Социальная и медицинская модели нарушений
Отношение к лицам с нарушениями психофизического развития, в частности к детям, соотносится с теоретическими общественно-социальными моделями, которые формировались в процессе развития общества и были обусловлены господствующими идеологическими установками, общественным мнением, системой социально-политического устройства.
Медицинская модель, как мировоззренческая, которая формировала общественное мнение относительно лиц с ограничениями и господствовала до начала 60-х годов, предусматривала: человек с особенностями развития является, прежде всего, больным человеком и требует определенного лечения, заботы, пребывания в специальных условиях, чаще всего сегрегативних. По этой модели лица с нарушениями развития рассматривались как объекты неполноценности, нуждающиеся в благотворительности и опеке. Именно в этот период лицам с нарушениями развития предлагалось находиться исключительно в сегрегативных условиях: лечиться, учиться, получать профессию и даже в дальнейшем, жить. Показательной характеристикой этого периода может служить позиция Л.Выготского, который уже в 1924г. отметил: «Огромная ошибка – созерцание на детскую ненормальность только как на болезнь. Это привело нашу теорию и практику к опасным ошибкам. Мы тщательно изучаем капли дефекта, те золотники болезни, которые встречаются у ненормальных детей ... и не замечаем тех пудов здоровья, заложенных в детском организме, на какой бы дефект он не страдал». В период после Второй мировой войны менялись идеологические установки в обществе в целом, в частности, прекратилось господство расистско-нацистской идеологии в большинстве европейских стран. Несколько позже Организацией Объединенных Наций были приняты декларации «О правах умственно отсталых» (1971г.) и «О правах инвалидов» (1975г.). Эти законодательные нормативно-правовые документы юридически опровергали существование на протяжении тысячелетий условного разделения человечества на «полноценное» большинство и «неполноценное» меньшинство, способствовали деинституализации и интегрированию в общество лиц с нарушениями психофизического развития. В 70-х годах ХХ в., как альтернатива медицинской модели, возникла теория «Социальной соотнесенности» (социальная модель). По мнению многих европейских ученых, эта теория созвучна учению Л. Выготского, которое способствовало пониманию природы компенсаторных возможностей человека, его социальной направленности и послужило основой для определения теории социальной соотнесенности. Еще в 30-х годах ученый отмечал, что общие представления о «детской дефективности» в научной литературе и на практике, прежде всего, связываются с биологическими причинами, а социальные моменты считаются второстепенными, хотя именно они являются первоочередными, главными. Выделяя социальный аспект компенсаторной способности, Л. Выготский замечал, что «... физический дефект вызывает якобы социальный вывих, совершенно аналогичный телесному вывиху, когда поврежденный орган - рука или нога – торчит из сустава, когда грубо разрываются обычные связи и функционирование органа сопровождается болью и воспалительными процессами. Если психологически телесный недостаток означает социальный вывих, то педагогически воспитать такого ребенка – значит направить его в жизнь, как вправляют вывихнутый или больной орган ». Социальная модель обозначила перелом в общественном сознании в отношении детей с особенностями психофизического развития, и начался процесс их интеграции в среду сверстников.
Определение понятий «инклюзия», «интеграция», «нарушение психофизического развития», «особые потребности» и др.
Начиная с 90-х годов ведущей моделью современных общественно- социальных отношений в отношении лиц с ограниченными возможностями, в частности, детей-инвалидов, определено инклюзию, основанную на признании и уважении индивидуальных человеческих различий и предполагающую сохранение относительной автономии каждой общественно-социальной группы. А представления и стиль поведения, присущий традиционно доминирующей группе, должны модифицироваться на основе плюрализма обычаев и мнений. Основополагающим в инклюзивных подходах является то, что не личность имеет приспосабливаться к общественным, социальным, экономическим отношениям, а наоборот - общество должно создать условия для удовлетворения особых потребностей каждой личности. В то же время особенности не должны восприниматься «как явление исключительное, обреченное», наличие того или иного нарушения не вызывает маргинальность жизненного пути человека. В центре внимания этой модели общественного поведения :
- Автономность;
- Участие в общественной деятельности;
- Создание системы социальных связей;
- Принятие обществом всех без ограничений, каждой личности.
Общественно-социальная концепция инклюзии стала основополагающей в современной модели получения образования детьми с особенностями психофизического развития - инклюзивном образовании. Именно инклюзивное образование будет способствовать:
- Развитию способностей ребенка;
- Признанию того, что нормальное развитие не является общепринятой
«нормой»;
- Удовлетворению особых потребностей;
- Созданию системы поддержки;
- Функциональному подходу к лечению и обучению;
- Участию родителей в лечении и обучении их детей.
Термин «инклюзия» отличается от термина «интеграция» по своему концептуальным подходу. В частности, в документе «Международные консультации по вопросам обучения детей с особыми образовательными потребностями» указывается на то, что интеграция определяется как усилия, направленные на введение детей в регулярное образовательное пространство. Инклюзия - это политика и процесс, который позволяет всем детям брать участие во всех программах. Различие в подходах заключается в признании того факта, что мы меняем общество, чтобы оно учитывало и приспосабливалось к индивидуальным потребностям людей, а не наоборот. Понятия «интеграции», «инклюзии» рассматриваются как антонимические по «сегрегации» и обозначают соответствующий прогресс в развитии системы получения образования лицами с нарушениями. «Аномальные лица», «дефективные», «инвалиды», «дети с недостатками» - эти термины в нашей стране до недавнего времени были законодательно закрепленными и общеупотребительными. Понятийная основа этих терминологических определений - фиксация нарушений, недостатков, относительной анормальности. Впрочем, еще в 1927 году Л. Выготский, обосновывая теорию сверхкомпенсации, предусматривал: «... придется отказаться и от понятия, и от термина «дефективные дети». Что касается термина «инвалид», международное определение которого впервые представлены в Декларации ООН «О правах инвалидов» в 1975г., то это - «лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и / или социальной жизни через врожденное или приобретенное нарушение физических или умственных способностей». Современные международные тенденции в области международных правовых норм, социальной политики, образования свидетельствуют, что наиболее приемлемое использование термина «лицо с ограниченными возможностями», поскольку основное внимание концентрируется на «лице», а «ограниченные возможности» - второстепенная характеристика. Сложность и противоречивость определения понятия инвалидности, которое проявляется при анализе как международных нормативно-правовых документов, так и российских нормативных документов, позволяет соотносить и использовать этот термин, ориентируясь, прежде всего, на показатели и результаты чисто медицинского обследования. В странах Западной Европы и Америки достаточно применяемым считался термин «физически или умственно неполноценные лица», «лица с нарушениями развития » или просто « лица с нарушениями». Термин «лица с нарушениями развития», который встречается преимущественно в государственных официальных документах, чаще всего финансового подчинения. В международных правовых документах, государственных законодательно-нормативных актах социальной направленности во многих странах общеупотребительный термин «дети с особыми потребностями». Это терминологическое определение предполагает смещение акцентов с недостатков и нарушений у детей, отклонений от нормы к фиксации их особых потребностей. Говоря об особенностях, мы отталкиваемся от человека вообще, а не от нормы, от человека с определенными особенностями, присущими только ему. Особенность предусматривает отличие, непохожесть, возможно, неповторимость, индивидуальность, уникальность. Соответственно, детьми с особыми потребностями исследователи считают детей-инвалидов, детей с незначительными нарушениями здоровья, социальными проблемами, одаренных детей.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)