Практическая подготовка будущих учителей начальных классов к работе с учениками с особыми образовательными потребностями
При изучении индивидуальных особенностей ребенка важно учитывать особенности его развития и физические ограничения. Например, работая с ребенком, больным детским церебральным параличом, следует помнить, что из-за речевых трудностей, нарушений мимики и т.д. может сложиться неправильное впечатление относительно интеллектуальных возможностей ребенка. Психическое состояние такого ребенка можно определить только путем внимательного наблюдения за его деятельностью и путем общения с ним, и с помощью специальных методов диагностики.
Поскольку учитель своим отношением моделирует ожидаемое от учеников поведение, важно начать проведение таких занятий именно с педагогами учебного заведения. Необходимо работать с педагогами относительно предотвращения использования медицинской терминологии, применяемой в педагогической практике для характеристики детей с особыми образовательными потребностями.
Содержание занятий с учащимися следует направить на формирование у них умения видеть и ценить различия, слушать и учитывать различные точки зрения, высказывать свое мнение, уважая мнение других, овладевать навыками сотрудничества с разными детьми. Формирование толерантного отношения к детям с особыми образовательными потребностями будет способствовать гармонизации отношений в коллективе и поможет педагогическим работникам создать благоприятную среду для раскрытия потенциала каждого ребенка.
При проведении индивидуальной работы психолог работает непосредственно с ребенком с особенностями психофизического развития, относительно сохранения его здоровья, поиска и реализации его всестороннего развития, формирования положительной мотивации к обучению.
Актуальным остается вопрос применения психодиагностического инструментария и коррекционных программ в работе с указанной категорией детей, которые, как правило, нуждаются в адаптации (изменение характера подачи материала, без изменения содержания или концептуальной сложности задачи), реже, в модификации.
Ознакомившись с особенностями психофизического развития ребенка и готовясь к работе с ним, психолог анализирует, прежде всего, соответствие инструментария (стимулов) и выбранных методик.
Для детей с сенсорными нарушениями очевидно приспособление инструментария (стимулов) к возможностям ребенка и критическому выбору методик, которые позволяют использовать потенциал ребенка. Например, для ребенка с нарушением зрения рисунки должны быть контрастными и большими по размеру.
Для ребенка со спастикой конечностей проблематично использование художественных методик, при использовании которых необходимо договориться с ребенком о сигналах, соответствующих определенному выбору.
Поскольку могут возникнуть трудности с восприятием рисунков, они не должны быть излишне стилизованными и сложными. Необходимо предвидеть возможные трудности, связанные с процессом восприятия самих изображений, и отличать их от понимания или непонимания сюжета, логических связей в нем.
Для детей с нарушениями речи будут мало приемлемыми вербальные методики. При этом важно различать трудности активной речи из-за нарушения артикуляции и понимания обращенной речи.
Ограничения в использовании диагностических методик также могут быть связаны с образом жизни обследуемых, ограниченностью их социальных связей и соответствующих знаний и представлений об окружающем мире. В связи с этим, нельзя безоговорочно использовать определенные проективные методики, которые в целом по процедуре выполнения могли бы соответствовать техническим возможностям обследуемого. Например, методика Рене Жиля, которая часто и успешно применяется для выявления проблем, связанных с общением и самоопределением подростков, не всегда может быть адекватной в работе с подростком, физические ограничения которого не позволяют воспринимать ситуации, приведенные в методике, как спроектированные на себя. Причиной является то, что образ жизни исключает, например, посещение кинотеатра, прогулки за город вместе с друзьями и тому подобное. Поэтому прежде чем применять такую методику, нужно убедиться, что у ребенка есть соответствующий жизненный опыт, связанный с изображенными ситуациями.
Таким образом, психолог принимает решение, какие методики включить при диагностическом исследовании и каким образом должны быть адаптированы стимульные материалы. В то же время, рекомендуется провести обсуждение методик и способов их адаптации на заседании методического объединения практических психологов.
Коррекционная работа должна быть направлена на развитие всех видов восприятия, особенно зрительного и слухового, на базе которых развиваются высшие психические функции.
С развитием восприятия обогащаются разнообразные знания об окружающем мире и понимание связей между предметами и явлениями, следовательно, развивается мышление и речь детей. Во время коррекции развития и обучения ребенка необходимо заботиться об укреплении его работоспособности, умении концентрировать внимание, целенаправленно работать: ставить перед собой цель, осознавать способы ее достижения, адекватно оценивать результаты.
Особого внимания требует развитие учебной мотивации, желание учиться, формировать веру ребенка в собственные возможности, возможно благодаря осознанию и оценке реальных достижений.
В случае, если речь идет о коррекции или развитии отдельных познавательных процессов, лучше организовывать индивидуальные занятия. Результаты диагностической работы служат ориентирами для работы психолога, педагогов, родителей и самого ребенка. В то же время, степень интегрированности ребенка в образовательную среду является индикатором эффективности и адекватности психокоррекционного влияния.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)