Термин «дети с особыми потребностями»
Широкое применение термина «дети с особыми потребностями» инициировала Саламанкская декларация, опубликованная в 1994 г. Здесь представлено ее основное определение «особые потребности». Оно касается всех детей и молодых людей, чьи потребности зависят от различной физической или умственной недостаточности или трудностей, связанных с обучением. Многие дети испытывают трудности в обучении, то есть - специальные образовательные потребности на определенных этапах своего обучения в школе». По мнению известных европейских ученых, детская популяция, несмотря на свое разнообразие, в основном имеет нормальные или так называемые средние показатели развития, в том числе и учебные способности. Однако определенное количество детей имеет отличные от средних показателей, а соответственно, с педагогической, социальной, медицинской точки зрения эти дети характеризуются как имеющие особые потребности. Обратимся к определению, которое дает известный французский ученый: «Особые потребности - это термин, который используется в отношении лиц, чья социальная, физическая или эмоциональная особенность требует специального внимания и услуг, которым предоставляется возможность развить свой потенциал». В их число входят дети, которые имеют как исключительные способности или талант, так и дети с физическими, психическими, социальными различиями. Наиболее распространенное и приемлемое стандартное определение «особых образовательных потребностей», в частности в странах Европейского сообщества, представлены в Международной классификации стандартов образования: «особые образовательные потребности имеют лица, обучение которых требует дополнительных ресурсов. Дополнительными ресурсами могут быть: персонал (для оказания помощи в процессе обучения); материалы (различные методы обучения, в том числе вспомогательные и коррекционные); финансовые (бюджетные ассигнования для получения дополнительных специальных услуг)».
В России нет единой официальной терминологии для характеристики детей с особыми образовательными потребностями. В основных законах России об образовании встречаются такие термины, как «дети, которые нуждаются в коррекции физического и / или умственного развития» и «лица, имеющие недостатки в физическом или умственном развитии и не могут учиться в массовых учебных заведениях», «молодежь с инвалидностью», «дети с тяжелыми нарушениями развития», «дети с ограниченными возможностями здоровья » и др. Все эти термины соотносятся с медицинской общественно-социальной моделью. Однако сейчас значительную роль в утверждении социальной модели отношения к лицам с нарушениями в обществе играют неправительственные организации, прежде всего организации родителей детей с особыми образовательными потребностями. Благодаря их деятельности распространяются термины, которые смещают акцент с недостатков / отклонений развития (дети-инвалиды, инвалиды, дети с пороками развития и т.п.) на термины более положительные - дети с особыми образовательными потребностями, дети с особенностями психофизического развития и тому подобное. Именно эта терминология на сегодня является наиболее применяемая.
Основные принципы инклюзивного образования.
При определении термина «инклюзивное образование» были проанализированы определения, содержащиеся в главных международных документах: Стандартных правилах равных возможностей для инвалидов ООН, Декларации прав ребенка ООН, Саламанкской декларации и программе действий по обучению лиц с особыми потребностями, Международных консультациях по вопросам раннего обучения детей с особыми образовательными потребностями. Инклюзивное образование (инклюзия - inclusion (англ.) - Привлечение), предусматривает создание образовательной среды, которое бы отвечало потребностям и возможностям каждого ребенка, независимо от особенностей его психофизического развития. Инклюзивное обучение - гибкая, индивидуализированная система обучения детей с особенностями психофизического развития в условиях массовой общеобразовательной школы по месту жительства. Обучение (в случае необходимости) происходит по индивидуальному учебному плану, обеспечивается медико-социальным и психолого-педагогическим сопровождением. Инклюзивное образование базируется на принципе обеспечения основного права детей на образование и права учиться по месту жительства. Инклюзивное образование, как систему образовательных услуг, должна обеспечивать инклюзивное школа - учебное заведение, что адаптирует учебные программы и планы, физическую среду, методы и формы обучения, использует имеющиеся в обществе ресурсы, привлекает родителей, специалистов для предоставления специальных услуг в соответствии с потребностями каждого ребенка, обеспечивает благоприятный климат в образовательной среде.
Основные принципы инклюзивного обучения:
v все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это оказывается возможным, несмотря на определенные трудности или различия, существующие между ними;
v школы должны признавать и учитывать различные потребности своих учеников, согласовывая различные виды и темпы обучения;
v обеспечения качественного образования для всех благодаря соответствующему учебно - методическому обеспечению, применению организационных мер, разработке стратегии преподавания, использования ресурсов и партнерских связей со своими общинами;
v дети с особыми образовательными потребностями должны получать дополнительную помощь, которая может понадобиться им для обеспечения успешности процесса обучения.
