Инклюзивное образование. Опыт Канады
Практика обучения.
- Учителя применяют широкий набор методик преподавания и оценки, принимая во внимание разные стили учебной деятельности учащихся.
- Учителя применяют разные инклюзивные педагогические практики для привлечения учеников с особыми потребностями в учебный процесс и жизнь классного коллектива.
- Учителя регулярно оценивают результаты учебной деятельности учащихся и часто предоставляют обратную связь в пределах непрерывного процесса оценки.
Для обдумывания:
- Какую роль играет ассистент учителя при планировании и реализации программы обучения для вашего ребенка? Предполагается ли, что он (или она) должен предварительно знакомить вашего ребенка с материалом урока или оказывать поддержку в классе, когда учитель работает с учениками?
- Предусмотрены ли дополнительные встречи (кроме обычных отчетных дней в течение учебного года) для того, чтобы вы могли обсудить прогресс своего ребенка по его программе с представителями школьной команды?
Чтобы помочь педагогам понять, в чем нуждается ребенок для успешного обучения, можно оформить характеристику в виде презентации для персонала школы или классного коллектива или в виде листа-знакомства. Можно также создать личный альбом вашего ребенка с картинками, фотографиями и информацией о нем. Это еще одна методика, которая облегчает вхождение в новую для него школьную среду. Такой альбом, во-первых, позволяет сформировать представление о вашем ребенке как о личности со своими предпочтениями, а, во-вторых, характеризует его стиль обучения и содержит эффективные стратегии, применявшиеся раньше дома и в школе. Не забудьте привлекать самого ребенка к знакомству с новыми учителями, вспомогательным персоналом или с новой школой.
Рабочий лист
Положительная характеристика ученика
Заполняя эту форму, родители создают общую характеристику своего ребенка, которую следует учитывать в его индивидуальном учебном плане. Эту информацию также можно использовать при знакомстве, когда вы представляете своего ребенка работникам новой школы или учителю нового класса.
- Какой ваш ребенок? (Опишите своего ребенка: его место в семье, его характер, что ему нравится и не нравится.)
- Какие сильные стороны и интересы вашего ребенка? (Запишите все, что у него получается хорошо, как в учебном, так и социальном плане.)
- Опишите успехи вашего ребенка. (Перечислите все достижения, какими бы незначительными они ни казались).
- В чем заключаются важнейшие проблемы вашего ребенка? Что вызывает в вас беспокойство в связи со школьным обучением? (Перечислите все аспекты, в которых ваш ребенок сталкивается с наибольшими трудностями).
- Какие виды поддержки или аккомодации необходимы вашему ребенку? (Перечислите все виды поддержки, которые помогут ему реализовать свой потенциал, или те, которые были полезными в прошлом, в частности: альтернативная учебная среда, личное, специализированное или терапевтическое сопровождение и т.д.).
- Ваши мечты в отношении своего ребенка. (Опишите, каким бы вы хотели видеть будущее его в близком и отдаленном времени).
- Полезная информация. (Укажите любую информацию, которая может касаться организации обучения и пребывания вашего ребенка в школе, например, его медико-санитарные нужды, не указанные в других частях этой формы).
- лист
- в школьной системе
- рабочий лист является адаптированным вариантом аналогичной формы, разработанной Ассоциацией жизни в сообществе провинции Саскачеван. В нем можно записывать ваши разговоры с разными людьми, с которыми вы встречаетесь или сотрудничаете в школьной системе. Наверное, вам не удастся познакомиться со всеми, кто, так или иначе, имеет отношение к учебе вашего ребенка. В то же время, нужно стараться встретиться с теми людьми, которые непосредственно вовлечены в процесс принятия решений о способах обеспечения потребностей вашего ребенка в школе. Вероятно, вашими ближайшими союзниками будут члены школьной команды вашего ребенка, поэтому важно уметь распознать их и тесно взаимодействовать с ними, пока ваш ребенок проходит через звенья образовательной системы.
- Директор школы
- Ф.И.О.
- Дата встречи.
- Какую информацию о своем ребенке вы предоставили?
- Вопрос к директору школы: Какой у него опыт работы с детьми с инвалидностью или особыми потребностями? Каким образом он продвигает инклюзивное обучение детей с особыми потребностями в своей школе? Учатся ли в этой школе другие дети с особыми потребностями?
- Заметки встречи.
- Учитель класса, где учится ваш ребенок.
- Ф.И.О.
- Дата встречи.
- Какую информацию о своем ребенке вы предоставили учителю?
- Какие аккомодации планирует применять учитель для учета особых потребностей вашего ребенка?
- Заметки встречи.
- Ресурсный учитель.
- Ф.И.О. ресурсного учителя.
- Дата встречи.
- Какую информацию о своем ребенке вы предоставили ресурсному учителю?
- Вопрос к ресурсному учителю:
Какой у него опыт работы с детьми с инвалидностью или особыми потребностями? Каким образом он планирует поддерживать вашего ребенка и обеспечивать условия для его инклюзивного обучения? - Заметки встречи.
- Специалисты, оказывающие сопутствующие услуги. (Например, специалисты в области здравоохранения, физиотерапевты, логопеды, трудотерапевты или психологи, которые работают в штате школьного округа).
- Укажите имена и фамилии этих специалистов и укажите их функции в работе с вашим ребенком.
- Вопрос к специалистам, которые оказывают сопутствующие услуги: Как часто он будет работать с вашим ребенком? Где будут предоставляться услуги? В классе? В отдельном кабинете, оборудованном вспомогательными средствами обучения? Какие цели предоставляемой услуги? Будете ли вы получать письменные отчеты о прогрессе вашего ребенка по его программе и о внесении изменений в эту программу?
- Заметки встречи.
- Члены правления школьного округа.
- Укажите имена и фамилии членов правления (попечителей) школьного округа от вашего района.
- Дата встречи.
- Вопрос к членам правления округа: Каким образом школьный округ развивает инклюзии в подчиненных ему учебных заведениях?
- Заметки встречи.
- Руководитель (инспектор) администрации школьного округа или вашего отдела школьного округа.
- Ф.И.О. руководителя школьного округа.
- Дата встречи.
- Вопрос к руководителю школьного округа: Какую роль играет администрация школьного округа в развитии инклюзивного обучения?
- Заметки встречи.
- Руководитель (инспектор) отдела ученических услуг при администрации школьного округа.
- Ф.И.О. руководителя отдела ученических услуг.
- Дата встречи.
- Вопрос к руководителю отдела ученических услуг: Каким образом предоставление услуг учащимся способствует инклюзивному обучению детей с особыми потребностями в вашей школе и в школьном округе?
- Заметки встречи.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)