Когнитивные нарушения
Нарушение когнитивных функций у детей с органическим поражением головного мозга часто недооценивают, но они влияют на все аспекты функциональной активности. Известно, что детский инсульт влияет и на общие и на специфические аспекты когнитивной функции. Степень нарушения когнитивных функций разнообразна и должна рассматриваться в соответствии с возрастом ребенка и его развития. У детей, в отличие от взрослых, когнитивные последствия определяются не только тем, какое полушарие поражено. Они могут возникать в результате как кортикальных, так и субкортикальных повреждений. Однако небольшое количество доказательств наводит на мысль, что более выраженная когнитивная недостаточность у детей с тяжелыми нарушениями. Необходимо проводить оценку интеллектуального развития ребенка, речевого развития, визуально-моторного и визуально-пространственного восприятия, функционирования, последовательной памяти и успеваемости в учебе. Некоторые модели нарушений могут быть связаны с основной этиологии или местом поражения головного мозга. Кроме того, могут появляться в ходе дальнейшего развития ребенка. Необходимо рассматривать компьютеризированное обучение, чтобы помочь ребенку усвоить необходимый курс учебной программы. Когнитивные нарушения влияют на все аспекты ежедневной функциональности. Школы и учителя должны осознавать потенциальные когнитивные трудности, поскольку они могут не быть явно видимыми, если не провести всестороннюю оценку ребенка. Такая оценка должна проводиться вместе: коллегами по образованию и терапевтами, которые должны формировать четкие рекомендации для поддержки ребенка дома и в школе. Исследование детей с травматическими повреждениями мозга указывают, что такие повреждения влияют на способность ребенка получать знания; это также относится и к детям, которые перенесли инсульт. Когнитивное развитие ребенка влияет на уровень его функциональной активности и на обучение, меняется с возрастом, и поэтому необходимо повторно проводить оценку когнитивных функций ребенка. Оценку когнитивных функций у детей с органическим поражением головного мозга необходимо проводить неоднократно, но нет очевидных доказательств, обосновывающих частоту проведения данных исследований.
Рекомендации:
У детей с органическим поражением головного мозга могут быть когнитивные нарушения, выявляемые сразу или могут быть обнаружены в дальнейшем.
Подробная оценка психологического развития и психических функций ребенка наряду с другими психологическими проблемами, которые могут возникать в семье, должна проводиться в тесном сотрудничестве ребенка, родителей, учителей с целью выявления каких-либо специфических проблем, связанных с обучением.
Оценка состояния когнитивных функций должна включать определение наличия дефицита слуха и зрения.
Настроение и поведение
Появляются доказательства того, что наличие органического поражения головного мозга влияет на многие аспекты поведения, даже у детей, у которых наблюдаются явные проблемы в других сферах. Не существует четких исследований относительно влияния органического поражения головного мозга на настроение. Однако, исследования детей с гемиплегией (группа, в которую входят несколько детей, переживших острый инсульт) показали, что эти дети чувствуют эмоциональные трудности. Исследование детей, переживших инсульт, показывают, что третья часть родителей чувствуют, что поведение их ребенка изменилось после инсульта. Неопределенные когнитивные нарушения могут затруднять проблемы с настроением и поведением и поэтому обе эти сферы должны оцениваться вместе.
Рекомендации:
У детей с органическим поражением головного мозга могут меняться настроение и поведение.
Психологическая оценка ребенка должна включать оценку настроения и поведения, включая более широкий круг проблем, которые могут возникать в семье. Оценку настроения и поведения целесообразно проводить во время психологического обследования.
Настроение и поведение должны быть оценены, если есть изменения в функционировании ребенка в домашней обстановке или в школе.
Если настроение или проблемы с поведением были обнаружены и влияют на состояние ребенка и его функционирование, ребенок должен быть передан специалистам, которые имеют опыт в лечении таких проблем.
Ежедневная деятельность
Моторные сенсорные и когнитивные нарушения, которые возникают в результате инсульта, могут повлиять на способность ребенка к самообслуживанию в ежедневной деятельности, соответствующей возрасту ребенка, а также на способность заниматься деятельностью, связанной с работой и отдыхом. Сюда входят виды деятельности, такие как одевание, купание, питание, способность к перемещению дома и в школе, способность играть и проходить школьную программу. Оценка способности ребенка выполнять эти виды деятельности дома и школе важна для облегчения процесса возвращения ребенка к жизни общества.
Рекомендации:
Терапевты, работающие с ребенком, должны оценить способность ребенка выполнять повседневную деятельность.
Специалисты по трудотерапии должны привлекаться при определении терапевтической необходимости в самообслуживании, работы или учебы, досуга и обеспечении активного функционирования в этой области.
- эффективности лечения:
- Снижение спастичности.
- Улучшение функциональной двигательной активности.
- Уменьшение боли.
- Уменьшение побочных эффектов от медицинских вмешательств.
- Увеличение толерантности к физическим нагрузкам.
- Улучшение качества жизни детей с двигательными нарушениями.
- детских реабилитационных учреждениях предусмотрена следующая оценка результатов реабилитации:
- анонимное анкетирование родителей: состояние ребенка улучшилось, ухудшилось, без изменений;
- изменения мышечного тонуса: тонус мышц снизился, повысился, без изменений;
- объем пассивных и активных движений: увеличился, уменьшился, без изменений;
- бытовая активность: полностью восстановлена, восстановлена частично, без динамики, ухудшилась.
- того, применяются международные шкалы и опросники с целью определения функциональной двигательной активности ребенка с детским церебральным параличом и эффективности проводимого лечения.
Согласно определению Всемирной организации здоровья, «медицинская реабилитация - это активный процесс, целью которого является достижение полного восстановления нарушенных вследствие заболевания или травмы функций, либо, если это нереально, оптимальная реализация физического, психического и социльного потенциала инвалида, наиболее адекватная интеграция его в общество». Таким образом, основная цель медицинской и социальной реабилитации больного ребенка заключается в улучшении качества его жизни. В связи с этим, метод оценки качества жизни можно рассматривать как важный критерий эффективности реабилитации ребенка.
Объективная оценка эффективности той или иной методики реабилитации должна быть подтверждена с позиций доказательной медицины, поэтому разрабатываются и постоянно совершенствуются различные стандартные оценки эффективности реабилитации детей с двигательными нарушениями.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)