутренней привычкой. Определять учебные цели учителя должны совместно с учениками. Далее учащиеся самостоятельно регулируют свою учебную деятельность, а педагог обеспечивает необходимую поддержку. Для формирования у учащихся необходимых навыков и для содействия процессу самооценки учителям можно порекомендовать несколько стратегий, например:
· Образцы работ - предложите классу пересмотреть ученические работы, соответствующие или не соответствующие критериям успеха. Их анализ поможет ученикам лучше понять эти критерии, требования к подготовке задачи и определить свои дальнейшие шаги;
· Графические организаторы;
· Портфолио;
· Дневники рефлексии;
· Наглядные подсказки.
Использование итоговых тестов для повышения качества обучения.
Итоговые тесты, в частности общегосударственные, часто считаются несопоставимыми с практикой ОДН. Однако их результаты можно использовать как инструмент формирующего оценивания. Для этого данные такого тестирования необходимо подробно проанализировать и обсудить вместе с коллегами. В частности, как ученики справились с задачами, которые проверяют различные виды навыков? Или прослеживаются определенные четкие тенденции? Например, большое количество учеников получило низшие баллы по письму, чем по чтению. Далее, были среди тестовых заданий такие, с которыми значительное количество учеников не справилось? Проверяющие эти задачи? Затем необходимо определить причину такой ситуации, то есть перейти в следующий круг вопросов: «Учили ли учеников соответствующим навыкам? », « Понимают ли ученики, что требуется от них в разных тестовых заданиях? », « Влияет ли форма предоставления тестовых заданий на результаты учеников? » и « Имели ученики достаточно практики в исполнении тестов? » и другие. Таким образом, более глубокое изучение результатов теста, не ограничивается общими баллами, позволяет наметить пути для улучшения качества обучения. Стоит также подумать над тем, как по итогу проведенного тестирования изменилась практика преподавания в вашей школе. Можно ли на материале теста (то есть исходя из знаний, умений и навыков, которые в нем оцениваются) разработать стратегии ОДН? Кроме того, стоит подумать над способами использования данных предыдущих тестов, привлекать учащихся к их речи, побуждать их анализировать свои ответы на тестовые задачи, чтобы впоследствии на этой основе планировать обучение и преподавание.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)