Историческая основа инклюзивного образования
Развитие современного общества детерминирует уважение к человеческому разнообразию, установление принципов солидарности и безопасности, обеспечивает защиту и полное интегрирование в социум всех слоев населения, прежде всего - человека с ограниченными возможностями здоровья. Это обусловлено определением главной цели социального развития - создание «общества для всех». В основу такого интегрирования положена концепция целостного подхода, которая открывает путь к реализации прав и возможностей для каждого человека, прежде всего, предусматривает равный доступ к получению качественного образования. Принципы доступности сформулированы на основе соблюдение прав человека, изложены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН от 12 декабря 1997г. в качестве приоритетной задачи - способствовать обеспечению равных возможностей для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Этот принцип приводит к переносу акцентов с медицинских аспектов инвалидности, забота о лицах с психофизическими нарушениями, защита и оказания им помощи в адаптации к окружающей среде на реформирование самого социума, где человек с психофизическими нарушениями имеет возможность удовлетворить свои потребности, прежде всего, потребность получить качественное образование. Качественное образование предполагает удовлетворение особых образовательных потребностей каждого индивида, в том числе и с нарушениями психофизического развития, без отрыва лица от привычного социального окружения, семьи, друзей. Принципы доступности и удовлетворения особых образовательных потребностей лиц с нарушениями психофизического развития стали краеугольным камнем инклюзивного образования, образовательной системы, базирующейся на принципе обеспечения основного права детей учиться в общеобразовательном учреждении по месту жительства с соответствующим психолого-педагогическим сопровождением и коррекционно-реабилитационной поддержкой. «Образование должно предоставляться в пределах возможного, в общеобразовательных школах, без любого проявления дискриминации в отношении детей и взрослых инвалидов» – такая официальная позиция европейского сообщества была высказана ЮНЕСКО, Комиссией по правам человека. «Поскольку в большинстве случаев инвалидность сама по себе не является препятствием, дискриминация - вот что препятствует ребенку получить образование в общей системе». Дискриминацию к лицам с нарушениями свидетельствует ретроспектива отношения к ним общества. Еще с античных времен гражданское право детерминировало признания лиц с недостатками как неполноценных, недееспособных граждан, нуждающихся в опеке. Так, законодательство древнегреческой Спарты предусматривало выявлять физически неполноценных детей и отделять их от здоровых, оберегая таким способом государственное устройство и исповедуя идею «физической полноценности» своих граждан. «Пусть в силе будет тот закон, что ни одного калеки-ребенка кормить не стоит» - такие показания тогдашнего отношения к инвалидам оставил римский философ Аристотель. Неполноценность и ненужность людей с нарушениями было признано в основах Римского права. «Мы убиваем калек и топим детей, рождающихся слабыми и уродливыми. Мы поступаем так не из-за гнева и досады, а руководствуясь правилами разума: отделять неестественное от здорового» - такое право отстаивал в Древнем Риме Сенека. Именно римский суд, установив институт опекунства над людьми с ограничениями, стал в дальнейшем образцом для выработки законодательных норм относительно физически и психически неполноценных. Римское право, которое стало основополагающим в законодательстве большинства европейских стран, закрепило юридический статус полного бесправия людей с ограничениями почти до 20-го века. Законодательство защищало «полноценное большинство» от «неполноценного меньшинства», жестко фиксируя ограничения гражданских прав инвалидов. В истории специального образования и инклюзии в эволюции отношений общества и государства к лицам с отклонениями в развитии выделяется пять периодов, которые охватывают временной промежуток в две с половиной тысячи лет - путь от ненависти и агрессии к принятию, партнерству и интеграции лиц с ограниченными психофизическими возможностями.
Эволюция отношения общества и государства к лицам с психофизическими нарушениями и становление системы специального образования.
Первый период (996-1715 гг.) - От агрессии и пренебрежения к осознанию необходимости заботиться о людях с отклонениями в развитии. Условной границей этого периода в Западной Европе является открытие в Германии первого приюта для слепых (1198 г.). В Российской империи создаются первые монастырские приюты (1706-1715 гг.).
