Индивидуальный учебный план и его составляющие
Составление индивидуального учебного плана. Индивидуальный учебный план как составляющая курикулума. Необходимость использования индивидуального плана в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
Основная цель общеобразовательного учебного заведения, в котором внедряется инклюзивное обучение, - предоставление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи детям, имеющим особые образовательные потребности. Соответственно первоочередной задачей является повышение квалификации педагогических кадров, которые бы вводили систему индивидуально дифференцированного подхода на основе личностно-ориентированной модели образования, которая предусматривает организацию учебной деятельности с использованием индивидуальных учебных планов. В соответствии с принципом структурирования образования учебный план, как основная составляющая курикулума, должен учитывать особенности психического развития детей; базовые основы общего образования, на которых строятся все общеобразовательные и специальные программы; совокупность образовательных областей; соответствие их тем знаниям, которые необходимы детям с нарушениями развития для социализации; взаимодействие и взаимозаменяемость педагогов. Основным условием является обоснование и внедрение в учебный процесс учебного плана по гибкой вариативной структуре его школьного компонента, учитывающего общие закономерности психического развития детей, нормально развивающихся и детей с нарушениями развития, а также модально неспецифические закономерности развития, связанные с теми качествами, которые наблюдаются во всех группах детей с нарушениями развития, в частности:
- В планировании учебных мероприятий и разработке программ и планов необходимо учитывать замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одного психологического возраста к другому;
- При разработке учебных программ и планов урока важно рассматривать замедленность скорости приема и переработки информации, которая поступает;
- Необходимо помнить о снижении общей психической и, в частности, познавательной активности, что приводит к сужению запаса знаний в целом, представлений об окружающем мире и о себе;
- В учебных технологиях учитывается диспропорция между направленной и спонтанной сторонами развития;
- Учитывается недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности (обращается внимание на незрелость мотивационной сферы, недостаточность отдельных мыслительных операций, недостаточность контроля над их протеканием и т.д.);
- При разработке учебного плана необходимо помнить о нарушении мышления и речи во всех группах детей с нарушениями развития, а также недостаточности словесного опосредования поведения и психической деятельности в целом;
- Стоит учитывать, что причины обнищания социального опыта - различные затруднения в сфере общения, вызывающих нарушение темпа формирования высших психических функций;
- Нужно учитывать деформацию социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением.
Разработка учебного плана происходит согласно четырех моделей получения образования инвалидами. Первая модель характеризуется тем, что ученики получают цензовое образование, которое соотносится с образованием здоровых детей, и в те же сроки, что и в массовой школе; вторая модель означает получение цензового образования с удлинением срока обучения; третья модель отражает нецензовое образование; четвертая - получение нецензового, индивидуализированного, реабилитационного образования. Таким образом, учащимся с нарушениями психофизического развития предоставляется возможность получения образования, соответствующего их интеллектуальному потенциалу. При этом особый акцент делается на личностную ориентацию обучения, поскольку она характеризуется субъектно-субъективным взаимодействием, которое требует создание условий для проявления продуктивно-творческой активности учащихся. При организации учебного процесса предпочтение отдается индивидуально-групповой форме деятельности с учетом готовности и способностей личности. Деятельность ученика оценивается не только с позиции приобретенных знаний, а прежде всего - с позиции прогрессивного развития. Качественная оценка деятельности субъектов допускается не как исключение, а как система. Личностно-ориентированное обучение предусматривает установление демократического стиля взаимоотношений между учителем и учеником в русле педагогической поддержки. В условиях образовательной интеграции перспективна технология коллективного способа обучения, которая предусматривает четыре формы организации: коллективную, групповую, парную, индивидуальную. Групповая и парная формы работы позволяют объединить учащихся по способностям, создать адекватное образовательное пространство с учетом их уровня психофизического развития, а, следовательно, и возможностей обучаемости. Мотивационные аранжировки учебных занятий, диалогическое взаимодействие учителя с учеником и учеников между собой, система оценивания, при которой дети не сравниваются друг с другом, а определяется динамика роста каждого ученика, - усиливает эмоционально-волевой компонент учебного процесса. Как подтвердили результаты исследования, когда отношение ученика к изучаемому становится заинтересованным, появляется вера в собственные силы, настойчивость в достижении результата. Процесс обучения становится для ученика с нарушениями психофизического развития привлекательным, доступным и понятным. Коррекционные цели в учебном процессе должны иметь положительный характер. Не столько устраняются отклонения, сколько создаются предпосылки для успешного обучения. Формы коррекции определяются причинами возникновения затруднений в процессе обучения, которые в течение определенного времени устраняются. Индивидуальный учебный план - наиболее важный документ для детей с особыми образовательными потребностями. Индивидуальный учебный план описывает обеспечение для учеников и содержит следующие разделы:
- общее определение информации об учениках;
- нынешний уровень функционирования с описанием последнего размещения;
- рекомендации комитета, который оценивает учащихся;
- инструктивные цели и объекты с разделением их оценки;
- определение модификаций классных комнат.
