Организация работы учащихся на уроке и учет индивидуальных особенностей в разных коллективах
Роль учителя в организации учебного процесса.
Роль учителей, для которых дифференцированное преподавание стало привычным элементом повседневной профессиональной деятельности, на уроке значительно отличается от роли педагога, склонного к более традиционным методикам. Практика дифференцированного обучения побуждает учителей постепенно менять приоритеты в своей работе. Они перестают считать себя «хранителями знаний», которые в устойчивом порядке передают их другим, и, в свою очередь, видят свое предназначение в том, чтобы организовывать возможности для обучения. Не забывая о важности учебного материала и содержания, эти учителя не сосредотачиваются на «заучивании ответов на все вопросы», а, прежде всего, внимательно изучают своих учеников. Затем они создают различные условия для обучения, которые, с одной стороны, пробуждают интерес детей, а с другой - ведут к осознанию и усвоению темы. Итак, приоритетной задачей учителя становится построение урока, на котором все ученики класса могут эффективно работать и открывать для себя новое.
В учебном процессе «полный охват содержания программы» отходит на второй план, и первоочередное значение приобретает другая цель - осмысление важных идей.
Лучшая практика - учет индивидуальных особенностей учащихся. Дифференцированный подход помогает учителю понять, что урок - это место и время, в котором педагоги каждый раз пытаются воплощать передовые представления об обучении и преподавании. Необходимо помнить, что к категории «передовые и лучшие» можно отнести только те практики, которые «работают» на благо каждого отдельного ученика. Например, большинство учителей знает, что урок, который пробуждает интерес у учащихся, имеет много преимуществ. Дифференцированное преподавание подтверждает этот принцип. В то же время, следует помнить: то, что мотивирует одного ученика, может завести в тупик, надоедать или раздражать других. В дифференцированном подходе предполагается, что учитель постоянно должен давать каждому то, чего от него ожидают. Но педагог должен постоянно создавать для учащихся достаточно широкий диапазон путей обучения, чтобы подавляющее их количество в целом осваивали новые знания и навыки оптимальным для себя способом.
Размышления одной школы о дифференцированном обучении
Учителя подходят к возможностям профессионального развития и повышения квалификации как к месту катастрофы на железной дороге. Они знают, что им нужно посмотреть, что их ожидает впереди, но они не в состоянии заставить себя смотреть на это. Большинство учителей вздрагивает, когда в школьном календаре приближаются дни повышения квалификации. Более того, когда им предоставляется право выбора, они, как правило, выбирают семинары, которые что-то добавят к их «наборам хитростей» - короткие, практические упражнения, которые они смогут использовать в своих классах, вместо, иногда болезненного, начала долгосрочных системных изменений в своей стандартной практике.
Учителям приходится иметь дело с разнообразием способностей, сильных сторон и интересов учащихся в своем классе, и при этом излагать материал, готовя детей к стандартизированным тестам, а также готовя себя к тому, чтобы иметь «высокую квалификацию». Законодательство, требующее предоставления услуг способным и талантливым ученикам в условиях нехватки качественных программ для таких учеников заставляет учителя заполнять эту пустоту. Поэтому возникает вопрос: Каким образом учителя в классе решают проблемы обеспечения справедливости и качества обучения путем использования инноваций в учебных программах и подходах к преподаванию, которые радикально меняют направления работы школы? Кроме того, каким образом учителя получают знания, необходимые им, чтобы преподавать с учетом различных способностей, интересов и стилей обучения?
Была введена одна инновация, которая продемонстрировала первичные и длительные изменения: наставничество со стороны лиц равного статуса или техническое наставничество, соединенное с методами и приемами совершенствования и дифференцирования учебных программ для учащихся с высоким уровнем способностей.
Техническое наставничество или наставничество со стороны лиц равного статуса
Техническое наставничество - это наставничество, осуществляемое представителем университета, как правило, педагогического факультета, который хорошо разбирается в инновациях в области учебных программ или преподавания, которые они хотят использовать. Наставничество со стороны лиц равного статуса определяется как коллегиальные, совместные усилия по обучению лиц с равным статусом, которые воплощают инновации в жизнь всей группой. Учителя учатся друг у друга в процессе планирования преподавания, разработки вспомогательных материалов, наблюдения работы друг друга с учениками, совместного осмысления влияния своего поведения на обучение своих учеников. Отношения наставничества дают учителям возможность на практике чаще использовать новые навыки и методы и делать это правильно, в отличие от того, как это делали их коллеги, которые работали над расширением своего репертуара самостоятельно. Члены групп, в которых происходило наставничество со стороны лиц равного статуса, демонстрировали лучшее долгосрочное содержание новых методов, а также более подходящее использование новых моделей преподавания на протяжении длительного времени.
Наставничество помогло почти всем учителям в использовании новых методов преподавания. Не менее важно, что учителя, которых ознакомили с новыми моделями, могли тренировать друг друга, при условии, что они продолжали периодически участвовать в дальнейшей совместной работе во время учебных занятий.
Однако необходимо избегать ловушки при использовании модели наставничества. Во-первых, если учителя стремятся достичь долговременных изменений, они должны иметь глубокое понимание содержания и педагогических навыков. Поскольку по своей природе большинство учителей склонны к работе с общими материалами, многие из них не имеют навыков работы с конкретным содержанием, которое требуется для того, чтобы глубже погрузиться в предмет. Учителя должны быть готовы к воплощению инноваций сразу после получения знаний на тренинге, иначе возникает риск, что они потеряют интерес, который обусловил этот тренинг. Далее: наставники должны быть готовы к неудачам, которые могут препятствовать воплощению полученных знаний в жизни. Самостоятельность и одиночество преподавания могут породить «культуру сопротивления изменениям», даже, несмотря на то, что такие изменения создают среду совместной коллегиальной работы. Чаще всего такое сопротивление оказывают учителя ветераны, которые заинтересованы в сохранении статуса-кво и выступают против апробации новых методов и идей. Кроме того, учителя должны обсуждать не только то, когда использовать метод, но и как это делать. Учителя, которые привыкли к анализу тех же учебных программ, могут иногда не использовать возможности введения новых методов или материалов. В конце концов, учителя должны быть готовы к неудачам. То есть, они должны быть готовы признать, что метод или подход оказался неудачным, и идти дальше. Одаренные ученики особенно ценят честность и открытость своих педагогов, и могут им многое прощать. Ученики также привыкают к определенным вещам и могут сопротивляться первым попыткам изменить учебную среду. В такой ситуации поддержка и дружба, возникшие в учебной группе, имеют большое значение для продолжения реализации изменений.
Если удастся преодолеть такие потенциальные барьеры, наставничество может оказаться очень успешной моделью саморазвития. Результаты изучения технического наставничества и наставничества со стороны лиц равного статуса свидетельствуют, что подход на основе использования постоянно работающей команды, которая оказывает поддержку своим членам, является самым успешным типом практики саморазвития из всех существующих на сегодняшний день.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)