Определение понятий в нормативно-правовых актах
Определение понятия «пациент» умещается в нескольких нормативно-правовых актах:
- общее - в базовом законе, регулирующем медицинское обслуживание - Основах;
- с учетом специфики того или иного вида медицинской помощи - в других нормативно-правовых актах.
Пациентом в Основах признается физическое лицо, обратившееся за медицинской помощью и / или которому предоставляется такая помощь. Сразу же обращает на себя внимание «узость», «ограниченность» этого определения, ведь им охватываются только лица, которым оказывается медицинская помощь. Из анализа содержания понятия «медицинская помощь», предоставленного в Основах, оно является более узким и включается в другое понятие - «медицинское обслуживание».
О соотношении понятий «медицинское обслуживание» и «медицинская услуга», можно отметить, что, учитывая их однокоренное происхождение, они тождественны. Представляется, что в отношениях медицинского обслуживания, по меньшей мере, две стороны - сторона, которая обращается за медицинским обслуживанием, и сторона, которая такое обслуживание осуществляет. Составляющей медицинского обслуживания является медицинская помощь. Лицо, которое обращается за медицинской помощью, в Основах именуется пациентом. Лицо, которое обращается за другой помощью, обслуживанием, названия не имеет. Это является неприемлемым. Поскольку никаких других понятий в отношении лица, обращающегося за медицинским обслуживанием (медицинскими услугами), Основы не предоставляют, то возникает вопрос, какое название следует применять к указанной стороне.
Отношения по протезированию органов и конечностей человека являются сложными по своему содержанию, ведь начинаясь с отношений подрядного типа, они постепенно «переходят» в отношения «обслуживающего» типа, так как изготовление протезного изделия само по себе не имеет смысла без установки этого протезного изделия.
Предметом договора на изготовление и ремонт протезных изделий являются соответствующие работы, материализованным результатом которых является определенное протезное изделие (его ремонт). Учитывая иноязычное происхождение термина «протез», анализ содержания этого понятия следует начинать с его определений, данных в соответствующих словарях. Так, «протезом» являются:
- аппарат или приспособление, назначение которого - восстановление или замещение части тела или органа, которых не хватает;
- механическое устройство или аппарат, применяемый для замещения утраченных органов или частей тела и частичного восстановления их деятельности, а также для устранения косметических недостатков;
- приспособление, которое заменяет потерянную или ту часть тела, которой не хватает, скрывает наличие дефекта;
- протезные изделия также классифицируются на многие разновидности, в зависимости от своих функций, материала, из которого они изготовлены и других критериев. Общим для всех разновидностей протезирования является их разделение на стандартные (серийные) и индивидуальные. Именно такой вывод следует из анализа нормативно-правовых актов, регулирующих те или иные отношения по протезированию.
- работы (протезное изделие) обязательно должен «прописываться» в договоре достаточно подробно, поэтому необходимо при заключении этого договора предусматривать в его составе наличие обязательного приложения, в котором бы содержался вывод медико-социальной экспертной комиссии, компетентного врача.
- значение при характеристике материализованного результата деятельности подрядчика занимают вопросы комплектации изделий и качество изделия в целом.
- комплектности протезного изделия важен именно вопрос возможности выбирать определенные составляющие части этого изделия самим заказчиком. Сейчас по законодательству по вопросам протезирования (ортопедического) отдельных категорий социально незащищенных слоев населения такой вопрос не решен. Инвалид сегодня не имеет возможности в полном объеме воспользоваться своим правом самостоятельного выбора технических средств реабилитации, необходимых именно ему.
Одной из проблем, которая непосредственно связана с предметом договора на изготовление протезных изделий - это понимание медицинских услуг, связанных с протезированием органов и конечностей человека, ведь отсутствуют законодательные дефиниции общего понятия такого объекта гражданских прав как «услуга», так и ее разновидности - «медицинская услуга». Мы все понимаем, что такое услуги. Или думаем, что понимаем. В законодательстве часто встречается этот термин. Но понять, что именно имел при этом в виду законодатель, достаточно сложно - практически повсеместно термин «услуги» соседствует с «роботами».
В научных источниках по гражданскому праву понятие «услуги» определяют как действия субъектов гражданского права, в результате осуществления которых удовлетворяются соответствующие потребности других лиц.
