Социальная работа с молодежью с особыми потребностями
Каждое государство в соответствии с уровнем своего развития, приоритетами и возможностями формирует социальную и экономическую политику по защите прав и интересов лиц с функциональными ограничениями или умственными недостатками. Современное общество характеризуется усилением внимания к проблемам людей с особыми потребностями, способных полноценно воспринимать, понимать и приумножать материальные и духовные ценности. Среди актуальных проблем становления личности особенно ощутимыми и острыми являются вопросы, связанные с интеграцией молодежи с особыми потребностями в современную социальную среду. Ученые пытаются исследовать теоретические основы этого явления, определить его существенные признаки и закономерности развития, выявить факторы и раскрыть социально-педагогические условия, влияющие на процесс интеграции молодежи с особыми потребностями в социальную среду. Однако вместе с заметными наработками и достижениями отечественных и зарубежных ученых проблема интеграции молодых инвалидов еще остается недостаточно изученной. Это побуждает ученых и практиков к дальнейшему теоретическому осмыслению и принятию действенных решений, которые бы способствовали оптимизации их социально-педагогической интеграции. Реализация процесса интеграции молодежи с особыми потребностями в социальную среду в заведениях социального обслуживания населения различных форм собственности имеет большое значение, как для разработки теоретических основ социальной политики, так и для практического осуществления социальной работы.
На сегодняшний день проблема интеграции молодежи с особыми потребностями актуальна, прежде всего, это касается молодежи с сенсорными или двигательными нарушениями. Наше общество еще не готово воспринимать их как равных. В результате появляется противоречие между необходимостью преодоления социальной изоляции такой молодежи и отсутствием соответствующих психологических и социально-педагогических условий, необходимых для их жизнедеятельности. Прежде всего, речь идет о том, чтобы создать систему обеспечения, которая способствует эффективной социальной интеграции именно этой категории лиц.
В развитых странах мира проблема высшего образования людей с особыми потребностями начала привлекать внимание специалистов лишь с конца 1980-х годов, а принятая Конвенция Организации Объединенных Наций «О правах инвалидов» впервые официально провозгласила право людей с особыми потребностями на инклюзивное высшее образование. Но, к сожалению, научное и методическое основание для такого обучения в большинстве стран мира до сих пор отсутствует. Поэтому эта проблема актуальна и ее продолжают исследовать. Постепенно стали уделять внимание анализу жизненного опыта молодежи с различными формами инвалидности, созданию доступной среды для обучения и системы поддержки в вузе. Появились учебные пособия для преподавателей вузов и координаторов программ поддержки инвалидов - специалистов по социальной работе. Начали рассматриваться вопросы социальной идентичности студентов с особыми потребностями, их сложного пути к получению знаний, изменений отношения к себе, к своей профессии, установления отношений с друзьями, наставниками и коллегами через существующие барьеры, преимущественно социального характера.
Важным условием успешной социальной работы является необходимость владения соответствующей инклюзивной компетентностью не только педагогическим коллективом, но и всем персоналом учреждения.
Особенность социально-педагогической работы в учреждениях инклюзивной ориентации заключается в объединении усилий всех участников учебно-воспитательного процесса с созданием единой системы квалифицированного сопровождения обучения детей и молодежи с особыми потребностями. При этом изучаются и реально учитываются индивидуальные психологические и физические характеристики объектов воздействия и потенциальные возможности положительных результатов взаимодействия молодежи в процессе учебной и вне учебной деятельности. Сочетание сотрудничества субъектов и объектов образовательного пространства предполагает взаимоусовершенствование, взаимообогащение этих сторон, углубление развития желаемых качеств, достижение ожидаемой адаптации и социализации детей и молодежи с особыми потребностями и улучшение общественно полезных дел и условий жизнедеятельности. Выбор направлений, технологий и методов социально-педагогической работы определяется в процессе сотрудничества и динамического конструирования оптимальных форм взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса с социальной инфраструктурой, общественными молодежными организациями и местными органами исполнительной власти по вопросам привлечения детей и молодежи с особыми потребностями к активному участию в общественной, культурно-развлекательной и спортивно-массовой деятельности.
Условия успешного обучения в инклюзивном классе
Введение инклюзивной формы обучения позволило учиться детям с нарушениями не только физического, но и умственного развития, в одном классе со сверстниками с нормальным развитием.
Но успешное овладение учебного материала зависит от сформированности читательской деятельности школьников. Необходимо сформировать читательскую деятельность у всех учащихся инклюзивного класса.
