Основные методические принципы коррекционно-развивающей работы
Основные методические принципы коррекционно-развивающей работы
- , музыкотерапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации и воспитании ребенка, который имеет психофизические нарушения.
- области активной и рецептивной деятельности в музыкотерапии целесообразно использовать основные методические принципы в таких видах коррекционно-развивающей работы:
- двигательная релаксация и слияние с ритмом музыки;
- музыкально-спортивные игры и упражнения;
- психоэмоциональная и соматическая релаксация;
- вокалотерапия (пение);
- игра на детских шумовых и музыкальных инструментах и ритмичная декламация;
- музыкорисование;
- двигательная драматизация под музыку;
- игра с игрушками;
- сказкотерапия;
- дыхательные и гимнастические упражнения под музыку.
- было бы использование и других нетрадиционных методов коррекционной педагогики. Такие виды как цветная и ароматерапия очень точно сочетаются с музыкой и нравятся детям.
- релаксация и слияние с ритмом музыки
Целью является формирование и развитие восприятия музыкального ритма, умения передавать его с помощью любых физических движений.
- основе развития двигательной активности и с постепенным углублением интенсивности психического и соматического переживания происходит воздействие на дыхание и формирование речи. Положительные эмоции перенастраивают психику детей, которые имеют определенные психофизические нарушения и, тем самым, способствуют релаксации центральной нервной системы, что в свою очередь, улучшает образование речи, чувство ритма, темпа музыки, активизирует творческую деятельность ребенка.
- -спортивные игры и упражнения
- ю является создание условий для коммуникации и взаимодействия, коррекции коммуникативной сферы, развития тонкой и грубой моторики у детей, координации движений.
- выполнения этого вида деятельности важным фактором является учет особенностей детей с тяжелыми нарушениями двигательной сферы и использование игр и двигательных упражнений для рук, головы и других частей тела (в соответствии с возможностями ребенка). Подбор музыки осуществляется в соответствии с предпочтениями детей: ритмично выразительный характер, динамичный и живой темп, привлекательная мелодия и гармония. Усилить успешность музыкально-двигательных игр и упражнений возможно, предоставив детям самостоятельность в выборе вида деятельности и детских шумовых и музыкальных звуковоспроизводящих игрушек: свирель, колокольчики, шарманка, бубен, ложки, металлофон, ксилофон, тарелки, треугольники, рожок и тому подобное.
- и соматическая релаксация
- ю является - научить детей пассивно воспринимать музыкальную информацию, отдыхать под нее, расслабляться.
- этом направлении важно: музыкальный материал, помещение, освещение и качество звучания музыки. Музыкальный руководитель должен подготовить и настроить детей на отдых и покой. Функция музыки в процессе релаксации заключается в успокаивающем и гармонизирующем воздействии на ребенка. Проводится в звукоизолированном помещении и при приглушенном свете. Дети находятся в удобных позах, можно прилечь и закрыть глаза. Релаксация проводится не более 15-30 минут в зависимости от состояния здоровья и настроения ребенка.
- (пение)
- ю является - положительно влиять на дыхание, сердечную деятельность, пищеварение и корректировать речевую деятельность, развивать эмоциональную сферу детей, снимать или уменьшать контроль ребенка за своей речью и привлекать его в процесс пения, копируя других.
- стимуляции речи, в основе которого лежит развитие эмоциональной сферы, помог понять, что использование музыки специфическим образом помогает стимулировать речь ребенка. Поэтому отбор ряда музыкальных произведений должен быть направлен именно на выполнение задания этого вида работы.
- люди верили, что поет в человеке душа и пение считалось ее естественным состоянием. Первым при рождении ребенка является вдох, а за ним звук голоса и пока еще он не умеет разговаривать, он все время поет: выдает нам странные звуки при разных обстоятельствах. Поэтому работа с дыханием, звуком, ритмом, паузами, эмоционально-насыщенным и образным наполнением песни не только изменяют качественное исполнение песни, но и формируют, развивают, корректируют психофизические нарушения ребенка. Большое счастье для родителей видеть своих детей радостными, когда на глазах у всех во время занятий музыкотерапией происходят сначала внутренние, а затем и внешние изменения. Что происходит с ребенком, у которого речевые нарушения, связанные с органическими поражениями нервной системы, исправляются очень сложно и очень медленно, представляет большой научный интерес.