Характеризуя понятие «услуга» в гражданско-правовой литературе, как правило, указывается на такие присущие ей признаки:
- направленность услуги на достижение определенного полезного и правомерного результата. Данный признак в полном объеме присущий и услугам, связанным с протезированием органов и конечностей человека, поскольку последние, несомненно, характеризуется полезностью (с точки зрения восстановления здоровья пациента) и правомерностью (с точки зрения гарантированного Конституцией, международно-правовыми актами, законами и подзаконными нормативно-правовыми актами права на охрану здоровья);
- неимущественный (нематериальный) характер результата услуги. При предоставлении услуги главным является не имущественная форма выражения результатов услуги, а ее содержание. При установке протезного изделия огромное значение имеют сами действия медицинских работников, а характер этого вида деятельности может даже носить доверительный характер, особенно если речь идет о частноправовых отношениях по протезированию;
- услуга является разновидностью товара, поскольку она направлена на удовлетворение потребностей и имеет денежную оценку. Что касается медицинских услуг, связанных с протезированием, особенностью является то, что они, конечно же, направлены на удовлетворение потребностей определенной части населения в протезировании. Кроме этого, для определенной части заказчиков такой услуги она является бесплатной, что не означает, что такая услуга не имеет ценности или определенного денежного эквивалента. Стоимость такой услуги компенсируется за счет средств государственного бюджета. Таким образом, оплата стоимости этих услуг ложится на плечи всего населения страны;
- тесная взаимосвязь с лицом исполнителя услуги и непосредственным процессом совершения им определенных действий или осуществления определенной деятельности. В цивилистической науке при характеристике указанного признака отмечается о существовании услуги лишь тогда, когда она предоставляется. При отграничении услуг и работ общепризнанным является то, что при обращении к исполнителю за услугой важен процесс, а в договорах о выполнении работ процесс не важен, но важен именно результат действия, ведь не только протез, но и его установка дает возможность улучшить функции отдельных органов и частей тела, заменить их. Анализируя указанный признак услуги, в источниках отмечается, что любой медицинский работник (врач, медицинская сестра, лаборант и т.д.), когда он оказывает медицинскую услугу, является непосредственной частью этой услуги. И это вполне применимо и к медицинским услугам, связанным с протезированием.
- , анализ услуги как объекта гражданских прав и основных ее признаков, позволяющих разграничить ее от других подобных объектов, свидетельствует о том, что процесс протезирования органов и конечностей человека связан с предоставлением медицинских услуг и их договорное оформление должно регулироваться нормами гражданского законодательства о договорах на оказание услуг.
- из характеристик предмета договора является его качество. При этом категорию «качество» рассматривают и как условие договора, и как часть условия о предмете договора.
По урегулированию вопросов качества в медицинских услугах, ситуация не менее сложная, чем в вопросах изготовления и ремонта протезных изделий. Первая проблема связана с отсутствием хоть какого-то, более-менее подходящего понятия «качество услуги», что в свою очередь связано с отсутствием законодательных дефиниций понятий «услуга» и «качество». Так, по качеству услуг в нормативно-правовых актах можно встретить такое определение: совокупность потребительских свойств услуги, определяющих ее способность удовлетворить потребности потребителя и характеризующихся установленными показателями.
Что касается понятия «качество медицинского обслуживания» в нормативно-правовых актах есть такие определения:
- качество медицинского обслуживания - это обслуживание, при котором ресурсы организуются таким образом, чтобы с максимальной эффективностью и безопасностью удовлетворять медико-санитарные потребности тех, кто наиболее всего нуждается в помощи, проводить профилактику и лечение без ненужных затрат и соответственно с требованиями высшего уровня;
- качество медицинской помощи - оказание медицинской помощи и проведение других мероприятий по организации предоставления учреждениями здравоохранения медицинской помощи в соответствии со стандартами в области здравоохранения. Оценка качества медицинской помощи - определение соответствия оказываемой медицинской помощи установленным стандартам в сфере здравоохранения.
- целом, проблема низкого качества медицинских услуг стоит на первом месте среди проблем в системе здравоохранения.
- из этапов внедрения реформы в сфере медицинского обслуживания является перевод всех медицинских учреждений на систему контрактных отношений между заказчиком и поставщиком медицинских услуг. В связи с этим возникает и проблема выработки эффективной системы оценки качества медицинского обслуживания, которая предусматривает применение ведомственного (внутреннего) и вневедомственного (внешнего) контроля качества с привлечением к этому процессу общественных профессиональных объединений (ассоциаций).
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)