Инструментарий оценивания в условиях инклюзии
В инклюзивном обучении во время проведения оценки возникает проблема отбора соответствующего инструментария. В зависимости от целей подбираются разные методы. В практике инклюзивного обучения используют: анализ учебной программы, анализ образцов работ, наблюдения в классе и проведения интервью, тестирования. Анализ учебной программы заключается в определении объема знаний, которыми овладел ученик. Результаты анализа учитываются для определения учебных, коррекционно-развивающих и воспитательных целей, которые вносятся в индивидуальный учебный план ученика. В наших условиях такой анализ проводится по привлечению учебных программ общеобразовательной массовой и общеобразовательной специальной школы. Структура обоих типов программ почти одинакова. В тексте программы указываются компоненты содержания образования, которые распределены по годам обучения, по разделам или темам; указываются учебные достижения учеников, охватывающих знания, предметные, учебные и познавательные умения, которые должны быть сформированы у учащихся при изучении конкретной темы. Самое главное, программы общеобразовательной и специальной общеобразовательной школы похожи не только структурированием, но и учебным содержанием предмета, они имеют общую конечную цель - обеспечение школьников полноценными знаниями и умениями в соответствии с Государственным образовательным стандартом (кроме вспомогательной школы для детей с умственной отсталостью). Однако, в учебных программах для детей с нарушением интеллектуального развития, с тяжелыми нарушениями речи, с сенсорными нарушениями (нарушения слуха), со сложными дефектами (например, ДЦП и задержка психического развития), задается минимальный объем материала, который обеспечивает преемственность знаний в изучении предмета (отрасли). При этом изъятая часть материала не является обязательной для изучения и не нарушает логику дисциплины. Предполагается преемственность в освоении знаниями, умениями, навыками в течение изучения всего курса. Учебные достижения (уровень знаний, умений и навыков, которыми учащиеся должны овладеть в процессе изучения программного материала), упрощенны и ориентированы на особенности мыслительной деятельности учащихся с пониженным интеллектом как первичного, так и вторичного генеза; характеризуются постепенным усложнением; имеют выразительную практическую направленность. Кроме того, в учебных программах специальной школы помещены коррекционно-развивающие задачи, конкретизирующиеся направлениями коррекционно-развивающей работы, которую следует осуществлять на изучаемом материале и которая охватывает процессы познавательной деятельности (восприятия, памяти, мышления), речевой деятельности, эмоционально-волевой сферы, личности. При этом имеет место органическое сочетание коррекционно-развивающей содержательной линии с содержательно-методическими линиями учебного материала. Таким образом, учитель путем анализа обоих типов учебных программ, выбирает ту, на основе которой будет разрабатываться индивидуальный учебный план. Анализ образцов работы заключается в анализе результатов учебной деятельности: письма, счета, чтения и тому подобное. Образцы работы могут предоставлять дополнительную информацию о сформированности предметных, общепредметных, познавательных действий. Интересной может быть информация об особенностях познавательных процессов ученика. Например, ученик не придерживается линейки во время письма, может начинать писать в тетради где попало, читать с середины страницы, в сложных случаях наблюдается зеркальность во время письма, путаница в написании букв: б-р, т- ш, с-е. Это наталкивает на мысль о недостаточности зрительного восприятия и нарушении зрительно-моторной координации. У детей с нарушением функции письма (дисграфии) письменные работы будут с многочисленными исправлениями и ошибками; в словах пропущены или заменены буквы, в предложениях - слова; написанные буквы корявые, строки не ровные. У детей могут быть проблемы с чтением. Один ребенок читает медленно, запинаясь на каждом слове, при этом слова читает правильно, другой - читает быстро, но меняет окончания, пропускает слова и целые предложения. А еще у другого ребенка темп чтения и качество произнесения слов достаточны, однако он не понимает прочитанного, поэтому не может запомнить и пересказать его. Такое положение возникает вследствие нарушения речи (дислексии). У некоторых школьников проблемы с математикой могут связываться с невнимательностью. Ученик правильно решает сложную задачу, а ответ записывает неправильный. Из-за невнимательности путает метры с килограммами, где нужно отнимать - добавляет, где умножать - делит. Могут быть случаи, когда ребенок не в состоянии выполнять действия с числами в результате акалькулия. Такое состояние возникает из-за поражения различных отделов коры головного мозга. При анализе образцов работы важно дифференцировать специфические ошибки, связанные с особенностями развития психических процессов, и трудности в освоении и применении правил грамматики, математических умений и навыков, вследствие других факторов, например общему снижению интеллектуального развития, недостаточной мотивации к обучению, низкой производительностью деятельности тому подобное. Может быть так, что в обучении ребенка применяются неэффективные методики, недостаточно адаптированные учебные пособия. Поэтому результат анализа образцов работ должен служить отправной точкой для дальнейшего изучения и оценки учебной деятельности ребенка.
