Образовательные законы России
Современная образовательная нормативно-правовая база России, которая в 1991 года была в составе СССР, декларативно признала основные международно-правовые документы в отношении лиц с ограниченной жизнедеятельностью, однако государственная политика в этот период носила преимущественно компенсационный характер, меры этой политики концентрировались на незначительной финансовой помощи и предоставлении определенных услуг. Задача приспособления среды обитания до особенностей и потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья как условие их успешного интегрирования в общество даже не формулировалась. Обретение независимости государства ознаменовалось принятием Основного Закона - Конституции России, где утверждается равенство прав всех людей, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, от языковых и других признаков. В Конституции определены и утверждены основные права человека, среди которых - право на образование, право на социальную защиту и др. В России интеграционные процессы в образовательной системе начались с 90-х годов в связи с распадом СССР и кардинальной перестройкой государственного устройства, обусловленные принятием национальных антидискриминационных законодательных актов, принятых с учетом основных положений Деклараций ООН. Законодательное признание получило право на получение образования гражданами России без каких-либо ограничений в принятом законе «Об образовании». Гуманизм и демократия как основы образования, доступность и бесплатность образовательных услуг, право всех граждан на бесплатное образование независимо от состояния здоровья, открытый характер учебных заведений и т.д. дают основания рассматривать этот законодательный документ, регламентирующего функционирование образовательной системы России, как прогрессивный шаг в выполнении требований международных нормативно-правовых документов, ратифицированных государством. В то же время отдельные законодательные акты, хотя и построены на демократической основе, содержат определенные противоречия. В частности, Закон России «Об общем среднем образовании» содержит довольно разноплановое утверждение о детях с особыми потребностями: зачисление и отбор детей для обучения в специальных общеобразовательных школах (школах-интернатах), их перевода из одного типа таких учебных заведений к другому производится по заключению соответствующих психолого-медико- педагогических консультаций в порядке, установленном Министерством образования России. Если родители или лица, их заменяющие, вопреки выводу соответствующей психолого-медико-педагогической консультации отказываются направлять ребенка в соответствующие специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты), обучение ребенка проводится по индивидуальной форме. Начиная с 2000 года, активизация законотворческой деятельности в России, по регламентации предоставления образовательных, медицинских, социальных услуг лицам с ограниченными возможностями здоровья, способствовала принятию ряда законов («О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», «Об охране детства», «О социальных услугах», «О реабилитации инвалидов в России»). Впервые законодательно признано (Закон «О реабилитации инвалидов в России») психолого-педагогическое сопровождение как необходимое условие успешного интегрирования в социум ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а также необходимость социального, педагогического и психологического патронажа по месту жительства. Необходимость интеграции детей с особыми образовательными потребностями отмечается в официальных документах на уровне постановлений Кабинета Министров России и государственных программ. В частности, в Доктрине образования указывается на равный доступ к качественному образованию интегрированием в общеобразовательное пространство детей с особыми потребностями. Концепция ранней социальной реабилитации детей-инвалидов среди общих положений содержит фразу, что «вместо изолированного интернатного воспитания детей-инвалидов должно прийти интегрированное обучение и воспитание», а в «направлениях реабилитации» предусматривает «пребывание ребенка-инвалида в детском коллективе без изоляции от общества (как это происходит в закрытых интернатных учреждениях), в условиях обычной среды» и о «постепенном интегрировании детей-инвалидов в детские дошкольные учреждения и общеобразовательные школы». Здесь также задекларировано сохранение семьи в противовес устройству ребенка в интернат и преимущество «интеграции в ученический коллектив» над домашней формой обучения. Противоречивые позиции по внедрению инклюзивного образования содержит «Положение об индивидуальном обучении». Ниже приведены цитаты из отдельных документов, касающихся организации инклюзивного обучения в общеобразовательных школах. Например, говорится о том, что в рамках своего индивидуального учебного плана дети с особыми потребностями должны иметь, кроме общеобразовательного, еще и коррекционный, реабилитационный, логопедический компонент и т.д. «Для создания оптимальных условий овладения учебным материалом с учениками, которые нуждаются в коррекции физического и (или) умственного развития, подготовительного, 1- 4-х классов, проводятся индивидуальные и групповые занятия по коррекции недостатков развития». Соответствующие пункты содержатся и в «Комплексной программе образования и профессиональной подготовки инвалидов». «Создать в каждом районе города и пгт не менее одной общеобразовательной школы с необходимыми условиями для обучения инвалидов, чтобы обеспечить раннюю социальную адаптацию детей-инвалидов, не имеющих отставание в интеллектуальном развитии». Ответственность за это возложена на Министерство образования и науки, Министерство здравоохранения, Министерство экономики, Министерство финансов, городские и областные государственные администрации, общественные организации инвалидов. Предусмотрено также «разработать нормативы численности и ввести в специальных школах-интернатах, центрах профессиональной, социальной, медицинской реабилитации