Тестирование
Для получения наиболее значимой и точной картины сильных и слабых сторон ученика применяют оценивание с использованием как формальных, так и неформальных методов оценки (тестов). Формальные тесты имеют цель сравнить учеников с группой нормы (большим количеством детей, которые являются репрезентативными относительно всех детей определенной возрастной группы). Техники неформального оценивания направлены на исследование умений, навыков, знаний учащихся по конкретному предмету; на выявление сильных и слабых сторон отдельных учеников без учета возрастной нормы. В образовательном пространстве зарубежья распространены тесты, ориентированные на норму. Такие тесты сравнивают количество баллов, набранное определенным лицом, с баллами нормативной группы (группой нормы). Все ориентированные на норму тесты предусматривают процедуру стандартизации. Это организация тестирования, расчет времени, расчет баллов, а также процедуры интерпретации результатов, которые надо четко соблюдать, чтобы получить надежные и достоверные данные. Тесты, ориентированные на норму, используют для ранжирования учащихся по континууму достижений от высоких к низким результатам. На основе результатов такого тестирования в пределах школы учеников делят на группы одаренных, склонных к математическим или точным дисциплинам. В области специального образования к ним относятся тесты на определение интеллекта, тесты с математики, чтения, правописания, написание сочинений, восприятия и т. Исследователи считают их важным источником информации для оценки ребенка. Кроме тестов, ориентированных на норму, существуют тесты, ориентированные на критерии. Сущность такого тестирования заключается в сравнении успешности школьника, обнаруженного во время тестирования с заранее определенным уровнем достижений, который должны получить учащиеся в соответствии с конкретными учебными целями, заложенными в программе. За рубежом управленцы в области образования применяют тесты, ориентированные на критерии, чтобы выяснить состояние усвоения программных знаний школьниками, а также качество преподавания предмета заложенного в этой программе. Такие тесты могут разрабатывать администрация школы, учитель, или специальные разработчики тестов. Тесты, ориентированные на критерии, рассчитывают в баллах согласно уровню достижений (критериям), который (по мнению учителя, школы или автора теста) представляет уровень усвоения знаний. Примером теста, ориентированного на критерии, может быть разработанный учителем тест по правописанию, содержащий 20 слов, которые необходимо правильно написать. Учитель определяет, что «приемлемым уровнем знаний» является 16 правильных ответов (или 80%). Таким образом, результаты выполнения теста учеником указывают на уровень усвоения конкретных знаний и умений по правописанию. Вариацией ориентированных на критерии тестов являются тесты, ориентированные на стандарты, или оценки, основанные на стандартах. Имеется в виду стандарты учебного содержания (или «рамки учебных программ»), которые определяют, что именно учащиеся должны знать и уметь выполнять по различным дисциплинам, учась в конкретном классе. Они также содержат стандарты успешности, которые определяют, скольким стандартам учебного содержания должны соответствовать достижения учеников, чтобы подняться к «базовому» уровню по определенному предмету. Такие тесты разрабатываются на основе стандартов, а результаты базируются на этих «уровнях», которые представляют в виде суждений. Педагоги часто не могут прийти к общему мнению относительно качественного и количественного состава стандартов. Чтобы определить «общую картину» результатов обучения, Государственные стандарты должны охватывать значимые знания и навыки отраслевых знаний. Кроме того, они должны быть рациональные и хорошо выписаны. Оценка на основе учебной программы измеряет конкретные знания и навыки, которые сейчас осваивают ученики. «Тесты» успешности разрабатываются на основе учебной программы. Проведение каждой части тестирования, как правило, продолжается ограниченное время (несколько минут). Процедуру оценки можно часто повторять и менять. Данные представляются в виде графика, что делает мониторинг успеваемости ученика. Например, ребенка просят прочитать текст для чтения в течение одной минуты. Полученные данные свидетельствуют о правильности и скорости чтения, их можно сравнить с показателями других учеников в классе. Преимущества оценки на основе учебной программы состоят в оперативной оценке, и возможности получения информации о конкретном ученике. Поскольку оценки связаны с содержанием учебной программы, учитель, учитывая текущий уровень знаний ученика, может корректировать приемы преподавания, объем учебного материала, выделять разделы учебной программы, которые нуждаются в адаптации или модификации (касается ученика с особыми образовательными потребностями). Оценка на основе учебной программы также дает информацию о точности и эффективности (скорости) формирования навыков выполнения задания. Во время усвоения программных знаний этот фактор часто остается без внимания, хотя он является важной информацией для разработки стратегии вмешательства.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Определите и обоснуйте цель анализа учебной программы в инклюзивном классе.
