Деятельность и сотрудничество специалистов мультидисциплинарной команды в условиях инклюзивной школы
Деятельность и сотрудничество специалистов мультидисциплинарной команды в условиях инклюзивной школы: педагоги (учителя, дефектолог), ассистенты, психолог, социальный педагог, администрация учебного заведения, родители. Организация коррекционно-направленного обучения в инклюзивном классе предусматривает подготовку и создание условий, необходимых для работы учеников над усвоением программного материала, преодоление учебных проблем, освещенных в индивидуальном учебном плане. Организационная сторона такой работы охватывает широкий диапазон вопросов: определение оптимальной ее формы (групповая, подгрупповая, индивидуальная), типа урока и его структуры, а также обеспечение учащихся необходимыми учебными материалами, инструментами и тому подобное. То есть, ребенок с особенностями психофизического развития не должен занимать особого положения в классе, он должен чувствовать себя естественно и достичь максимальной самостоятельности. Важно, чтобы в начале школьного обучения ученик с нарушениями развития имел возможность преодолеть собственные стереотипы поведения и приобрести определенные навыки социального поведения в классной среде. Особое значение для проведения коррекционной работы должен быть целенаправленный отбор содержания обучения и использования его возможностей. Исправление недостатков ребенка и его обучение могут осуществляться на одном и том самом программном материале. Однако в зависимости от поставленной цели, избранных форм организации обучения, типа урока или занятия, должна меняться сила, темп коррекционного воздействия и качественного усвоения знаний. Например: если к реализации индивидуального учебного плана привлечены учителя, психологи и родители, успешным коррекционное влияние будет только при условии взаимодополнения, повторения и закрепления учебного материала в различных формах работы с различными специалистами во время различных видов деятельности. Поэтому, чтобы учебный материал имел коррекционное значение и способствовал созданию отдельной составляющей развития, он должен обеспечивать достижение образовательной цели, учитывать особенности его усвоения и давать возможность в процессе обучения проведения коррекционно-развивающей работы. Если на уроке математики ставится цель сформировать у ребенка определенное умственное действие, например, обобщение по общему признаку, то содержание обучения должно содержать материал для такой работы, а решение соответствующей арифметической задачи - ставить ребенка в ситуацию необходимости выполнять действие обобщения. Психолог данное понятие может закреплять во время индивидуальных коррекционных занятий, используя другую наглядность или задания на повторение или закрепление материала. Родители эти обобщающие понятия могут закреплять во время прогулки, чтения, выполнения «домашних дел». Достижение коррекционной цели предполагает и определение соответствующего предмета коррекции методики дифференцированного воздействия (методы, средства, приемы, условия и т.п.). Именно методике предоставляется ведущая роль в проведении коррекционно-развивающей работы. Постановка и достижение цели в соответствии с определенным предметом коррекционного воздействия требуют предусматривать и коррекционные эффекты как специфические, веские ее компоненты, то есть выбирать показатели результативности работы с ребенком, проведенной средствами организации, содержания, методики. Если показателем эффективности обучения является усвоение учеником знаний и способов действий, намеченных учебными программами, то эффективность коррекции измеряется по параметрам, свидетельствующим о его развитии. Наиболее общий показатель развития - становление у ребенка деятельности (игровой, учебной, трудовой), всех ее структурных компонентов, приобретение таких характеристик деятельности, как ее осознанность и произвольность, общеучебных и общетрудовых умений, развитие или сформированность, определенных как предмет влияния составляющих психофизического развития. Рассматривая отличие показателей эффективности усвоения учебного и коррекционного процессов, следует учитывать различные сроки их достижения. Ведь овладение учащимися знаниями, умениями и навыками происходит гораздо быстрее, чем становления у них определенных психических достижений. Для достижения положительных качественных изменений в процессе организации коррекционно-развивающей работы в инклюзивном классе специалистам необходимо соблюдать ряд определенных наукой принципов:
системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
единства диагностики и коррекции;
приоритетности коррекции каузального типа;
деятельностный принцип коррекции учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
комплексности методов психологического воздействия;
активного привлечения ближайшего социального окружения.