инвалидов, учебно-производственных предприятиях и вузах I – IV уровней аккредитации должности учителей (преподавателей) валеологии, реабилитологов, психологов, профконсультантов, сурдопереводчиков и других специалистов в рамках выделенных ассигнований». В указанном документе отмечается кадровое обеспечение обучения детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря сотрудничеству психолого-медико-педагогических консультаций и центров практической психологии и социальной работы расширяются возможности интегрирования детей с особыми потребностями в общество, повышается эффективность ранней диагностики отклонений в развитии детей, а также осуществляется целенаправленная развивающие-коррекционная работа непосредственно в учебном заведении, где учится ребенок. Сейчас мы стоим на пороге кардинальных изменений образовательной политики в отношении детей с особыми потребностями. Активная работа проводится над доработкой основных образовательных законов, в частности, в закон «Об образовании», введено понятие инклюзивного учебного заведения. Кабинетом Министров утвержден «Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях». С 2001 года Министерство образования и науки совместно с Институтом специальной педагогики и при поддержке «Шаг за шагом» проводит научно-педагогический эксперимент «Социальная адаптация и интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития путем организации их обучения в общеобразовательных учебных заведениях». Более 20 учебных заведений из разных областей задействовано в этом эксперименте. Положительный опыт внедрения инклюзивного образования в настоящее время распространяется на другие учебные заведения. Внедрению инклюзивного образования в России на основе использования лучшего мирового опыта способствует Национальный российско-канадский проект «Инклюзивное образование для детей с особыми образовательными потребностями в России», в рамках которого отрабатываются и совершенствуются нормативно-правовая база и инклюзивные технологии обучения. Анализ законодательных и нормативно-правовых документов показал, что политика современной России в отношении детей с нарушениями психофизического развития как миноритарной группы нуждается в реабилитации и интеграции, характеризуется максимальным привлечением государства к системному решению проблем, однако механизмы реализации этого процесса в настоящее время активно отрабатываются.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Назовите и проанализируйте основные международные документы в области прав лиц с нарушениями психофизического развития.
2. Раскройте основные принципы инклюзивного образования, задекларированные в Саламанкской декларации.
3. Определите, какие статьи Закона «Об образовании» способствуют развитию инклюзивного образования в России.
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: международная политика и законодательная база инклюзивного образования, Саламанкская декларация, документы ООН и ЮНЕСКО, образовательные законы России, принципы инклюзивного образования.
Устное практическое задание.
Охарактеризуйте основные международные документы ООН и ЮНЕСКО в области прав лиц с нарушениями психофизического развития.
Устное практическое задание.
1. Проанализируйте статью 23 Конвенции о правах ребенка, где отмечается, что «ограниченный в умственном или физическом отношении ребенок должен иметь полноценную и достойную жизнь в нормальных условиях, которые способствуют росту уверенности в себе и обеспечивают его участие в жизни общества ... Ребенок-инвалид имеет право на особый уход, образование, помощь, чтобы иметь полноценную и достойную жизнь в условиях, обеспечивающих максимальную самостоятельность и социальную интеграцию», и определите, закреплены ли эти права в основных законах России.
2. Определите основополагающие права лиц с нарушениями, которые изложены в «Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов».
Упражнение.
Студентам предлагается на основе теоретических знаний определить обязательства государств, ратифицировавших Конвенцию ООН о правах ребенка, статья 28: «Государства признают право ребенка на образование с целью постепенной реализации этого права на основе предоставления равных возможностей. Они должны ... » После выполнения задания - обсуждение с группой в аудитории.
Задачи для устного опроса.
1. В каком международном документе определены основные принципы инклюзивного образования?
2. Прокомментируйте определения, поданные в Саламанкской декларации: «В рамках инклюзивных школ дети с особыми образовательными потребностями должны получать дополнительную помощь, которая нужна им для обеспечения их полноценного обучения. Инклюзивные школы являются самым эффективным средством, гарантирующим солидарность между детьми с особыми потребностями и их сверстниками. Зачисление детей в специальные школы, специальные классы или в секции в пределах любой школы на постоянной основе должно быть исключением, заказным только в тех случаях, когда вполне очевидно то, что обучение в обычных классах не может удовлетворить образовательные или социальные потребности определенного (отдельного) ребенка, или, если это необходимо для благополучия этого ребенка или других детей».
3. В полной ли мере законодательная база России соответствует Саламанкской декларации? Приведите примеры.
Задачи для письменного самостоятельного выполнения.
1. Определите основные направления сотрудничества педагогического персонала, специалистов, общественных и благотворительных организаций с родителями.
2. Почему родители должны иметь определяющее право в выборе образовательных услуг для своего ребенка, контролировать, следить за процессом обучения, принимать в нем участие?
Темы для докладов и рефератов.
1. Законы России о праве на образование детей с особыми потребностями.
2. Нормативно-правовые акты, регламентирующие инклюзивное обучение детей с особыми образовательными потребностями.
3. Анализ документа «Порядок организации инклюзивного обучения в общеобразовательных учебных заведениях».
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)