Сущность и задачи оценивания учебных достижений учащихся с особыми образовательными потребностями
В инклюзивном обучении контроль, проверка и оценка результатов обучения - неотъемлемые элементы учебно-воспитательного процесса, без которых невозможно полноценное взаимодействие между учителем и учеником. Если контроль и проверка построены правильно, то они помогут учителю решить следующие задачи:
· Определять состояние реализации задач обучения, воспитания и развития, помещенных в индивидуальной учебной программе;
· Своевременно выявлять пробелы в знаниях и умениях учащихся;
· Прибегать к повторению и систематизации материала;
· Определять уровень готовности к усвоению нового материала;
· Формировать умение ответственно и сосредоточенно работать, пользоваться приемами самопроверки и самоконтроля;
· Стимулировать ответственность учащихся;
· Следить за динамикой развития познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, речевой деятельности;
· Определять динамику развития социальных умений.
В отечественной дидактике термины «контроль» и «проверка» считаются синонимами. Хотя в дидактике и методической литературе термин «проверка» употребляется в узком смысле как методический прием в связи с оценкой результатов той или иной задачи, ей больше свойственны учебные функции, а контроль направлен на выявление уровня усвоения учащимися уже изученного материала.
Функции контроля.
Учитель прибегает к таким функциям контроля: диагностической, учебной, диагностико-корректирующей, стимулирующие-мотивационной, развивающие-воспитательной.
Диагностическая - предусматривает определение уровня знаний отдельного ученика, выявление уровня готовности к усвоению нового материала, дает учителю возможность определенным образом планировать и излагать учебный материал, своевременно предоставлять необходимую индивидуальную помощь; предупреждать возможные трудности, корректировать учебные задачи индивидуального учебного плана.
Учебная - заключается в улучшении изучения нового материала, его усвоения, воспроизведения, применения, уточнения и углубления знаний, их систематизации, совершенствования навыков и умений.
Диагностико-корректирующая - предполагает выяснение причин трудностей, которые возникают у конкретного ученика во время обучения, выявления пробелов в знаниях и умениях, внесение корректив в деятельность ученика и учителя, направленных на устранение этих пробелов.
Стимулирующие-мотивационная - которая призвана развивать стремление улучшать свои результаты, формирует положительные мотивы учения.
Развивающие-воспитательная - заключающаяся в формировании умения самостоятельно и сосредоточенно работать, способствует развитию трудолюбия, настойчивости, активности, взаимопомощи и других качеств личности.
Осуществление контроля (проверка и оценка) в процессе обучения в инклюзивном классе определяется такими дидактическими принципами:
1) систематичность, которая обусловлена необходимостью осуществлять контроль на протяжении всех этапов обучения;
2) всесторонность, которая предусматривает определение у ученика результативности коррекции учебно-познавательной деятельности и собственно деятельности, уровня овладения знаниями, умениями и навыками в соответствии с учебными целями;
3) дифференцированность и индивидуализация, обусловленные полиморфностью проявлений нарушения учебно-познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями.
В общем виде типы нарушений структуры учебно-познавательной деятельности учащихся с особыми образовательными потребностями можно представить следующим образом. Нарушения, связанные с дефицитным развитием функции регуляции учебно-познавательной деятельности. Это, прежде всего, состояния дефицита внимания с гипер - или гипоактивностью, недоразвитостью мотивационной и эмоционально-волевой сфер, расстройствами работоспособности различного происхождения. Как правило, эти дети не могут длительное время работать на уроке вместе со всем классом, они лучше усваивают учебный материал в процессе индивидуальной работы, когда учитель или ассистент учителя берет на себя функцию организации контроля их деятельности. Нарушения, которые являются следствием пониженного интеллектуального развития детей при сравнительно сохраненном уровне их обучаемости. Дети могут успешно усваивать учебный материал, если он подается небольшими частями, способны пользоваться помощью, очень чувствительны к поощрению, похвале. Эти факторы значительно повышают их производительность. Еще одна группа нарушений учебно-познавательной деятельности связана с недостаточным интеллектуальным развитием, обусловленным пониженной обучаемостью. Последняя проявляется в особой ригидности, негибкости мышления, в результате чего дети очень ограниченно пользуются помощью, имеют трудности в оперировании имеющимся у них опытом. Эти дети усваивают программный материал со значительными трудностями. Ориентированность контроля знаний на структуру нарушений учебно-познавательной деятельности дает возможность подбирать соответствующие средства индивидуализации, которые помогут выявить даже малейшие достижения каждого ученика. Это может быть разная степень помощи, применения поэлементного и пооперационного контроля, приемов, облегчающих воспроизведение содержания учебного материала и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)