- Направление В: Создание инклюзивной практики. Часть 6
Индикаторы и вопросы - Направление В: Развитие инклюзивной практики
Понимание климатических изменений
- Рассматривают ли дети природу парниковых газов, их источники и период их «жизни» в атмосфере? Понимают ли дети водяной пар как парниковый газ, который с повышением температуры создает эффект теплицы?
- Исследуют ли дети влияние индустриализации на использование ископаемого топлива и производство парниковых газов?
- Изучают ли дети, как действует парниковый эффект и как ускоряется глобальное потепление?
- Рассматривают ли дети влияние деятельности людей на производство парниковых газов и изменения климата
из-за использования ископаемых видов топлива, уничтожение лесов и роста потребления мяса и промышленных товаров?
- Размышляют ли дети о том, что вызывает глобальное потепление: изменения в поведении животных и растений, потерю лесов, изменение течения заболеваний, погодные катаклизмы, ускорение муссонных дождей, подъем уровня моря, наводнения, грунтовые оползни, таяние арктического и антарктического льдов, уменьшение ледников, потерю отражения солнечной радиации снегом, угрозы для водоснабжения и продовольственной безопасности?
- Рассматривают ли дети, как увеличение объемов двуокиси углерода в атмосфере приводит к подкислению морей, что влечет за собой негативные последствия для кораллов и других представителей морской флоры и фауны?
- Изучают ли дети потерю вечной мерзлоты, которая составляет четвертую часть суши Северного полушария (то есть таяния грунтовых вод, которые постоянно находятся в замерзшем состоянии) и то, как это приводит к уничтожению деревьев, разрушению зданий и высвобождение метана и двуокиси углерода из мертвой органической материи?
Борьба с изменениями климата
- Исследуют ли дети то, как можно замедлить глобальное потепление и уменьшить его с помощью рационального использования энергии, уменьшение потребления, лишение зависимости от ископаемых видов топлива и активизации использования возобновляемых источников энергии?
- Изучают ли дети аргументы за и против ядерной энергии как способа уменьшения зависимости от ископаемых видов топлива?
- Рассматривают ли дети аргументы за и против использования земли для производства биотоплива?
- Рассматривают ли дети аргументы за и против компаний и правительств, которые пытаются компенсировать свои
выбросы парниковых газов путем высадки деревьев или покупке кредитов на загрязнение у тех, кто потребляет мало энергии?
- Узнают ли дети о международных договорах в сфере борьбы с климатическими изменениями и то, что о них говорят их сторонники и критики?
- Исследуют ли дети, как люди адаптировались к меняющимся климатическим условиям?
- Размышляют ли дети о том, как уменьшение ледового покрова в Арктике и Антарктике может побудить некоторых к дальнейшему освоению ресурсов Земли?
- Изучают ли дети, как человеческие действия могут предотвратить истощение окружающей среды на планете?
- Исследуют ли дети, как ухудшение состояния окружающей среды и глобальное потепление влияют на одних людей больше, чем на других, - в зависимости от состоятельности, пола или статуса?
В 1.8 Дети Изучают ли жизнь на Земле.
- Поощряют ли детей документировать с помощью записей, рисунков, видео, аудиозаписей и фотографирования разнообразие флоры и фауны в зданиях школ и на ее территории, и в прилегающей местности?
- Приобщаются ли дети к проектам по восстановлению ручьев, рек, видов растительного и животного мира, находящихся под угрозой исчезновения?
- Сотрудничает ли школа с национальными и международными организациями, которые могут предоставлять возможности для ознакомления с разнообразием растительного и животного мира?
- Использует ли школа поддержку со стороны местных садоводческих обществ, пчеловодов, питомников, организаций по защите животных, специалистов по охране природы, участников кампаний по защите окружающей среды?
- Уделяется ли внимание на уроках изменениям времен года, роста деревьев и других растений, миграции птиц и других животных?
- Рассматривают ли дети последствия действий своих домашних любимцев - кошек для птиц и мелких млекопитающих?
- Есть ли у школы пруд для изучения существ, которые живут в водоемах, и водных растений?
- Все ли растения выращиваются на пришкольной территории, привлекательна ли она для бабочек и других насекомых?
- Делает ли школа свой вклад в увеличение популяций местных птиц путем их кормления, установления скворечников и проведения кампаний за сохранение природной среды обитания птиц?
- Поощряет школа обеспечивать среду обитания для существ, которые уязвимы к ухудшению окружающей среды (в частности пчел и лягушек)?
- Изучают ли дети, каким образом животные и растения адаптируются к условиям в различных частях мира?
- Приносят ли дети ежедневно информацию об определенном виде животных для классного или школьного
уголка мирового биологического разнообразия с данными о том, где этот вид проживает и в каком количестве?