Концепция инклюзивного образования отражает одну из главных демократических идей - все дети - ценные и активные члены общества. Обучение в инклюзивных образовательных заведениях полезно как для детей с особыми образовательными потребностями, так и для других детей, членов семей и общества в целом. Взаимодействие со здоровыми детьми способствует когнитивному, физическому, речевому, социальному и эмоциональному развитию детей с особыми образовательными потребностями. При этом дети с типичным уровнем развития демонстрируют соответствующие модели поведения детям с особыми образовательными потребностями и мотивируют их к развитию и целенаправленному использованию новых знаний и умений. Взаимодействие между учащимися с особыми образовательными потребностями и другими детьми в инклюзивных классах способствует налаживанию между ними дружеских отношений. Благодаря такому взаимодействию дети учатся естественно воспринимать и толерантно относиться к человеческим различиям, они становятся более чуткими, готовыми к взаимопомощи. Инклюзивные подходы также полезны для семьи. В этом случае семьи детей с особыми образовательными потребностями могут получать поддержку со стороны других родителей, они лучше понимают, в чем развитие их детей типично, а в чем атипично, а также принимают активное участие в процессе обучения и воспитания. Учителя инклюзивных классов глубже понимают индивидуальные различия и особенности детей, а также более эффективно сотрудничают с родителями и другими специалистами (специалистами по лечебной физкультуре, реабилитологами, логопедами, социальными работниками и др.) Инклюзивная система образования также полезна с общественной точки зрения, поскольку благодаря совместному обучению дети с детства учатся понимать и толерантно относиться к человеческим различиям.
Задачи для контроля и самоконтроля.
1. Назовите и проанализируйте социальные модели, по которым формировалось общественное мнение в отношении лиц с нарушениями психофизического развития.
2. Раскройте особенности инклюзии как модели общественного устройства.
3. Определите и прокомментируйте основные принципы инклюзивного обучения.
Семинарское практическое занятие.
Опорные понятия: медицинская и социальная модель общественного устройства, сегрегация, интеграция, инклюзия, специальное образование, инклюзивное образование, ученики с особыми образовательными потребностями, инклюзивное обучение.
Устное практическое задание.
Охарактеризуйте процесс эволюции отношения общества и государства к лицам с нарушениями психофизического развития.
Устное практическое задание.
Воспользовавшись предложенной цитатой, определите основные моменты внедрения инклюзивного образования в современную образовательную систему. «В первую очередь мы должны сделать образовательную систему достаточно гибкой, чтобы она отвечала разнообразным запросам людей. Впрочем, если мы понимаем привлечение как трансформацию, необходимо в корне изменить наше отношение к разнообразию человеческого материала, с которым имеет дело образовательная система. Это разнообразие стоит рассматривать не как источник проблем, а, наоборот, - как атрибут реальности, который стоит воспринимать и, более того, ценить. При таком подходе мы отрицаем определение нормы как нечто гомогенное и стабильное, мы видим норму в разнообразии. Существование различных категорий учащихся, каждый из которых имеет свои образовательные потребности, становится основой, на которой строится вся педагогика».
Вопросы для устного опроса.
1. Как Вы понимаете разнообразие, гибкость и трансформацию образовательной среды?
2. Приведите примеры разнообразия учебной среды, гибкости учебного процесса и трансформации образовательной системы.
3. Как социально-политические процессы повлияли на образование детей с нарушениями психофизического развития?
4. Способствует ли расистская и коммунистическая идеология развитию инклюзивных процессов в обществе? Приведите доказательные примеры.
5. Какие позитивы от обучения в инклюзивной среде получают дети с типичным развитием?
Задача для письменного самостоятельного выполнения.
1. Укажите различия между терминами «аномальные дети» и «дети с особыми образовательными потребностями».
2. Перечислите основные признаки сегрегативного и инклюзивного обучения.
Темы для докладов и рефератов.
1. Историческое основание инклюзивного образования.
2. Терминология и ее значение в современной педагогике.
3. Медицинская модель нарушений развития.
4. Социальная модель нарушений развития.
5. Категориальнисть детей с особыми потребностями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)