Отечественная система образования в условиях европейского интегрирования
Инклюзивное образование
Важная задача отечественной системы образования в условиях европейского интегрирования - это удовлетворение образовательных потребностей каждого индивида, в том числе с нарушениями психофизического развития по месту жительства, то есть без отрыва от семьи, друзей, привычного социального окружения. Эти вопросы призвана решить новая система организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, которая основана на принципе обеспечения их основного права учиться в общеобразовательном учреждении с соответствующим психолого-педагогическим сопровождением и коррекционно-реабилитационной поддержкой.
Официальная позиция мирового сообщества о недопустимости дискриминации детей и молодежи с инвалидностью в получении качественного образования в пределах общеобразовательной или высшей школы базируется на динамике отношения в обществе к таким людям еще с эпохи античности. Римский суд, установив институт опекунства над людьми с определенными недостатками, стал в дальнейшем образцом для становления нормативных положений относительно физически или психически неполноценных лиц.
Негуманные нормы Римского права были основой для разработки законодательства в большинстве европейских стран того времени, которое длилось почти до ХХ века, то есть так называемое полноценное большинство людей могли рассчитывать на государственную защиту своих прав и использование возможностей для их реализации. В то же время, права меньшинства граждан, которые имели психофизические отклонения в своем развитии, жестко ограничивались.
На сегодняшний день огромное количество детей, нуждающихся в коррекции психофизического развития. Поэтому в обществе должна сформироваться новая культурно-образовательная парадигма, основанная на уважении к детям с физическими или умственными недостатками.
Ученики с функциональными ограничениями, которые посещают общеобразовательные учебные заведения, получают качественное образование. Они более коммуникабельны, открыты для общения, лучше приспособлены к жизни в обществе, чем те, которые получают образование на дому или в специальных заведениях.
В связи с внедрением инклюзивного обучения, возникла проблема подготовки квалифицированных специалистов к работе в инклюзивной учебно-развивающей среде. Этому служит введение в нормативной части содержания высшего педагогического образования учебной дисциплины «Инклюзивное образование».
Цель изучения курса - усвоение студентами теоретико-методологических, нормативно-правовых и организационно-методических основ начального инклюзивного образования.
Задачами курса являются:
- сформировать у студентов целостное представление о сущности и главных задачах инклюзивного образования;
- развить навыки осуществления индивидуального подхода в обучении и воспитании детей с особыми потребностями;
- обеспечить освоение будущими учителями начальных классов методов межличностного взаимодействия с родителями детей с особыми потребностями;
- сформировать навыки дифференцированного обучения и оценивания в условиях инклюзивного обучения.
- результате изучения учебной дисциплины «Инклюзивное образование» студенты должны знать:
- теоретико-методологические и нормативно-правовые основы внедрения инклюзивного образования;
- особенности обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями;
- опыт зарубежных стран по внедрению инклюзивного обучения в начальной школе;
- основные положения по организации педагогического процесса в начальной школе в условиях инклюзивного обучения;
- методики преподавания и дифференцированного оценивания учебных достижений и развития детей с особыми образовательными потребностями;
- технологии отладки педагогического сотрудничества с родителями учащихся с особыми образовательными потребностями, школьным психологом, социальным педагогом, медицинским работником и другими;
- типичные проблемы и трудности, возникающие в процессе внедрения инклюзивного начального образования.
- курса предусматривает овладение будущими учителями начальных классов рядом умений:
- разрабатывать индивидуальные учебные планы и программы для детей с особыми образовательными потребностями с учетом индивидуальных особенностей развития;
- использовать эффективные социально-педагогические стратегии взаимодействия с разнопрофильными специалистами и родителями учеников с особыми потребностями;
- применять адаптивные методики преподавания и стандартизированного оценивания в инклюзивном процессе;
- налаживать педагогическое сотрудничество с родителями школьников, нуждающихся в инклюзивном обучении;
- предотвращать предвзятое отношение сверстников и педагогов школы к детям с особыми потребностями, создавать морально-психологический комфорт в классе на основе субъект-субъектного взаимодействия, гуманности, милосердия, сотрудничества.
- этого курса основывается на материалах современных отечественных и зарубежных научных исследований, и его цель заключается в совершенствовании профессионального мастерства студентов будущих учителей начальных классов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)