- Направление В: Создание инклюзивной практики. Часть 10
Демократия и другие формы государственного устройства
- Рассматривают ли дети, каким образом управляют людьми в монархиях, теократия, диктатурах и демократиях?
- Исследуют ли дети, как работают местные и государственные органы власти?
- Понимают ли дети значение понятия демократии?
- Считают ли демократию такой формой правления, что всегда находится в состоянии развития?
- Изучают ли дети разные избирательные системы?
- Знают дети, как работают депутаты местного совета, депутаты парламента и депутаты Европейского парламента?
- Анализируется ли детьми, почему люди голосуют и почему не голосуют на выборах в местные, национальные и европейские органы власти?
- Изучают ли дети, как можно реализовать демократические права и как препятствовать их реализации?
- Думают ли дети о связи между православной церковью, другими религиями и государством?
- Рассматривают ли дети, как придание приоритетного значения одной религии может косвенно означать, что другие религии и нерелигиозные убеждения имеют меньшую ценность?
- Все ли ориентируются в политических партиях и в тех, кто к ним поступает?
- Изучают ли дети вопрос собственности в средства массовой информации и заинтересованность собственников в
том, чтобы задавать определенные направления для политики?
- Исследуют ли дети преимущества частной и государственной собственности на различные услуги - например производство одежды, транспорт, грузоперевозки, банковские услуги, образование, водоснабжение, телефонная связь, поставки газа и электроэнергии?
- Изучают ли дети важность национальной сплоченности и коллективных действий для создания и потери мест общего пользования?
- Исследуют ли дети связь между богатством, бедностью и участием в жизни общества?
Правовые системы
- Изучают ли дети, как их жизнь определяется национальными законами?
- Изучают ли дети деятельность судов?
- Изучают ли дети разные формы наказания, которые назначают суды, цели и эффекты таких наказаний?
- Думают ли дети, как справедливо применяется закон?
- Осознают ли дети, как их касается международное законодательство?
- Изучают ли дети полномочия международных судов и то, кого они привлекают и не привлекают к
ответственности?
Государственные и частные финансы
- Все ли выясняют то, как правительства стран получают доход?
- Думают ли дети о том, как правительства решают, сколько денег печатать?
- Изучают ли дети вопрос распределения доходов и благ на национальном и глобальном уровнях?
- Изучают ли дети то, на что правительства тратят деньги и как принимаются решения о расходах из казны?
- Исследуют ли дети, у кого правительства занимают деньги, когда имеют долги?
- Имеют ли дети информацию о Международном валютном фонде и то, как он финансируется?
- Думают ли дети о том, как на государственные финансы влияет международная финансовая ситуация?
- Рассматривают ли дети финансовые операции с другими странами (сальдо внешнеторгового
баланса) и последствия ситуации, когда импорт преобладает над экспортом?
- Все ли выясняют, как принимаются решения по банковским процентам?
- Исследуют ли дети, каким образом люди и страны получают кредитный рейтинг?
- Изучают ли дети причины и последствия инфляции, ее желаемый уровень и то, как ее измеряют и контролируют?
- Исследуют ли дети разные способы измерения инфляции и дефляции и то, как определить идеальный уровень инфляции?
- Узнают ли дети о том, как устанавливается стоимость одних валют относительно других?
- Изучают ли дети кредиты и гранты, предоставляемые их правительством другим странам в качестве помощи?
Личная и политическая этика
- Размышляют ли дети над тем, следует ли руководствоваться одинаковыми, или различными ценностями в личной жизни и в работе?
- Задумываются ли дети о том, что страны делают и чего не делают, если они придерживаются этической внешней политики?
- Формируют ли дети те ценности, на основе которых они хотят действовать, и чтобы с ними действовали другие?
- Все ли развивают свою способность соотносить ценности с действиями?
- Все ли развивают способность оценивать ситуации, когда ценности подают противоречивые стимулы к действиям?
- Все ли учатся вступать в спор по вопросам морали?
- Исследуют ли дети разные ценности, на основании которых действуют разные люди?
- Размышляют ли дети о природе наказания и о том, какие наказания, по их мнению, являются соответствующими в школах, в семьях и тюрьмах?
- Исследуют ли дети то, каким образом их желания, решения и этические принципы определяются органами власти, религией, семьей, друзьями, средствами массовой информации и рекламой?
