Методы мануальной терапии
- «манульная терапия» включает в себя различные подходы и методы, в том числе массаж, мобилизацию суставов. Массаж применяется в терапевтических целях, существует несколько приемов массажа.
- :
- знать, что доказательства эффективности массажа для детей с двигательными нарушениями, не были найдены в научной литературе.
- некоторых детей массаж может применяться для успокоения, уменьшения мышечного тонуса, увеличения веса ребенка, улучшения взаимодействия «мать-ребенок».
- началом массажа для любого ребенка важно определить противопоказания к проведению массажа: проблемы со стороны дыхательной или сердечно-сосудистой системы; острые инфекционные болезни (особенно верхних дыхательных путей); признаки отека, гемофилии, высокое кровяное давление, кожные заболевания; переломы, грыжи.
- понять, что реакция ребенка на массаж может меняться от сеанса к сеансу.
- понять, что применение легкого поглаживания может вызвать негативную реакцию у некоторых детей.
- , чтобы специалист подобрал технику массажа индивидуально для каждого ребенка.
- суставов (в том числе позвоночника) не рекомендуется для детей в возрасте до 3 лет, поскольку значительная эффективность от мобилизации суставов для детей младшего возраста не продемонстрирована в научной литературе, так как имеются значительные противопоказания и риски (такие, как травмы спинного мозга).
- противопоказаниями для мобилизации позвоночника являются: бактериальные инфекции; новообразования; анкилоз суставов; гипермобильность суставов; признаки и симптомы поражения спинного мозга.
- используется для детей с двигательными нарушениями старше 3 лет.
- сажает ребенка в разных позициях на лошади (например, лежа, сидя). Мягкая подушка используется вместо седла. Иногда терапевт и ребенок могут ездить вместе. Лошади, как правило, идут шагом с целью обеспечения безопасности для всадника. При назначении данного метода необходимо учитывать возможность возникновения травм в результате езды на лошадях.
Акватерапия
Акватерапия объединяет в себе плавание и водные упражнения, в которых применяются принципы нейро-двигательного развития в сочетании с подводными упражнениями. Водные процедуры применяются с целью содействия двигательному развитию и равновесию. Акватерапия используется в комплексе с физической терапией у детей с двигательными нарушениями. Сторонники акватерапии считают, что водные упражнения улучшают функцию дыхательной системы.
Рекомендации:
В научной литературе не было найдено доказательств того, что акватерапия и иппотерапия способствует улучшению двигательного развития детей раннего возраста с двигательными нарушениями.
При применении этих методик могут быть другие преимущества, такие, как увеличение физической активности, независимости, социального взаимодействия в рамках физической терапии и трудотерапии.
Иппотерапия не может применяться для детей до 3 лет в связи с высоким риском травм. Иногда применение иппотерапии у детей старше 3-х лет способствует улучшению физической активности.
Перед началом любого вида вмешательства необходимо исключить наличие противопоказаний к проведению определенного метода лечения.
Перед началом любого вмешательства необходимо провести оценку функционального состояния и проводить его мониторинг во время лечения, при необходимости изменять индивидуальную программу реабилитации.
Важно, чтобы высококвалифицированные специалисты по акватерапии и иппотерапии, которые имеют специальную подготовку, проводили данные методы реабилитации.
- из приоритетных направлений реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является использование различных методов кинезиотерапии, ведущей задачей которых является повышение общего уровня двигательной активности и самообслуживания. К таким методам относится лечебная физкультура, разработка суставов, профилактика формирования патологических поз и движений, которые приводят к ограничению функциональной активности и деформации суставов. С этой целью также используются консервативные и хирургические методы ортопедической коррекции.
- методы коррекции у детей с двигательными нарушениями
- это вспомогательные средства, которые используются для формирования положения сиденья и определенной позы (например, поддержка руки в благоприятной позиции для повышения функциональной активности и предупреждения или коррекции деформации). Ортезы различных видов для голеностопного сустава наиболее часто используются для профилактики и лечения ортопедических осложнений. Подобные методы часто применяются для иммобилизации колена или для увеличения абдукции в тазобедренных суставах.
- к применению ортезов у детей и подростков со спастичностью:
- улучшение позы;
- улучшение функции верхней конечностей;
- повышение эффективности хода;
- предотвращение или замедление развития контрактур;
- предотвращение или замедление подвывиха и вывиха бедра;
- облегчение дискомфорта или боли;
- профилактика или лечение повреждения тканей, например, путем уменьшения давления.
- подбираются с учетом индивидуальных потребностей пациента и направлены на достижение конкретных целей.
- назначении ортезов, необходимо обсудить с ребенком или подростком, с родителями или опекунами вопрос о клинической эффективности и возможности возникновения побочных реакций. Например, обсудить внешний вид ортеза, возможность дискомфорта или пролежней, атрофии мышц из-за отсутствия активного сокращения мышц.
- выяснить, может ли ортез быть:
- причиной трудностей при самообслуживании;
- причиной трудностей гигиенического ухода;
- быть неприемлемым для ребенка или подростка из-за его внешнего вида.
Необходимо убедиться, что ортезы, предназначенные для конкретного ребенка или подростка, соответствуют размеру, установлены правильно. При необходимости дополнительно проконсультироваться у ортопеда в пределах мультидисциплинарной команды.
- иметь в виду, что жесткие ортезы могут вызвать дискомфорт или повреждения мягких тканей вследствие давления у ребенка или подростка с выраженной дискинезией. Они должны тщательно контролироваться для того, чтобы не вызывать побочных эффектов.
- команда должна вовремя обеспечивать ребенка ортезами.
- детей и подростков, которым назначают ортезы, а также их родителей или опекунов:
- как использовать и носить ортезы;
- когда носить ортезы и как долго;
- когда и куда обратиться за советом.
- информировать детей и подростков, их родителей или опекунов о том, что они могут снять ортезы, если они причиняют боль, которая не уменьшается при изменении положения конечности или при корректировке регулирующих ремней.
- ортезы голеностопного сустава могут применяться для улучшения равновесия в вертикальном положении, улучшения походки и предотвращения возникновения контрактур в голеностопном суставе и деформации стопы.
- ортез или задняя пластинчатая пружина должны использоваться для формирования паттернов нормальной походки.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)