Технология личностно-ориентированного обучения в инклюзивном классе
Внедрение инклюзивного обучения основывается на применении личностно-ориентированных методов обучения и воспитания. Личностно-ориентированный подход к организации педагогического процесса основывается на принципах западной гуманистической психологии: самоценности личности, глубокого уважения и эмпатии к ней, учет ее индивидуальности и т.д.
Личностно-ориентированное обучение - это обучение, центром которого является личность ребенка, его самобытность, самоценность: объективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования.
Каждый человек на протяжении своей жизни налаживает самые социальные отношения, поскольку они являются неотъемлемой составляющей нашего бытия. Большинство детей налаживает дружеские отношения со сверстниками естественным путем. Однако некоторым из них, в частности, с особенностями психофизического развития, приходится в этом помогать (путем создания соответствующих возможностей). Ученики легче вступают в социальные и дружеские отношения в среде, где такие отношения поощряются. Это означает, что педагоги постоянно должны создавать ситуации для развития позитивных социальных взаимоотношений учащихся, формирования и развития у них личностных ценностей. Благодаря контактам с друзьями дети развиваются эмоционально и социально, учатся жить в согласии с людьми, у них формируется самоуважение. Дружба дает школьникам ощущение принадлежности, а также пробуждает палитру положительных эмоций.
В инклюзивном классе важно способствовать налаживанию надлежащих отношений между детьми естественным путем. Не стоит насильно принуждать их к дружбе, поскольку такие отношения должны развиваться естественно. Не нужно уделять этому вопросу чрезмерного внимания, слишком настаивать на необходимости взаимодействия детей с особыми потребностями и учеников с типичным развитием. Такими действиями можно закрепить в сознании последних идею, что детям с особыми потребностями необходимо помогать, а не идею, что следует налаживать равноправные взаимовыгодные социальные отношения.
Стоит учить детей с уважением относиться к товарищам и соблюдать нормы поведения при взаимодействии. Например, кому-то могут быть неприятные частые касания. Иногда дети могут относиться к товарищам с особыми потребностями как к большим куклам или домашним животным. Следует учить детей уважать достоинство учащихся с особыми потребностями.
Целесообразно демонстрировать детям положительное социальное поведение. Если учитель (воспитатель) и другие взрослые в классе будут относиться ко всем с уважением, ученики будут действовать аналогично. Если же они будут видеть грубое или невнимательное отношение взрослых друг к другу и к воспитанникам, вероятно, что они последуют этому примеру при взаимодействии со сверстниками. Ведь поступки говорят больше слов. Любые действия учителя в классе не остаются незамеченными и влияют на детей. Вполне очевидно, что одним из важных факторов, который влияет на эффективность инклюзивного процесса, является авторитет педагога, по которому «определяется право на принятие ответственных решений в ситуации, значимой для данного школьника лично, так и для класса в целом».
Личностно-ориентированное обучение и воспитание в инклюзивном процессе направлено на выявление субъектного опыта каждого ученика и оказание психолого-педагогической помощи в становлении его индивидуальности, жизненном самоопределении и самореализации.
Важно поощрять детей к сотрудничеству и взаимному обмену услугами. Ученики должны понять, что у всех людей есть определенные таланты, что все могут быть полезны друг другу. Это должен быть взаимный, а не односторонний процесс. Дети с особыми потребностями должны не только получать помощь, но и предоставлять ее другим. Важно понять, что помощь должна быть уместной. Учителя и воспитатели инклюзивных классов часто сталкиваются с проблемой, когда дети с типичным развитием пытаются все делать вместо своих товарищей с особыми потребностями. Их желание понятно, но такая чрезмерная помощь может привести к нездоровой зависимости и неравенству в партнерских отношениях. Высокие ожидания в отношении детей с особыми потребностями способствуют равным отношениям и взаимному уважению детей. Необходимо внимательно следить за поведением и сигналами детей с особыми потребностями. Во многих случаях они не нуждаются в помощи своих товарищей или даже не хотят ее.
В то же время, целесообразно обучать детей сочувствовать, подчеркивая идеи социальной справедливости. Большинство учеников хорошо понимают, что справедливо, а что нет. Учителя и воспитатели не должны говорить ученикам, что детей с особыми потребностями необходимо жалеть, поскольку такие отношения не могут быть равными. Необходимо концентрировать внимание на том, что у всех детей с особыми потребностями есть собственные интересы, способности и таланты, которыми они могут поделиться с другими. Это способствует налаживанию равноправных дружеских отношений. Педагоги должны поощрять социальные отношения, построенные на справедливости, а не на чрезмерном сочувствии, жалости.
Эффективность коррекционной работы значительно возрастает, если члены семьи понимают сущность проблемы ребенка, активно и умело способствуют специалистам, оказывают помощь. Однако во многих семьях отношение к ребенку с инвалидностью является неадекватным. В частности, практика такой работы показывает, что первая реакция родителей на появление в семье ребенка с определенным недостатком является отрицательной. Часто родителям еще в роддоме предлагают отказаться от него, аргументируя, что на лечение потребуется тратить дополнительные средства и что это может сделать государство. Долгое время родители таких детей сталкиваются лишь с осуждением или жалостью со стороны окружающих, в том числе и специалистов. К сожалению, часто родители не получают специальной помощи или хотя бы поддержки. Поэтому такими распространенными являются случаи, когда даже те родители, которые сначала были положительно настроены на решение проблем малыша, который имеет некоторые недостатки в психофизическом развитии, впоследствии становятся пессимистами и во всех бедах обвиняют именно его. А это, опять же, негативно отражается на развитии, унижает растущую личность.
Достаточно часто родители болезненно реагируют на признание их ребенка, имеющего недостатки психофизического развития; не всегда соглашаются с направлением его в специальное учебное заведение, настаивают на нахождении дома путем индивидуальной формы обучения, искусственно изолируя от общения со сверстниками и социума. Наиболее распространены такие ошибки в семейном воспитании детей с особыми образовательными потребностями:
- чрезмерная опека ребенка, отношение к нему как к тяжело больному, выполнение за него всех дел, принесение себя в жертву ему;
- отсутствие внимания и необходимого воспитания, отношение к дефекту, как к временному явлению;
- предъявление к ребенку требований как к здоровому - без учета его проблем;
- презрительное отношение к ребенку, унижение его;
- нежелание советоваться со специалистами, выполнять их рекомендации, обучать ребенка в учреждении коррекционного образования.
- отношение к ребенку приводит к осложнениям в его развитии, «сужению» окружающего мира, возникновению у него психологических комплексов и негативных черт характера, вследствие чего личность очень страдает.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)