Таким образом, члены учебной команды в процессе коррекции психического развития (совокупность педагогических и психологических воздействий, направленных на исправление, компенсацию недостатков, отклонений в психическом и физическом развитии ребенка, которая включает в себя как коррекцию отдельных дефектов, так и целостное влияние на личность) придерживаются и используют психокоррекционные технологии - совокупность знаний о способах и средствах проведения психокоррекционного влияния, которые рассматривают как сложную систему, включающую стратегические и тактические задания. Стратегические - разработка психокорекций развивающих программ и комплексов; тактические - разработка методов и психокоррекционных развивающих техник (выбор формы проведения коррекционно-развивающей работы, подбор групп, режим и продолжительность занятий). Система комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с особыми потребностями в условиях инклюзии предусматривает:
1. Медицинскую помощь (лечение основного заболевания, поддерживающая терапия, лечебная физкультура, массаж и др.). Например, ребенок с общими соматическими заболеваниями в медицинском блоке учебного заведения может получить (ввести) необходимый препарат (инсулин), посещать группу оздоровительной лечебной физкультуры вместо основной группы по физическому воспитанию; ребенок с церебральным параличом получает реабилитационную поддержку в виде стимулирующего или расслабляющего массажа и др.
2. Педагогическую помощь (обучение, воспитание и развитие). К примеру, педагогом подбираются соответствующие потребностям ученика технологии подачи материала или его воспроизведения; проводится дополнительная индивидуальная работа; создаются условия для социальной адаптации ученика.
3. Психологическую помощь (психологическая коррекция, оптимизация семейного климата). Психолог учебного заведения проводит семейное консультирование; организует совместные мероприятия в классе; помогает в преодолении конфликтов, а также проводит индивидуальную психокоррекционную работу с учениками.
4.Социальную помощь (предоставление возможности социализироваться, помощь нетрудоспособным и др.). Например, социальный педагог способствует адаптации ученика; проводит занятия с ученическим, родительским коллективом; работает над осознанием выбора профессии; заботится о семейном микроклимате.
Составление коррекционно-развивающей программы и умение ее производить - важный компонент готовности педагога к работе в инклюзивной школе, поскольку универсальных коррекционных программ не существует. Кроме структуры дефекта и степени тяжести, надо учитывать время его возникновения, уровень развития межфункциональных связей, типологические и индивидуально-психологические особенности ребенка (возможности, достижения, положительные стороны), а также предварительную социальную ситуацию развития. Итак, коррекционная работа учителя с учеником в классной комнате не должна строиться как простые тренировки умений и навыков (выполнение упражнений или заданий по учебнику по четко определенным вопросам), а призвана закреплять в различных видах учебной деятельности. Например, ребенку с нарушениями познавательного развития необходимо уменьшить количество материала в теме, которая читается; дать больше времени на осмысление и выполнение задания и учесть вспомогательные мероприятия: подсказки, инструкции, показ и время, которое на них потратится. Предусмотреть действия и помощь ассистента во время урока. Спрогнозировать усвоение ребенком материала и те задачи, которые будут выноситься на индивидуальную коррекционно-развивающую работу. Члены команды рассматривают обучение ребенка не как выполнение отдельных упражнений по совершенствованию психолого-педагогической деятельности, а как целостную сознательную деятельность (по возможности - осознанную ребенком). При этом изменения отдельных психических образований ребенка должны сочетаться с оптимизацией условий жизни, воспитания и обучения, в которых находится ребенок. Создание условий для обеспечения коррекционной составляющей для детей с нарушениями функции анализаторов (зрения, слуха), протезированного соответствующими медицинскими средствами (очки, слуховые аппараты), требовать также соблюдение описанных выше правил. Однако уменьшать объем учебного материала не придется. Только предусмотреть больше времени на выполнение заданий и соответственно, при необходимости, уменьшение их количества. Коррекционно-развивающая составляющая в учебном процессе должна иметь опережающий характер, не только упражнять и совершенствовать то, что достиг ребенок, но и активно формировать то, что должно развиться в ближайшей перспективе. Необходимо согласовывать действия всех специалистов, работающих с ребенком (логопед, дефектолог, учитель, психолог, врач, ассистент, родители). При составлении коррекционно-развивающей программы необходимо соблюдать такие методические требования:
- Четко сформулировать основную цель психолого-педагогической коррекционной работы;
- Выделить круг задач, которые должны конкретизировать основную цель;
- Определить содержание коррекционных занятий, учитывая структуру дефекта и индивидуально-психологические особенности ребенка, развитие ведущего вида деятельности;
- Определить форму работы с ребенком (групповая, семейная, индивидуальная);
- Подобрать соответствующие методы и техники с учетом возрастных, интеллектуальных и физических возможностей ребенка;
- Запланировать форму участия родителей и других специалистов в коррекционном процессе;
- Разработать методы анализа оценки динамики коррекционно-развивающего процесса;
- Подготовить помещение, необходимое оборудование и материалы.
Эта коррекционная программа является важной составляющей в разработке индивидуального плана развития ребенка.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)