Экологические принципы
- Рассматриваются ли экологические принципы как способ связать управление работой школы с принципами поддержания жизни?
- Считают ли взаимозависимость - вместе с конкуренцией и доминированием - базовым принципом живых систем и используют ли его как установочную метафору для организации жизнедеятельности школы?
- Считают ли, что живые существа существуют во взаимосвязанных экосистемах?
- Рассматривают ли жизнь как таковую, поддерживаемой комплексными многоуровневыми системами, где одна система зависит от ее связей с другой системой и, наконец, со всей планетой и Вселенной?
- Рассматривают ли взаимодействие внутри экосистем как такую, что определяется круговоротом воды и других питательных веществ?
- Рассматривают ли жизнь как таковую, что зависит от потоков энергии, которые берут свое начало из энергии Солнца?
- Рассматривается ли любая среда как такая, которая находится в состоянии постоянного развития?
- Рассматриваются ли здоровые экосистемы (биологическое сожительство организмов в совокупности с физическими компонентами окружающей среды) как саморегулируемые и такие, которые находятся в состоянии динамического равновесия?
- Понимают ли дети, что баланс экосистем может быть нарушен настолько, что они перестают быть саморегулируемыми?
Отношение к другим живым существам
- Анализируют ли дети свои чувства относительно природного мира растений, животных и микробов?
- Исследуют ли дети собственное отношение и отношение других людей к охране животных и растений?
- Понимают ли взрослые и дети том, как они делят экосистемы с другими живыми существами?
- Узнают ли дети о том, что они состоят из тех же немногочисленных элементов, что и другие живые существа?
- Думают ли дети о том, что они нуждаются в других видах больше, чем другие виды нуждаются в них? Размышляют ли дети о красоте и ценности животных и растений, которые им, возможно, не нравятся? (например, пауков, улиток, ос, змей, крапивы и чертополоха)?
Понимание биологического разнообразия
- Изучают ли дети разнообразные живые существа, в том числе животных, растения, грибы, бактерии и другие одноклеточные организмы?
- Исследуют ли дети идею о том, что в живых организмов подавляющее большинство составляют одноклеточные микроорганизмы?
- Изучают ли дети то, что среди животных подавляющее большинство составляют насекомые?
- Понимают ли под биологическим разнообразием экосистемы, виды и генетические вариации в пределах одного вида?
- Изучают ли дети разнообразные экосистемы суши, водные экосистемы и экосистемы, существующие на границе между ними?
- Понимают ли дети важность химических веществ, камней, грунта, наличия убежища и пищи, кислорода и воды в экосистемах?
- Изучают ли дети, как растения, животные, микроорганизмы и их среда взаимодействуют между собой, образуя экосистемы?
- Осознают ли дети, как их благосостояние зависит от здоровья других видов (в том числе пчел- опыляют растения, и бактерий, которые способствуют пищеварению, связывают азот и участвуя в процессе компостирования)?
- Исследуют ли дети, как разнообразие видов колеблется в зависимости от климата, высоты местности над уровнем моря, хищников и успешности определенного вида в колонизации им той или иной экосистемы?
- Исследуют ли дети, в какой мере открывают новые виды и теряют их даже до того, как их открыли?
Понимание эволюции
- Исследуют ли дети, как окаменелости свидетельствуют о разнообразие форм жизни в разные геологические периоды?
- Думают ли дети о том, как окаменелости способствуют лучшему пониманию эволюции?
- Изучают ли дети происхождения видов и то, как они эволюционировали?
- Изучают ли дети причины выживания видов, их распространение и исчезновение?
Попытки классификации живых существ и экосистем
- Исследуют ли дети разные способы, как можно группировать живых существ - например, по внешним признакам, по способности спариваться и способности к самовоспроизведению, по возможности употребления в пищу, медицинской полезностью или по размеру?
- Исследуют ли дети способы разделения живых существ в иерархическом порядке от доменов, видов и подвидов?
- Изучают ли дети то, как можно группировать различные экосистемы в биомы по климату, географической широте, высоты над уровнем моря, пресной или соленой воды?
Понимание систем жизнеобеспечения
- Исследуют ли дети пищевые цепочки и пищевые сети?
- Думают ли дети о том, как пищевые сети охватывают Солнце, растения, хищников, грибы и бактерий?
- Изучают ли дети круговорот азота и то, какова его роль в поддержании экологического равновесия может нарушаться чрезмерным использованием удобрений?
- Изучают ли дети круговорот углерода и то, как его роль в поддержании экологического равновесия, которое может нарушиться в связи потерей лесов и использованием углеродного топлива?
- Изучают ли дети круговорот воды и то, как наличие воды для живых существ может оказываться под угрозой в результате загрязнения и изменения русла рек?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)