Также в индивидуальном учебном плане должны быть включены другие обеспечения, необходимые для ученика. Индивидуальный учебный план должен быть детально описан. В случае, когда ученик переезжает в другой район, новый учитель должен получить индивидуальный учебный план и узнать, что именно необходимо для обучения и развития питомца. Индивидуальный учебный план является средством связи и выполняет несколько функций. Одна из них - сообщать об особенностях и условиях обучения всех, кто связан с жизнью и развитием ученика, особенно родителей. К обсуждению индивидуального учебного плана должны быть привлечены родители, ученики, учителя или другие лица, знакомые с особыми потребностями ученика, а также представители отдела образования. С помощью индивидуального учебного плана родители узнают об учебных мероприятиях, образовательных услугах, пособиях, предоставляемых ребенку. Родители должны ознакомиться с тем, что ребенок изучает, какие методики применяются и какое время на это отведено. Таким образом, они связаны с решением об учебном обеспечении, которое будет проводиться. Родители не могут диктовать требования о том, как, где и кто будет выполнять мероприятия, хотя работники должны прислушиваться к их пожеланиям и знаниям об индивидуальных особенностях ребенка. Ознакомившись с индивидуальным учебным планом, родители должны понимать:
- Почему их ребенок нуждается в особом обучении;
- Кто будет проводить обучение;
- Где будет обучение;
- Продолжительность обучения;
- Программа оценивания;
- Сколько времени их ребенок будет проводить в специальном классе;
- Какие меры будут осуществляться для ребенка, например, профессиональная и физическая терапия, предоставление советов, консультаций, перевозки.
Читая индивидуальный учебный план, родители должны четко понимать, кто проводит обучение, его продолжительность каждый день, а также определить, нужна ли особая консультация для ребенка или любая другая помощь. Индивидуальный учебный план играет важную роль в отборе работников, обеспечивающих выполнение положений плана. Директору учебного заведения необходимо изучить разделы индивидуального учебного плана и убедиться в том, что все мероприятия описаны должным образом. Если уполномоченная проверка пересматривает программы для учеников с особыми потребностями, то в первую очередь она обращает внимание, есть ли индивидуальный учебный план ученика. Знакомясь с индивидуальным учебным планом, проверка определяет:
· Есть ли все необходимые разделы, которые требуются законом;
· Есть ли связь между целями и объектами программы;
· Есть ли соответствующие знания о детях с особыми учебными потребностями у составной части команды и прочее.
С помощью индивидуального учебного плана директор может проверить, обеспечивают ли ученику с особыми учебными потребностями свободное соответствующее общее образование. Последняя весомая функция индивидуального учебного плана - оценки. Цели индивидуального учебного плана могут определять успешность ученика.
Разработка индивидуального учебного плана.
Перед встречей по обсуждению индивидуального учебного плана необходимо выполнить много подготовительной работы. Чтобы присутствовать на обсуждении индивидуального учебного плана, необходимо обладать знаниями о том, что включается в индивидуальный учебный план, просмотреть документы и задавать уточняющие вопросы членам команды, быть готовым отвечать на все поставленные вопросы в ходе работы. Директор должен быть хорошо проинформирован об индивидуальном учебном плане, а особенно - об обучении ученика с особыми потребностями, который учится в его школе. При составлении индивидуального учебного плана необходимо:
1. Посмотреть информацию от преподавательского коллектива. Обратить внимание на тестирование и учебные проблемы, которые были в прошлом. Дополнительно проанализировать успешность ученика из учебного журнала, определить сильные стороны ученика и, опираясь на них, формировать основу индивидуального учебного плана.
2. Переговорить с учителями, чтобы узнать учебную успеваемость ученика.
3. При условии, что есть предварительные индивидуальные учебные планы для этого ученика, пересмотреть их. Особенно необходимо обращать внимание на цели и объекты предыдущих индивидуальных учебных планов.
4. Сравнить их с рабочим отчетом о проделанной работе. По возможности обсудить с учителями, которые осуществляли предыдущие индивидуальные учебные планы, и определить рекомендации успешных, удачных и неудачных решений.
5. Обсудить с нынешними и бывшими учителями все, что было сделано для этого ученика, и проблемы, которые возникали. Имея такую информацию, можно понять и определить суть учебной программы, которую должен получить ученик.
6. Определить и закрепить учителей и работников, которые будут привлечены к работе с учеником. Установить нормы количества учеников с особыми потребностями в классе. Определить, кто из учителей в школе наиболее подходит учебной работе с этим учеником.
7. Определить удобное для родителей время, и сделать все возможное, чтобы привлечь их к работе. Некоторые родители этого не хотят, но другие соглашаются активно участвовать в процессе. Индивидуальный учебный план является связью между родителями и школой, поэтому необходимо не только привлекать родителей к работе, но также указывать в документе все попытки сотрудничества.
8. Определить время, удобное для учителей с особым образованием, которые наиболее подходят для реализации плана. Необходимо также присутствие учителя для решения, что можно, а что нельзя делать с классом и время, отведенное на это.
9. Необходимо наблюдать за учеником в классе. Записать его учебную и общественную деятельность, как он или она преодолевает трудности, какие взаимоотношения с другими учениками и т.д.
10. Обеспечивать возможности для наблюдения лицам, знакомым с особыми потребностями учащихся, которые могут быть привлечены к выполнению индивидуального учебного плана. Эти лица будут знакомиться с учениками после встречи по индивидуальному учебному плану, однако это поможет им представить рекомендации при создании индивидуального учебного плана.
11. Стоит убедиться в том, что родители знают, что они могут приглашать на встречу людей, которые знакомы с потребностями их ребенка и могут помочь при создании индивидуального учебного плана.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)