Музыкотерапия для детей дошкольного возраста со сложными нарушениями психофизического развития
Музыкотерапия помогает найти выход из любой сложной ситуации. Она дает возможность выйти за рамки обыденности, преодолеть и сбросить пути болезни, отказаться от общепринятых способов мышления и восстановить способность действовать в соответствии со своими желаниями и предпочтениями. А потом это и определенность в профессиональной деятельности, желание постоянно развиваться и самое главное - умение жить в обществе. То есть творчество - это мощный адаптационный метод, который апеллирует к собственным внутренним силам человека и открывает ему безграничный мир возможностей.
Внедрение нестандартных, творческих, немедицинских средств воздействия на активизацию внутренних ресурсов организма ребенка создает больше шансов для его развития. Учитывая это, целенаправленное использование произведений классической, современной и народной музыки является целесообразным в практике специальных и дошкольных учебных заведений общего развития, реабилитационных центров и дома. Благодаря универсальности данного метода, применение программно-методического комплекса возможно в любых типах учебных заведений.
Коррекционно-развивающая программа по музыкотерапии направлена на помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям. Поскольку дети дошкольного возраста со сложными нарушениями психофизического развития имеют свои специфические особенности, программа должна строиться с максимальным учетом развития их познавательной деятельности, уровня музыкальной подготовки.
Необходимо научить детей ориентироваться в пространстве, владеть основными движениями и координировать их соответственно к звучанию музыки, развивать в них слуховые ощущения, воспитывать культуру поведения. Музыка в заведениях такого типа является средством коррекции и психотерапевтического лечения. Она положительно влияет на вегетативную нервную систему ребенка, является стимулятором мыслительных процессов и стабилизатором коммуникативных отношений между взрослыми и детьми.
Содержание занятий реализуется в процессе развития восприятия, понимания музыкальных образов и, по возможности, их воспроизведением в определенном виде деятельности, который предусматривает ознакомление детей с понятийным аппаратом музыкального искусства и реализуется путем введения определенных видов коррекционно-развивающей работы.
Задачами коррекционно-развивающей программы по музыкотерапии являются:
- развитие у детей способности эмоционально воспринимать музыку;
- формирование представлений о музыкальном искусстве, знакомство с его ролью в жизни людей;
- коррекция недостатков познавательной сферы детей путем систематического, целенаправленного развития восприятия музыки.
- решения этих задач следует использовать такие виды коррекционно-развивающей работы:
- двигательная релаксация и слияние с ритмом музыки;
- музыкально-спортивные игры и упражнения;
- психоэмоциональная и соматическая (физическая) релаксация;
- вокалотерапия (пение);
- игра на детских музыкальных инструментах и ритмичная декламация;
- рецептивное восприятие музыки (чувственное);
- музыкорисование.
- из данных видов работы удовлетворяет индивидуальные потребности каждого ребенка. Решить ряд вопросов по развитию эмоционально-волевой сферы, внимания, интеллекта помогут личностный подход, доступные методы и соответствующие формы музыкально-педагогического воздействия на ребенка.
- целью формирования и развития восприятия музыкального ритма, умения его передавать своими движениями, уместно проводить занятия на двигательную релаксацию и слияние с ритмом музыки, где выбор музыкальных произведений сосредоточен на стимуляцию позитивного настроения ребенка, стимуляцию эмоциональной сферы и повышение их активности.
- музыкальных произведений для занятий с детьми, имеющими комплексные нарушения в развитии, является сложным. Разные предпочтения и подготовка детей к восприятию музыкальных произведений сказывается на их готовности к занятиям. Одним нравится музыка, которую исполняет сам музыкальный руководитель и собственным увлечением помогает воспринять и полюбить ее. Другим музыка, звучащая в записи. Кто-то желает сам присоединиться к исполнительской деятельности как можно раньше. Но есть дети, которые не проявляют никаких предпочтений и держатся в стороне.
- о том, что реализация возможностей ребенка зависит от особенностей его развития, является очень удобным, но и некоторые факты из жизни чрезвычайно талантливых и известных людей свидетельствуют о неисчерпаемых ресурсах человека. То есть, с одной стороны, есть личность, которая преодолевает все препятствия и находит свой путь в жизни, чем демонстрирует нам всем яркую победу над слабостью человеческого духа и освобождение души и тела из сетей болезни. А с другой стороны, есть люди, которые сами создают себе препятствия: чувством страха, неверием в себя, любыми другими препятствиями.
- уже настал тот день, когда надо обратиться к практической музыкотерапии и использовать весь ее творческий потенциал. Музыкальный фольклор и произведения композиторов - это настоящее сокровище, к которому необходимо привлекать наше молодое поколение.
- целью научить детей пассивно воспринимать музыкальную информацию, отдыхать под нее, расслабляться, важно учитывать, что успокаивающая музыка способствует гармонизации и оздоровлению человека.
- реализации задач по вокальной терапии дети должны выполнять различные упражнения. Влиять на дыхание, речевую деятельность, эмоциональную сферу важно как на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Именно на стимуляцию речевой активности подобраны соответствующие музыкальные произведения.
- каждого занятия по музыкотерапии должна быть направлена на то, чтобы ребенок получил как можно больше положительных эмоций, потому что сфера музыкального искусства пробуждает такие эмоции, которые формируют внутреннюю потребность человека в глубоком и постоянном общении с музыкой. Содержание занятия по музыкотерапии состоит в единстве таких позиций, как обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности и увеличение багажа музыкальных впечатлений. При этом очень важно воспитывать у детей культуру слушания и желание заниматься музыкально-творческой деятельностью для достижения собственной самостоятельности, независимости в своих предпочтениях, а главное способности через музыку любить и принять себя и мир таким, какой он есть.
- произведения на стимуляцию эмоционально-образных представлений обогащают личностный мир знаний ребенка, положительно стимулируют его развитие и целенаправленно влияют на все жизненно важные процессы функционирования организма ребенка. Готовых критериев подбора музыкальных произведений нет. Но инструментальная музыка больше удовлетворяет потребности в создании собственного образа в соответствии с музыкальным произведением.
- обогащения слухозрительных представлений можно использовать занятия музыкального рисования. Музыка в сочетании с изобразительной деятельностью позволяет заглянуть в психику ребенка, проследить за состоянием его здоровья и понять происходят ли положительные изменения в его развитии. Для этого происходит сочетание музыкальных образов с художественными. Влияние музыки с целью снять аффекты, способствовать катарсису и реализовать себя в творчестве происходит непосредственно во время рисования. Для создания любого художественного образа в собственных работах звучат музыкальные произведения на стимуляцию эмоционально-образных представлений и активизацию творческих способностей детей. Руководитель решает, на каком этапе рисовать цветными карандашами или красками. Пользоваться фломастерами и шариковыми ручками желательно только как средством для графического отображения ритма музыки.
- реализации задач коррекционно-развивающей программы по музыкотерапии важными являются занятия по двигательной драматизации и сказкотерапии. Почувствовать и совместить слияние ритма дыхания с движениями тела и с ритмом музыки задача непростая. Но здесь помогут гимнастические упражнения при применении приема замкнутой кинематической цепи. Эти занятия желательно проводить в спортивной комнате, где есть специальное оборудование для выполнения гимнастических упражнений с помощью родителей или специалистов.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)