Организационно-психологические условия реализации интегрированного и инклюзивного обучения
- обеспечения качественного образования не нова. Это и отрасль, развитие которой не ограничивается какими-то конкретными ресурсами, кроме финансово-материальных. Поле для творчества, для совершенствования и повышения эффективности обучения и подготовки качественного, конкурентоспособного на рынке труда специалиста, настолько широкое, как человеческое воображение. Едва ли не самое большое количество реформ и экспериментов проводится именно в области образования, в том числе и высшего образования. В последнее время эта отрасль претерпела существенных изменений, причем изменения имели признаки, как количественного характера, так и качественного.
- подлежат все отрасли народного хозяйства, в том числе и система высшего образования. Так, все отечественные вузы сегодня работают по условиям Болонской конвенции, которая предусматривает кредитно-модульную систему подачи нового учебного материала и модульно-рейтинговую систему оценки знаний студентов. И это является большим шагом вперед, ведь эта система сама по себе стимулирует студента к обучению, демократизирует и открывает данный процесс, учит студента анализировать ситуацию и самостоятельно находить выход из нее, часто и нетрадиционный, также развивает творческий характер познания студента.
- признать предварительную форму высшего образования неэффективной нельзя. Истории известны ряд выдающихся людей и ученых, которые учились именно по такой форме и достигли всемирного признания. Она просто морально устарела и не соответствует условиям современности, которые предлагают целый ряд эффективных и интерактивных методов, механизмов и приемов обучения.
- любую систему, даже самую совершенную, можно легко сделать или чрезвычайно эффективной, или же наоборот полностью неэффективной. Ведь понятно, что для эффективного функционирования любая система или технология (в данном случае технология обучения) предполагает наличие определенного материального, кадрового, финансового, чисто организационного и других видов обеспечения. Тем более, когда речь идет о нестандартной, нетрадиционной, а интегрированной и инклюзивной технологии обучения.
- - это познание сущности вещей и явлений. Для того чтобы активизировать познавательный процесс, следует четко довести до сознания студентов именно учебное задание, заинтересовав их процессом познания и обеспечив созерцание результатов их работы.
- обучения предполагает индивидуальный подход к студентам или их группам в зависимости от их природных задатков и возможностей.
- учебного процесса - это объединение всех студентов (обычных и особых) в одну группу с целью введения в социум (социализации) последних.
- ставит перед учебными заведениями чрезвычайно высокие требования по обеспечению реализации учебно-воспитательного процесса. Ведь, обучая людей с ограниченными физическими возможностями, следует предусмотреть возможность их подвоза из дома в учебное заведение и обратно, возможность их передвижения по учебному корпусу с этажа на этаж, возможность отдыха и профилактического лечения и тому подобное.
В высшем учебном заведении инклюзивной ориентации педагогам не следует забывать о значительных психологических барьерах между здоровыми студентами и студентами-инвалидами, между ними и преподавателями, и тому подобное. Иногда наблюдается неприятие и нежелание родителей здоровых студентов, чтобы их дети учились в одной группе с инвалидами.
- образом, можно сделать вывод, что инклюзивное образование является необходимым и благородным делом. Но, поскольку оно диктует слишком высокие требования, на эту отрасль необходимо выделять больше от государственных средств и привлекать частных и иностранных инвесторов, разрабатывать специализированную литературу, аудио- и видео-сопровождение учебного процесса, совершенствовать учебную методику и педагогическое мастерство, пересмотреть условия труда и заработную плату персонала, работающего с данной категорией людей.
Правовая основа обучения и проживания в семье детей с особыми образовательными потребностями
По силе и глубине специфического воздействия на ребенка семья является важнейшим фактором и необходимым условием положительного развития, социализации и социальной интеграции личности.
Семья в гораздо большей степени, чем другие институты воспитания, способна постепенно приобщать ребенка к социальной жизни.
Специальные школы-интернаты имеют огромный опыт в деле удовлетворения особых образовательных потребностей детей, однако их существенным недостатком является то, что дети длительное время изолированы от собственных семей и от общества в целом. Выпускники школы-интерната, возможно, обладают достаточными знаниями в различных образовательных областях, но они не умеют выстраивать свой жизненный путь, не могут в полной мере реализовать свой потенциал. До недавнего времени было мало литературы, посвященной вопросам семейного воспитания детей с особенностями психофизического развития. Фактически, у родителей не было и такой необходимости, поскольку дети большую часть времени проводили в интернатах, уезжая домой лишь на каникулы.
