Реализация прав граждан с ограниченными возможностями
Во многих случаях инвалиды не знают своих прав, не знают, куда можно обращаться за помощью, не знают обязательств, которые взяло на себя государство перед инвалидом. В таких ситуациях необходимо направить инвалида в нужном направлении, предоставить консультацию относительно имеющихся прав. Среди инвалидов есть немало тех, кто считает, что кто-то что-то кому-то должен - или государство, или общество. Они не могут понять, что никто сегодня ничего никому не должен. Да, есть определенные обязанности, которые на себя берет государство, но и человек не должен быть пассивным.
Нередко инвалиды обращаются с устными жалобами на действия определенных лиц или органов, к руководителям соответствующих заведений, но могут получить неожиданный или обидный ответ, и в таких ситуациях люди разочаровываются в возможности или желании им помочь.
Те, кто обращаются за помощью, это малый процент, кто в ней действительно нуждается. Пассивность инвалидов, вызванная различными факторами, не остается без внимания общественных организаций инвалидов, которые знают состояние, существующее сегодня. Общественные организации призваны способствовать изменениям, инициировать их, доносить до нужного уровня. Задача таких организаций устранить все барьеры, стоящие на пути самореализации.
Отмечается низкая активность прессы в освещении проблем, связанных с деятельностью медико-социальных экспертных комиссий и процессом реабилитации. Отсутствуют комментарии, журналистские расследования и тому подобное. То есть существует информационный вакуум по распространению сведений о проблемах, связанных с деятельностью медико-социальных экспертных комиссий и процессом реабилитации.
Вопрос в том - почему имеет место такая ситуация, почему средства массовой информации не заинтересованы в поднятии проблем, накопился в этой сфере.
Узкоспециализированные издания периодически публикуют статьи по данным проблемам. Однако другие средства массовой информации, в том числе веб-ресурсы, практически не освещают данную проблематику. Хотя, проблем в этой сфере более чем достаточно, и при условии освещения их в прессе, предоставления им публичности, огласки, сосредоточения внимания на определенной проблеме, решение многих из них происходило бы быстрее.
Возможно, пресса не знает об этих проблемах, а, возможно, просто не интересно их освещать. Было установлено, что интерес к описанию этих проблем есть, однако нет осведомленности с проблемными вопросами, которые в принципе возникают при прохождении медико-социальной экспертизы и последующей реабилитации инвалидов.
Стоит отметить, что обо всех этих проблемах знают представители медико-социальных экспертных комиссий, представители органов власти (сфера здравоохранения), представители организаций инвалидов. В то же время, они не отличаются активностью в распространении информации через средства массовой информации.
Несмотря на определенную информационную закрытость медико-социальных экспертных комиссий, некоторые из них декларируют готовность сотрудничать с общественностью по преодолению фактов коррупции в деятельности местных медико-социальных экспертных комиссий. Однако граждане практически не обращаются с такими заявлениями. Причин этого, очевидно, несколько. Во-первых, есть определенное количество людей, которые, не имея права на присвоение определенной группы инвалидности, пытаются найти другие пути принятия решения в их пользу. Во-вторых, есть граждане, которые пытаются найти причины, почему медико-социальные экспертные комиссии приняли неприемлемые для них решения. В-третьих, граждане не заботятся о доказательной базе по таким делам.
Все это и предопределяет отсутствие доказательств фактов взяточничества представителями медико-социальных экспертных комиссий. Однако заслуживает положительной оценки готовность представителей медико-социальных экспертных комиссий преодолевать это явление.
В общем, граждане в большинстве своем только говорят о взятках в деятельности медико-социальных экспертных комиссий, однако никто не хочет доводить дело до конца, даже лучше сказать, никто не желает начинать дело о взяточничестве. А это порождает больше вопросов, чем ответов. Прежде всего, почему граждане не хотят инициировать такие дела, в чем причина такого поведения.
Как вывод, можно констатировать, что, возможно, есть факты взяточничества в деятельности медико-социальных экспертных комиссий, но граждане, которые давали взятку, не желают распространять такую информацию. Но и в других случаях, граждане по определенным причинам не хотят давать ход делам о взяточничестве.