Под читательской деятельностью понимают специально организованную форму взаимодействия ученика как субъекта чтения с объектом чтения, направленную на коррекцию умственных или физических нарушений ученика. Читательская деятельность заключается в коррекционно-компенсаторной направленности учебной деятельности, которая предусматривает сознательно управляемое восприятие текста произведения и творческой обработки его в зависимости от психофизических и возрастных возможностей и потребностей ученика с целью формирования активного читателя, его ценностных ориентаций и эстетических потребностей.
Овладение читательской деятельностью обеспечивается, прежде всего, надлежащей организацией деятельности школьников всего класса, так как одним из основных препятствий в осуществлении инклюзивного обучения является отсутствие у школьников умений работать самостоятельно на тех этапах урока, когда в этом возникает необходимость. Кроме того, обучение детей в условиях инклюзии возможно на основе моделирования различных форм организации их учебной деятельности: фронтальной, групповой, индивидуальной. Должным образом организовать ее помогает использование компьютерных технологий. На уроках ученики с типичным развитием могут работать самостоятельно, пользуясь как учебниками, так и компьютерами. Школьники с определенными психофизическими нарушениями, в частности умственными, нуждаются в значимой помощи учителя и тьютора, который ведет данную группу детей.
Отсутствие у детей умений работать самостоятельно на уроках чтения с текстом произведения обусловлено несформированностью у них принципиальных механизмов структуры деятельности в целом: подготовка к будущей деятельности, ориентация в ней и исполнение.
Формируя структуру деятельности в целом, прежде всего, необходимо обратить внимание на формирование читательской деятельности, поскольку подавляющее большинство материала ученики усваивают, читая. Чтобы научить их этому, формируют самостоятельную учебную деятельность.
Самостоятельная работа студентов с ограниченными возможностями
В последние годы ряд работ был посвящен исследованиям неоднозначности влияния со стороны эмоционально-волевой сферы на целесообразность поведения и производительность познавательной деятельности студентов. Эмоциональная составляющая учебной деятельности является значимым элементом, который существенно влияет на ее результаты. Эмоции вызывают динамические характеристики психических познавательных процессов, побуждают к осуществлению соответствующих действий.
Студенты с ограниченными возможностями здоровья из-за особенностей их физического и психического развития характеризуются определенными нарушениями в эмоционально-волевой сфере, повышенной напряженностью, эмоциональной неуравновешенностью, невротизацией, тревожностью, неуверенностью в себе, пониженным уровнем притязаний. Высокий уровень личной тревожности может стать для студента, который имеет стойкие нарушения здоровья, серьезным препятствием к успешной самостоятельной работе в процессе обучения.
Возникновение напряженности в учебной деятельности зависит от чрезмерной субъективной сложности задач, высокой ответственности за результат деятельности, влияния разного рода препятствий, а также дефицита информации или времени. Вместе с тем, решение сложных умственных задач невозможно без определенного эмоционального напряжения, которое является необходимым условием продуктивной интеллектуальной деятельности, поскольку эмоциональная оценка всегда предшествует сознательной.
Студенты, имеющие инвалидность, слабо умеют управлять своими эмоциональными состояниями, чаще используют механизмы подавления, сокрытия негативных эмоций, а не позволяют себе их переживать, однако, иногда может быть и другая реакция - бурная разрядка эмоций. Эмоциональная сфера студентов с ограниченными физическими возможностями характеризуется низким уровнем развития, эмоции часто имеют стихийный, неуправляемый характер, что в значимой степени влияет на эффективность и результативность учебной деятельности студентов с инвалидностью, существенно снижая качество выполнения ими соответствующих задач.
Применение методики самооценки психических состояний личности позволяет установить, что студенты с ограниченными физическими возможностями, процесс адаптации которых к обучению в высшем учебном заведении сопровождается рядом специфических трудностей и общим эмоциональным дискомфортом, в большей степени, чем здоровые студенты, подвержены фрустрации.
Поведенческими проявлениями состояния фрустрации большой части студентов с ограниченными физическими возможностями являются:
- несдержанность в оценке причин неудачного выполнения задач;
- повышенная степень агрессивности;
- отсутствие устойчивого интереса к самостоятельной работе;
- раздражительность и тому подобное.
Причем раздражительность может проявляться в отношении к самому себе, к своему бессилию, беспомощности в сложившейся ситуации, неуверенности в себе и в окружающих.
Повышенный уровень фрустрации у студентов с ограниченными физическими возможностями вызывает существенную дезорганизацию их психической деятельности. Это проявляется в резком росте уровня их активации, эмоциональном возбуждении.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)