Пошаговая технология работы с индивидуальным учебным планом
Технология создания эффективного индивидуального учебного плана состоит из четырех этапов и представляет собой единую целостную систему. Каждый из этих этапов может служить отправной точкой для разработки индивидуального учебного плана, если все члены команды сотрудничают и взаимодействуют между собой.
- Сбор данных и обмен информацией.
Разрабатывая индивидуальный учебный план для вашего ребенка, необходимо принять во внимание следующие моменты:
- Учтите, как ваш ребенок работает в различных сферах. Проанализируйте его интересы, свои наблюдения за ним в различных аспектах жизнедеятельности, результаты формализованных и неформализованных оценок (диагностических оценок для выяснения сильных сторон и потребностей), а также уровень академической успеваемости.
- Подумайте, на совершенствование каких аспектов (сфер) жизнедеятельности ребенка может быть направлен его индивидуальный учебный план, в частности на улучшение: коммуникативных, социальных, когнитивных навыков; навыков саморегуляции (самопомощи); участия в жизни общества; трудовых навыков; организации досуга.
- Разработка и оформление плана.
Для организации работы по созданию индивидуального учебного плана и его внедрения команда назначает координатора, который назначает дату и время заседания и приглашает членов команды по работе с индивидуальным учебным планом. В процессе разработки и написания индивидуального учебного плана все участники должны помнить о трех типах задач для ученика:
- индивидуальные долгосрочные задачи в общем виде описывают, что ученик будет знать и уметь делать в конце учебного года;
- краткосрочные учебные задания - отдельные небольшие по объему составляющие или шаги в достижении индивидуальных долгосрочных целей;
- анализ задания - разбивка определенного действия на отдельные элементы или последовательность шагов, которые должен усвоить ребенок.
Учебная программа в пределах индивидуального учебного плана может быть изложена в адаптированной форме (то есть с сохранением обычных учебных задач типовой программы, но с другими способами их достижения и методами оценки) в модифицированном виде (когда учебные задачи ученика отличаются от задач типовой учебной программы); или в индивидуализированной форме (когда ученик не учится по материалу типичной программы, а работает по собственной программе, которая в значительной степени индивидуализирована и ориентирована на усвоение чтения, счета, элементарных социальных и бытовых навыков).
- Внедрение индивидуального учебного плана и его просмотр.
Родители могут участвовать в процессе реализации индивидуального учебного плана своего ребенка. Для этого рекомендовано:
- поддерживать регулярные контакты со школой;
- активно участвовать в выработке и принятии решений, касающихся ребенка;
- поощрять ребенка практиковаться и совершенствовать навыки, предусмотренные целями индивидуального учебного плана, дома;
- информировать учителя о любых изменениях в домашней среде, которые могут влиять на способность ребенка работать в школе.
- Определение направления.
Члены школьной команды разрабатывают индивидуальный план обучения в атмосфере сотрудничества и взаимодействия, исходя, прежде всего, из интересов ребенка, предусматривают возможность привлечь самого ученика к формированию собственного плана. Во время заседания по вопросам разработки индивидуального учебного плана необходимо:
- распределить роли и обязанности (в частности, назначить координатора) и выработать общее понимание приоритетных задач в обучении ребенка;
- изучить общую информацию;
- собрать данные об ученике;
- составить его характеристику;
- определить порядок приоритетности его потребностей;
- зафиксировать текущий уровень успешности и развития;
- сформулировать индивидуальные долгосрочные и краткосрочные учебные задачи;
- оформить индивидуальный учебный план;
- одобрить его.
Индивидуальный учебный план: что он собой представляет и с чем его не стоит путать
Индивидуальный учебный план – это:
- Обобщенное описание индивидуальных долгосрочных учебных заданий, наиболее приоритетных для изучения в текущем учебном году; в нем указаны конкретные средства осуществления тех или иных задач.
- Документ, предусматривающий меры по социальной или культурной адаптации, формированию адаптивного поведения и организации перехода из одной среды в другую с новыми условиями обучения и жизнедеятельности.
- Основа для планирования учебного процесса учеников, чьи нужды не обеспечиваются в пределах провинциального образовательного стандарта и учебных программ.
- Документ, в котором также предусмотрены иные задачи (например, развитие речи во время занятий с логопедом или его консультативной поддержки, трудотерапия и т.д.).
Индивидуальный учебный план не ...
- содержит подробного перечня всего, что будет изучать ученик.
- ограничивается только вопросами учебной программы и улучшением академической успеваемости.
- предназначен только для учеников с тяжелыми особыми потребностями.
- предусматривает использование только тех ресурсов, которые есть в распоряжении классного учителя.
Ключевые элементы индивидуального учебного плана:
- Идентификационные данные ученика и общая информация о нем.
- Характеристика текущего уровня успешности и развития ученика, в том числе его сильных сторон и потребностей, определенных решением всех членов команды.
- Индивидуальные долгосрочные задачи.
- Краткосрочные учебные задачи.
- Методы, материалы и стратегии обучения.
- Ф.И.О. членов команды, на которых лежит ответственность за реализацию индивидуального учебного плана, место (школа, класс), где его предусмотрено внедрять.
- Меры для просмотра и оценки эффективности индивидуального учебного плана.
Предпосылки эффективности индивидуального учебного плана:
- Это рабочий документ, который непосредственно связан с повседневным учебным процессом.
- Он предусматривает комплексную оценку уровня успешности и развития ученика с включением всех членов команды в пределах их специализации.
- В нем четко определено, кто несет ответственность за обучение ученика.
- Это документ с «активным» статусом (его регулярно просматривают и корректируют, учитывая прогресс ученика или другие изменения).
- Изложенная в индивидуальном учебном плане программа, разработанная с учетом данных и рекомендаций от специалистов из сферы здравоохранения и консультантов, реализуется в повседневном учебном процессе.
- Родители играют активную роль в наработке и внедрении индивидуального учебного плана как равноправные члены команды.
Формулировка индивидуальных долгосрочных задач
В индивидуальных долгосрочных задачах содержится краткое описание того, что ученик должен знать и уметь делать в конце учебного года.
Для написания эффективных индивидуальных долгосрочных задач рекомендуется соблюдать критерии:
- Четкая формулировка индивидуальных учебных задач.
- Индивидуальные долгосрочные задачи сформулированы таким образом, что позволяют оценивать успехи ученика.
- Такое индивидуальное долгосрочное задание - реалистичное для ученика.
- Такое индивидуальное долгосрочное задание - значимое для ребенка.
- Такое индивидуальное долгосрочное задание может быть достигнуто за определенный промежуток времени, обычно в течение одного учебного года.
Оценка качества написания индивидуальных долгосрочных задач:
- Отражают ли такую задачу ранее определенные приоритетные направления работы с учеником?
- Соответствует ли она его текущему уровню успешности?
- Согласуется ли с тем, что члены команды считают важным, и с тем, какие задачи они ставят перед собой?
- Написано ли кратким, четким и понятным языком, без профессиональной лексики и терминологии?
- Определены ли индивидуальные долгосрочные задания для всех сфер жизнедеятельности ребенка, которые были признаны приоритетными и которые являются предметом его индивидуального учебного плана (например, моторика, академическая успеваемость, социальные навыки)?
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)