2. Объясните целесообразность привлекать к анализу учебные программы общеобразовательной массовой и общеобразовательной специальной школы в условиях инклюзии.
3. Определите образцы работ учащихся с особыми образовательными потребностями, которые могут быть предметом анализа.
4. Определите образцы работ, которые могут служить источником информации об особенности познавательных процессов детей с особыми образовательными потребностями.
5.Могут ли образцы работ дать информацию о сформированности предметных, общепредметных знаний, умений и навыков?
6. Какие задачи решает наблюдение в инклюзивном классе?
7. Назовите задачи, которые поможет решить интервью в организации учебного процесса.
8. В чем разница между формальным и неформальным тестированием?
9. Назовите особенности тестов, ориентированных на критерии.
10. В чем сущность оценки на основе учебной программы?
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: анализ учебной программы, анализ образцов работы, наблюдение и интервью, тестирование.
Устное практическое задание.
1. «Анализ учебной программы»:
- Предложите механизмы составления индивидуального учебного плана на основе программы общеобразовательной массовой школы.
- Предложите механизмы составления индивидуального учебного плана на основе программы специальной общеобразовательной школы.
2. «Анализ образцов работы».
Сделайте анализ страницы тетради по математике ученика 1 класса с детским церебральным параличом. Какие особенности вы заметили? Предложите возможные пути устранения выявленных недостатков.
3. «Наблюдение и интервью»:
a) предложите план наблюдения за учеником с признаками расторможенности на уроке математики;
b) предложите план наблюдения за соматически ослабленным ребенком на уроке русского языка;
c) разработайте структуру интервью ученика второго класса, который не успевает по родному языку;
d) разработайте структуру интервью для младшего подростка (5 класс), у которого проблемы с поведением.
Вопросы для устного опроса.
1. Назовите структурные компоненты учебной программы общеобразовательной школы.
2. В чем разница между программами общеобразовательной школы и программами специальной общеобразовательной школы?
3. Назовите образцы работ, которые можно применять для диагностики учебной деятельности школьника.
4. Образцы, каких работ могут служить для изучения психической сферы ребенка?
5. Какова цель наблюдения как инструментария оценивания?
6. Какие задачи решает наблюдение на уроке?
7. Какую информацию об ученике во время проверки знаний может дать наблюдение?
8. Какие задачи в обучении учащихся с особыми образовательными потребностями решает интервью?
9. Какие сферы деятельности учащихся может включать интервью?
10. Назовите требования к разработке и проведению интервью.
11. В чем суть процедуры стандартизации?
12. Как используют результаты тестов, ориентированных на норму?
13. Как разрабатывают тесты, ориентированные на стандарты?
14. Какие трудности стоят перед разработчиками тестов, ориентированных на стандарты?
15. Как в организации обучения ребенка с особыми образовательными потребностями помогают результаты оценки на основе учебной программы?
Задача для письменного самостоятельного выполнения.
1. Опишите собственные соображения относительно возможностей применения для разработки индивидуального учебного плана программы общеобразовательной массовой школы и программы специальной общеобразовательной школы.
2. Определите сферы деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями, которые может включать интервью. Предложите структуру интервью определения долгосрочных и краткосрочных целей индивидуального учебного плана младшего школьника с нарушением опорно-двигательного аппарата.
3. Разработайте «тесты успешности» на основе учебной программы по математике для учеников 1 класса (раздел «дочисловая математика»).
Темы для докладов и рефератов.
1. Психолого-педагогическое содержание коррекционно-развивающей составляющей в индивидуальном учебном плане ребенка с особыми образовательными потребностями.
2. Тесты интеллекта и использования показателей в педагогическом процессе (зарубежный опыт).
3. Психолого-педагогическая оценка продуктов деятельности детей с особыми образовательными потребностями.
4. Технология интервью: рамки психологического и педагогического применения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)