Наблюдения и интервью.
Наблюдения и интервью направлены на изучение особенностей деятельности ребенка на уроке во время выполнения различного рода задач. Наблюдением можно выяснить продолжительность выполнения учеником той или иной задачи и очертить факторы, приводящие к низкому темпу работы, определить уровень активности ребенка в течение урока. Например, низкая производительность у одних детей может быть следствием расторможенности, низкого внимания и слабой самоорганизации. Так, на начало урока ребенок внимательно слушает учителя, отвечает на поставленные вопросы, а потом становится невнимательным, теряет интерес к тому, что происходит в классе – начинает заниматься посторонними делами: рисует в тетрадке, лезет под парту, отвлекает соседей, может вставать и ходить по комнате. Еще у некоторых детей может наблюдаться чрезмерно сниженный темп выполнения задач на протяжении всего урока. Бывает, что работоспособность резко снижается без видимых причин. Так, на предыдущем уроке ребенок хорошо себя вел, справлялся со сложными задачами, а уже на следующем - поведение неадекватное, отсутствуют элементарные знания. Привлекая ребенка к выполнению того или иного учебного задания, важно фиксировать, когда он справится лучше всего - это сложное и новое задание или повторение уже пройденного и известного. Важно зафиксировать время когда, внимание ученика проходит, отследить задачи, которые помогают сконцентрироваться, например, предложить простую задачу, наконец - дать простое, с которым даже уставший ребенок может легко справиться; или наоборот - интересное и сложное задание может мобилизовать усилия ребенка. Важны данные наблюдения о поведении школьника с особыми образовательными потребностями при проверке знаний. Вследствие особенностей эмоциональной сферы у детей может наблюдаться боязливость, замедленность, нерешительность. Рядом с доской они теряются, ведут себя тихо и непонятно, на уроках редко поднимают руку даже тогда, когда знают правильный ответ, постоянно нуждаются в поддержке и помощи учителя. У старших школьников может наблюдаться чрезмерно заниженная самооценка. Даже хорошо усвоив учебный материал, они не способны работать самостоятельно, поскольку убеждены в том, что ни на что не способны, что они «идиоты» и «не могут решать математические задачи», «не могут грамотно писать», «не способны писать произведения» и тому подобное. В таких случаях первое задание учителя заключается в формировании позитивного самовосприятия, а уже потом в организации дидактического обеспечения преподавания предмета.
Процедуры проведения интервью.
Как показывает практика, интервью уместно проводить на начальном этапе процесса оценки. С помощью интервью можно узнать об учебных интересах и внешкольных предпочтениях ученика, которые затем воплощаются в долгосрочные цели ученика в индивидуальном учебном плане. Например, увлечение работой с природными материалами может реализоваться в краткосрочной цели - привлечение ученика к работе в кружке «умелые руки», а в долгосрочной - получить хороший аттестат, чтобы после обучения в школе учиться на дизайнера. Преимущество интервью заключаются в том, что оно предполагает постановку ряда структурированных вопросов, подчиненных определенной цели, и может включать различные сферы деятельности ученика. Например, отношение ученика к конкретному учебному предмету, к изучению темы в рамках этого предмета, к уроку. Интервью - это адекватное оценивание, поэтому информация, которую вы получаете должна быть достоверной, надежной и значимой. Прежде чем проводить интервью, надо его спланировать. Оно не должно состоять из набора стандартизированных вопросов, отобранных кем-то другим, особенно если вопросы не отвечают цели, которую вы поставили. Во всех случаях интервьюер должен знать, когда ставить следующее вопрос, и когда фиксировать ответ, который получает. Начиная интервью, важно наладить доверительные отношения. Тот, у кого вы берете интервью, должен быть уверен - собранная информация заслуживает внимания. При составлении интервью, прежде, нужно определить цель, затем разработать основу, на которой будет строиться интервью. Высказывания должны инициировать, завершать или направлять беседу. Например, интервью с учеником, который испытывает трудности по математике, может начинаться так. «Твой учитель (интервью проводит ассистент учителя) просил, чтобы мы поговорили о том, что тебе нравится в математике, а что нет". Во время любого интервью надо избегать вопросов, которые предусматривают прямые ответы «да» или «нет». Вместо того чтобы спросить: «Ты любишь (читать, футбол, своего брата)? Тебе жаль (что ты не умеешь танцевать, видеть своего отца)? Считаешь, что у тебя есть проблемы (с чтением, с решением задач, в общением с друзьями)? Лучше спросить: «Как у тебя дела с чтением в этом семестре?» или «Расскажи мне о своей футбольной команде». Дополнят интервью просьба объяснить или дать развернутый ответ.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)