В настоящее время ситуация очень медленно, но меняется к лучшему. Согласно Положению о специальной общеобразовательной школе, по желанию родителей дети могут только учиться в специальных школах-интернатах без проживания в них. Однако понятно, что таким «разрешением» смогут воспользоваться только семьи, проживающие в городе, где находится школа; для тех, кто живет за пределами города, данный пункт не несет никакой смысловой нагрузки. Положением предусмотрена возможность открытия в специальных школах специальных классов для детей других нозологий. Бесспорно, организацией классов могут быть решены проблемы семей, которые живут в городах, где нет специальной школы определенного, необходимого им вида, но есть специальные школы других видов. Однако требование о наличии достаточного количества учеников может стать препятствием на пути открытия таких классов. Проблем семей, живущих за пределами города, данный пункт также не решает.
Указанным документом расширен контингент детей, подлежащих приему в специальные школы. Так, предусмотрено открытие отдельных классов для детей, имеющих сложные пороки развития. Также предусмотрена возможность зачисления в специальную школу детей с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые себя не обслуживают сами и в согласовании с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида нуждаются в индивидуальном уходе и сопровождении. Оговаривается лишь то, что состояние здоровья таких детей должно позволять им пребывание в детском коллективе.
Выделять средства для обеспечения беспрепятственно доступа в помещения инклюзивного учебного заведения должен его владелец. Однако никакой ответственности за несоблюдение этого положения не предусмотрено.
Зачисления детей с особыми образовательными потребностями в классы с инклюзивным обучением осуществляется в согласовании с заключением психолого-медико-педагогической консультации.
Инклюзивное обучение в учебных заведениях: проблемы нормативно-правового обеспечения и пути их решения
Проблемой инклюзивного образования занимались многие ученые. По их оценкам решение проблем обеспечения соответствующего уровня такого образования возможно в дошкольных учреждениях и в общеобразовательных школах. Поэтому, необходимо уделять значительное внимание методике обучения в этих учебных заведениях. Вместе с тем, проблемные аспекты правового регулирования обеспечения соответствующего уровня образования в высших учебных заведениях учеными не изучались.
Основная задача состоит в том, что определение системных подходов к его организации позволит правильно наладить подготовку специалистов в высших учебных заведениях и организовать их профессиональное и финансовое обеспечение для становления лиц с физическими недостатками полноценными гражданами нашего государства.
На протяжении многих лет большинство детей с особыми физическими потребностями получали образование в специализированных учебных заведениях, регулирующих ряд законодательных актов, в частности, законы «Об основах социальной защищенности инвалидов», «О государственных социальных стандартах и о государственных социальных гарантиях» и др. На их основе Министерством образования утверждена Концепция развития инклюзивного образования. Безусловно, она является многовекторным документом, который предусматривает пути внедрения этой формы обучения в нашем государстве. В то же время, по системе, как общего, так и высшего образования Концепция не предусматривает особенностей, отличных от общей системы высшего образования. Их основным недостатком является то, что они включают в себя общие декларативные положения этой системы. На их основе местные органы власти самостоятельно принимают и реализуют отдельные программы, включающие в себя информационные мероприятия.
- , чтобы дети с особыми образовательными потребностями учились с другими учениками, что позволит им достичь успеха, чувствовать собственную значимость.
- подход позволит всем детям лучше понять широкие возможности человеческого потенциала, расти чувствительными к нуждам и трудностям других, с большим уважением относиться к жизненному опыту и особенностям своих ровесников.
- с тем, существует ряд проблем на пути внедрения инклюзивного обучения:
- отсутствие единой системы правового регулирования функционирования инклюзивного обучения;
- неподходящая подготовленность специалистов к работе с учащимися с особыми образовательными потребностями;
- недостаточность реабилитационных и других специальных услуг, которые ребенок мог получать в специальном учреждении.
- формирования системы инклюзивного обучения необходимо первым делом на государственном уровне сформировать ее концепцию.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)