В 2.1 Виды и формы учебной деятельности планируются с учетом особенностей и потребностей всех детей.
a) Планируются ли виды и формы учебной деятельности таким образом, чтобы способствовать обучению, а не для преподавания куррикулума?
b) Отражают ли учебно-методические материалы происхождение, условия жизни, опыт и интересы всех учеников?
c) Отражают ли виды и формы учебной деятельности различные интересы детей?
d) Применяют ли виды деятельности различного типа (в том числе устные презентации и обсуждения, слушания, чтение, письмо, рисование, решения математических задач, решение проблемных ситуаций, инсценировки, пользование библиотекой, использование аудио / видеоматериалов, практических задач)?
e) Обеспечиваются ли возможности в процессе обучения для парной, групповой, индивидуальной и фронтальной видов деятельности?
f) Организовано ли обучение таким образом, чтобы занятия также проводились вне классной комнаты: на площадке, на пришкольной территории, с визитами в другие места за пределами школы?
g) Способствуют ли виды и формы учебной деятельности расширению знаний и навыков всех детей?
h) Помогают ли виды и формы учебной деятельности детям развивать свою способность думать, говорить, писать и учиться?
I) Готовят ли виды и формы учебной деятельности взгляд на обучение как непрерывный процесс, а не дело, которое каждый раз завершается выполнением конкретной задачи?
j) Организовано ли обучение гибко - таким образом, чтобы, например, дети могли пройти интенсивный курс иностранного языка или курс грамотности?
k) Есть ли переводчики для глухих детей или других?
l) Предусмотрено ли в процессе планирования выявлять и минимизировать барьеры для обучения и участия определенных детей?
m) Поощряют ли члены коллектива виды деятельности, которые отражают различные способы восприятия детьми своего пола?
n) Используют ли члены коллектива возможности тем, которые получают широкий резонанс в СМИ, которые могут усиливать мотивацию определенных групп детей, - например, соревнования по мужскому или женскому футболу- и предоставляют ли они одинаково продуманные альтернативные задачи для тех, кого определенная тема не интересует?
o) Могут ли дети работать на уроках - например, по точным наукам или физкультуре - в одежде, которая согласовывается с их религиозными убеждениями?
p) Адаптируют ли куррикулум для детей, которые не принимают участия, например, в занятиях по искусству или музыке по своим религиозным убеждениям?
q) Адаптируют ли уроки, когда необходимо, для детей с физическими или сенсорными нарушениями развития, чтобы развивать их знания и навыки по физкультуре, или по выполнению практических задач?
r) Признают ли члены коллектива, что некоторые дети с нарушениями развития потребуют дополнительного времени для пользования оборудованием при выполнении практических задач?
s) Уделяют ли особое внимание привлечению к учебной деятельности детей, неуравновешенных, безразличных или недовольных?
В 2.2 Виды и формы учебной деятельности поощряют всех детей к участию.
a) Предусмотрено ли в видах и формах учебной деятельности возможности для того, чтобы дети получали совместный опыт различными способами?
b) Регулярно ли происходят уроки в форме исследования на основе открытых вопросов?
c) Ограничивают ли учителя количество закрытых вопросов на уроке, на которые они ожидают услышать один правильный ответ?
d) Контролируется ли на уроках опыт, знания и навыки детей, которые они получили вне школы?
e) Стимулируют ли уроки эмоциональный отклик у детей?
f) Прививают ли уроки ощущение энтузиазма и удовольствие от обучения?
g) Проявляют ли сами учителя любовь к учебе?
h) Принимаются ли меры для того, чтобы устная и письменная речь, которой пользуются на уроках, была доступной для всех детей?
I) Используется ли специальная лексика только тогда, когда это необходимо, или объясняют ее детям или тренируются правильно употреблять ее во время уроков?
j) Поощряют ли детей сообщать, когда они чего-то не понимают?
k) Могут ли дети фиксировать свою работу различными способами - например, с помощью рисунков, фотографий, видеозаписей, аудиозаписей, а также письменно?
l) Поощряют ли уроки диалог между членами коллектива и детьми и между детьми?
m) Учатся ли дети, как задавать вопросы друг другу таким образом, чтобы способствовать взаимному обучению?
n) Способствуют ли уроки тому, чтобы дети говорили о процессах мышления и обучения?
o) Инициируют ли дети дальнейшую самостоятельную работу после того, как завершили задание, предложенное учителем?
p) Совершенствуют ли взрослые и дети свои навыки пользования Интернетом для обучения в школе и дома?
q) Если дети изучают английский язык, имеют ли они возможность на уроках говорить и писать на своем родном языке и общаться жестами и использовать свои навыки перевода?
r) Осуществляют ли члены коллектива необходимые приспособления для того, чтобы обеспечить участие детей с нарушениями развития?
s) Признают ли члены коллектива, что некоторым детям с нарушениями развития или хроническими заболеваниями приходится прилагать особые физические усилия для выполнения задач и что это может привести к усталости?
t) Признают ли члены коллектива то, что чтение по губам и использования вспомогательных средств для зрения, требует определенных умственных усилий?
u) Используются ли достижения технического прогресса - например, программы распознавания устной речи - для помощи детям, имеющим серьезные проблемы с письмом?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)