Второй период (1715-1806 гг.) - От осознания необходимости заботиться о лицах с отклонениями в развитии к осознанию обучать часть из них. Условная граница - открытие во Франции специальных школ для глухонемых и слепых (1770- 1784гг.). В Российском государстве - открытие первых специальных школ для глухих и слепых (1806-1807 гг.).
Третий период (1806-1927 гг.) - От осознания возможностей до осознания целесообразности учить три категории детей: с нарушениями слуха, зрения и умственно отсталых. Условная граница - последняя четверть XIX века. Принятие в западноевропейских государствах законов о всеобщем начальном образовании и на этой основе - законы об обучении глухих, слепых и умственно отсталых детей. В Советском Союзе - создание специальных школ для глухих, слепых и умственно отсталых детей в связи с принятием Закона о Всеобучении (1927-1935 гг.). Именно в этот период в школах Западной Европы на фоне развертывания сети специальных заведений делаются попытки совместного обучения детей с нарушениями психофизического развития со своими здоровыми сверстниками. В Австрии в 1846г. был принят закон, который предусматривал создание возможностей для обучения слепых детей вместе со зрячими. Подобные законодательные акты были в Англии, Шотландии и других европейских странах. Не прибегая к детальному освещению исторического аспекта этой проблемы, заметим, что в Советском Союзе попытки совместного обучения происходили постоянно и достаточно широко обсуждались на различных педагогических собраниях. В частности, в 1924 году на II-м Всероссийском съезде по вопросам социально-правовой охраны несовершеннолетних была принята резолюция, где отмечалось в частности: «... Слепые имеют право вступать в обычные учебные заведения для зрячих ... в каждом отдельном случае с разрешения управляющего органа, когда есть основания надеяться, что они будут выполнять основные требования, предъявляемые к их зрячим товарищам». Подтверждением целесообразности этого постановления послужил тот факт, что именно в этот период известный российский ученый успешно провел экспериментальное исследование по обучению слепой девочки в условиях массовой школы и стал активно пропагандировать идеи «... необходимости упорной борьбы против отделения слепых от зрячих». Стоит отметить, что, несмотря на преобладание в этот исторический период сегрегационных установок по обучению детей с ограничениями и развертывания системы специальных заведений, попытки совместного обучения детей с нарушениями и их здоровых сверстников не прекращались.
Четвертый период (1927-1991 гг.) - От осознания необходимости обучения определенной части детей с нарушениями к пониманию необходимости обучать всех детей с отклонениями в развитии. В Западной Европе этот период от начала ХХ века до конца 70-х годов характеризуется развитием законодательной базы специального образования и структурным совершенствованием национальных систем. В Советском Союзе - дифференциация и совершенствование системы специального образования, переход к 8 типам специальных заведений (1950-1990 гг.). Именно в этот период с 70-годов ХХ века в мировой образовательной политике на фоне экономического роста развития общественных демократических отношений в передовых государствах мира четко определились с антидискриминационным настроением по любому признаку: национальному, этническому, религиозному, уровню психофизического развития. На смену старой парадигмы общественно-государственного сознания «полноценное большинство» - «неполноценное меньшинство» приходит новая - «единственное сообщество, включая и людей с определенными проблемами». Мировое сообщество фиксирует законодательно недопустимости так называемой социальной маркировки. Национальные антидискриминационные законодательные акты утверждаются с учетом основных положений Деклараций ООН. Формируется новая культурно-историческая норма – уважение к различиям между людьми.
Пятый период (1991 гг. - и по сей день) - от сегрегативного обучения детей с особыми образовательными потребностями к инклюзивному образованию. В Западной Европе с конца 70-х годов значительно сокращается количество специальных школ, увеличивается количество специальных классов в общеобразовательных школах. Учащихся с особыми образовательными потребностями начинают обучать в общеобразовательных школах в инклюзивной среде. Этот период в странах постсоветского пространства начался в 90-х годах и совпадает с распадом СССР и кардинальной перестройкой государственного устройства.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)