Родители и инклюзия. Сотрудничество - основа работы с родителями
Роль семьи в процессе интегрирования ребенка с особыми образовательными потребностями в социокультурную среду.
Важная роль в процессе социального интегрирования ребенка с нарушениями психофизического развития отводится семье, в идеале выступает одним из основных факторов его «вхождения» в систему общественных отношений. Особенности семьи, ее активности в процессе развития и образования ребенка определяет его психофизический и социокультурный статус в будущем, уровень реабилитационного и социально-интеграционного потенциала, степень готовности к инклюзивному обучению в общеобразовательном учебном заведении. Современная семья ребенка с нарушениями психофизического развития наряду с традиционными функциями должна выполнять и ряд специфических, в связи с наличием у ребенка психического и (или) физического нарушения развития (абилитационно-реабилитационная, коррекционная, компенсаторная).
Ведущими функциями семьи являются: воспроизводящая, воспитательная, хозяйственно-бытовая:
1. Функция воспроизведения связана с необходимостью существования человека как биологического вида. Во многих странах Европы, и в России также, эта функция переживает кризис: уменьшилось количество браков, снизилась рождаемость, углубляется процесс старения населения. Все это обусловило демографический кризис в России.
2. Функция воспитания показывает, как происходит процесс воспитания, приоритеты его услуг. Но во времена перемен в обществе именно семья становится механизмом моральной, психологической поддержки человека. Сохранение семейных традиций - вот что становится главным в периоды исторических испытаний. Именно в семье появляются и аккумулируются семейные ценности, формируется историческое самосознание человека, его гордость за свою семью, свой народ, вера в его будущее. В семье закладываются основы воспитания и формирование будущей личности, через нее передаются потомкам духовное достояние, жизненный опыт, трудовые навыки, национальный менталитет.
3. Хозяйственно-бытовая функция непосредственно связана с предыдущей. С созданием семьи у супругов возникают обязательства друг перед другом. В первую очередь это связано с общей трудовой деятельностью в семье. Именно в семье все начинают учиться ответственности, и обязанность каждого члена выполнять определенную работу. Совместное ведение домашнего хозяйства и экономическое обеспечение семьи в современных условиях обусловлено изменением ролей, которые играют в ней женщины. Все чаще именно они берут на себя функции кормильца. Нередко - в семьях, воспитывающих ребенка с нарушением психофизического развития. Исследователи проблем семейных отношений отмечают, что нынешнее социально-экономическое положение в государстве привело к:
- Кризису семьи, спровоцировало отчуждение между родителями и детьми;
- Потери традиций народной педагогики;
- Низкому уровню общепедагогических знаний родителей;
- Неуважению и недоверию родителей и педагогов друг к другу и тому подобное.
Семья как социальный институт находится в состоянии острого кризиса, что, конечно, негативно влияет на выполнение ее основных функций, то есть на ее жизнеспособность: материально-экономическое обеспечение, жилищно-бытовые условия. Это, в свою очередь, создает определенный морально-психологический климат, который влияет на духовность семьи, воспитание детей, организацию свободного времени членов семьи. Особого внимания требуют семьи, имеющие детей с нарушениями психофизического развития, поскольку именно в таких семьях наблюдаются изменения на социальном, психологическом и соматическом уровнях. Имеющиеся у ребенка психофизические недостатки приводят к изменениям во всей семейной системе. Реализация родителями воспитательной функции оказывается затрудненной и нуждается в помощи и поддержке со стороны различных специалистов медицинского и психолого-педагогического профиля. Есть проблемы и семейного воспитания. Современная семья ребенка с нарушениями психофизического развития достаточно редко может выступать в качестве действенного фактора его социального интегрирования. Основными причинами такой ситуации являются:
- Низкий экономический статус многих семей;
- Отсутствие какой-либо действенной поддержки со стороны государства (в том числе просветительской);
- Негативное социальное отношение.
Семьи с детьми, имеющими особые образовательные потребности - это категория, которая относится к «группе риска». Известно, что количество психических (невротичных и психосоматических) расстройств в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности выше вдвое, чем в семьях, не имеющих детей-инвалидов. Эти и другие факторы приводят к тому, что сами родители во многих случаях создают препятствия в реабилитации детей с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях о проблемах здоровья и развития своего ребенка. Семья в процессе воспитания, социального интегрирования ребенка с особыми потребностями сталкивается с огромным количеством трудностей. Это и отсутствие психолого-педагогического сопровождения, необходимого медицинского лечения, реабилитационной помощи детям и тому подобное. Иногда близкие для больного ребенка люди сами находятся в состоянии хронического стресса, вызванного болезнью ребенка, обстоятельствами лечения, воспитания, обучения, профессионального становления своего особенного ребенка. Все это затрудняет социальную интеграцию ребенка, имеющего ограниченные возможности, в среду его здоровых сверстников. Инклюзия должно способствовать привлечению родителей к решению этих проблем, а родители, в свою очередь, должны учиться сотрудничеству для максимально комфортного процесса воспитания и обучение ребенка с особыми потребностями.
Родители как члены учебных команд.
Прежде всего, родители - важные участники учебных команд своих детей. Они лучше знают их сильные и слабые стороны, способности, склонности и особенности развития, и именно поэтому могут поддерживать эффективно. Их постоянное участие в школьной жизни может значительно улучшить успехи ребенка с психофизическими нарушениями. Важно, чтобы родители принимали участие в принятии решений об образовании своего ребенка. Именно они могут оказывать важную информацию для планирования, внедрения и адаптации программы для лучшего удовлетворения постоянно меняющихся потребностей своего ребенка. Родители могут также обогатить учебный опыт своего ребенка через привлечение к общественной жизни. Это можно делать через местные организации и программы, через родительские или детские группы. Временами не помешают неформальные встречи с многодетными семьями, волонтерами, друзьями, соседями, общиной. Дети с особыми потребностями, среди которых выделяют умеренные, средние и значительные нарушения психофизического развития, требуют специальных условий обучения, которые соответствуют их образовательным потребностям. Для установления потребностей в обучении учителя обычно применяют немало неформальных методов:
- Беседы с ребенком;
- Наблюдение за работой в классе;
- Анализ выполнения классных заданий;
- Проведение проверки по отдельным предметам;
- Проведение тестовых проверок и тому подобное.
Однако в инклюзивном образовании исключительное значение имеет сотрудничество с родителями, беседы с ними, начиная с первых шагов обучения, привлечение их к учебно-воспитательному процессу как полноправных партнеров-педагогов своего ребенка. Формированию родительской компетентности уделяется значительное внимание в современных зарубежных и отечественных исследованиях. Родительская компетентность - понятие, которое сейчас широко используется в психолого-педагогической практике. Зарубежные и отечественные исследователи этого феномена подчеркивают его интегративную природу, которая оказывается в сочетании с осознанием, пониманием ощущений и действий родителей. Современная детско-центровая образовательная парадигма предполагает переформатирование традиционной практики взаимодействия с семьей в русле привлечения родителей в учебно-воспитательный процесс. Партнерские отношения в триаде «родители - педагог - ребенок» являются основой родительской компетентности, формирование которой требует разработки нового содержания коррекционно-развивающей педагогической деятельности. Направляют коррекционно-развивающую педагогическую деятельность в системе инклюзивного образования обычно специальные школьные психолого-медико-педагогические консультации, в которых могут участвовать учителя со специальным образованием, специалисты в отдельных отраслях или обычные школьные учителя, которые имеют специальные знания, опыт работы с детьми, которые испытывают трудности в обучении. Родители - полноправные члены таких постоянно действующих консультаций.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)