В средствах массовой информации тоже практически не освещают проблемные вопросы деятельности медико-социальных экспертных комиссий, ограничиваясь в основном комментариями и констатацией фактов, хотя можно было бы предоставить определенный резонанс таким делам.
Граждане лишены возможности получить консультацию (правовую, информационную, медицинскую), связанную с прохождением медико-социальной экспертизы и последующей реабилитацией. Граждане жалуются на отсутствие приемных, других специалистов, в том числе в органах власти, которые предоставляют такие услуги, в том числе платные. Часть граждан выражает готовность оплачивать предоставление специальных услуг, однако большинство, все-таки, жалуется также на низкую финансовую возможность получать такие услуги.
Хотя на медико-социальные экспертные комиссии и возлагается обязанность проводить информационно-разъяснительную работу среди граждан, однако эта работа практически не проводится, а граждане не знают к кому обратиться за соответствующей консультацией. Именно медико-социальные экспертные комиссии должны предоставлять гражданам как правовые консультации, связанные с прохождением медико-социальной экспертизы, так и профессиональные врачебные, однако в настоящее время этого не происходит.
В связи с этим, граждане нередко воспринимают неправительственные организации как некий вышестоящий орган по отношению к медико-социальным экспертным комиссиям или как орган, который тоже устанавливает инвалидность. Это свидетельствует о том, что граждане не знают, откуда получать необходимую им информацию, связанную с прохождением медико-социальной экспертизы.
В целом, по результатам мониторинга помещений, где размещаются медико-социальные экспертные комиссии (районные, областные) выявлено отсутствие необходимой информации в этих помещениях.
Еще одна проблема, с которой сталкиваются граждане, проходя медико-социальную экспертизу, - не предоставление справок, решений, других документов, которые должны предоставлять медико-социальные экспертные комиссии. Как показывает практика, граждане часто жалуются на то, что медико-социальные экспертные комиссии никогда не объясняют своего решения об отказе в предоставлении определенной группы инвалидности. Представители медико-социальных экспертных комиссий лишь констатируют - или человек является инвалидом или нет, но не предоставляют гражданам никаких документов, в которых бы этот отказ был мотивирован. Такая же ситуация происходит и с предоставлением других документов, которые должны выдаваться медико-социальными экспертными комиссиями - различного вида справки. На самом деле, эта проблема является значительной. Поскольку граждане фактически лишены возможности обжаловать решение медико-социальных экспертных комиссий, поскольку они не имеют этого решения в письменной форме, соответственно мотивация медико-социальных экспертных комиссий тоже неизвестна для граждан. Иногда случаются судебные дела, в которых речь идет не об обжаловании решения медико-социальных экспертных комиссий, а об обязательствах медико-социальных экспертных комиссий дать ответ, рассмотреть и предоставить письменное решение по существу спора (присвоение определенной группы инвалидности) и т.д.
Также встречаются судебные дела об установлении факта увечья для изменения причин инвалидности, что в дальнейшем будет влиять на размер социальных выплат. В частности, стоит отметить, что медико-социальные экспертные комиссии часто отказывают в изменении причин инвалидности, мотивируя это невозможностью установить причинную связь между военными действиями, которые нередко были 40, 50 или 60 лет назад, полученным в те годы увечьем и последствиями, которые являются в настоящее время. Поэтому гражданам приходится в судебном порядке устанавливать факт увечья, повлекшего в дальнейшем расстройство здоровья, которое является причиной инвалидности.
Медико-социальные экспертные комиссии не являются открытыми для общественности, поэтому не только инвалиды, но и другие граждане не имеют возможности выяснить - какой правовой статус медико-социальной экспертной комиссии: это орган власти или это государственное или коммунальное предприятие. А от этого зависит то, в какой именно суд следует обращаться для защиты своего права. Только в суде при рассмотрении дела, можно выяснить эти моменты.
Следующей проблемой является не очень положительная судебная практика по делам, касающимся защиты прав инвалидов во взаимоотношениях с медико-социальными экспертными комиссиями. Положительные решения встречаются крайне редко, в основном тогда - когда речь идет об установлении определенного факта, имеющего юридическое значение.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)