- новых путей, их теоретическое определение и практическое использование выдвигает конкретные задачи, от решения которых зависит формирование и развитие детей.
- работа, направленная на коррекцию речи детей средствами вокалотерапии, делится на несколько составных частей. Обязательными являются:
- установление эмоционального контакта с ребенком в кругу друзей, родителей (прослушивание классической, детской популярной музыки из мультфильмов и фольклорной музыки);
- комплекс специальных упражнений при применении приема замкнутой кинематической цепи в сочетании с дыхательными упражнениями в кругу детей и их родителей (дыхание, распевки, напев);
- исполнение вокального произведения индивидуально или группой в теплой, дружеской атмосфере;
- релаксация и отдых под приятную музыку.
В практике коррекционно-педагогической работы групповая вокалотерапия является важным методом активной музыкотерапии. Преимущество этого средства в том, что в отличие от разговора, приобщаются все желающие в соответствии со своими возможностями. Репертуар подбирается в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями каждого ребенка. Желательно, чтобы это были оптимистичные, радостные, мелодичные песни нашего края. Для того чтобы преодолеть барьер замкнутости и быть в центре внимания, по желанию, каждый раз запевать может другой ребенок.
Предложенная система коррекции речи средствами вокалотерапии детей с органическими поражениями центральной нервной системы имеет дифференцированный характер, с учетом особенностей каждого ребенка и структуры его речевого нарушения, характера и распространения сенсомоторного дефицита, выраженности сопутствующих симптомов со стороны соматической, психической, эмоционально-волевой, мотивационной сфер. На каждом из представленных этапов практической вокалотерапии определяются конкретные индивидуальные цели, задачи, подбираются методы и приемы восстановления функций устной речи. Успешное преодоление речевых нарушений является залогом дальнейшего развития письменной речи и возможности обучения ребенка в школе, его инклюзии и интеграции в общеобразовательное пространство.
Отбор вокального репертуара должен отличаться чрезвычайной эмоциональностью произведения и простотой содержания. Мелодия, тональный диапазон, продолжительность фраз должны соответствовать возможностям и предпочтениям каждого ребенка. Будь-то групповая или индивидуальная вокалотерапия, начинать надо с народных детских песен.
Игра на детских шумовых и музыкальных инструментах и ритмичная декламация
Цель - целенаправленно активизировать музыкально-двигательную и речевую деятельность детей, корректировать мозговую дисфункцию, физическую деятельность и общую моторику, активно привлекать их в процесс создания элементарных форм музыки, развивать чувство ритма, реализовывать творческие способности каждого ребенка.
Инструментальная музыка применяется в музыкотерапии двумя способами:
- способ «телесной игры» (хлопки, тиканье, топот);
- способ простой инструментальной импровизации.
- способ «телесной игры» надо в непосредственном отображении ритма музыки. Это помогает подготовить детей к инструментальной импровизации. Рекомендуется использовать детские шумовые и музыкальные инструменты, которые доступны детям в дошкольных учебных учреждениях: погремушки, маракасы, металлофон, бубен, ложки, ксилофон, тарелки, маленькие детские кожаные барабанчики и тому подобное.
- зависит от способности раскрепощения каждого ребенка. Для этого важно познакомить детей с техникой игры на инструменте. Начинать можно с звонкого инструмента, слушая его звучание. У детей должно сформироваться слуховое и акустическое представление о звучании каждого инструмента. При этом актуально применять форму диалогов между разными инструментами. Каждая импровизация реализует определенную идею и групповая импровизация - это сложный вид игры, который требует определенной подготовки.
Музыкорисование
- - снимать аффекты, способствовать катарсису, создавать хорошие условия для удовлетворения инстинктов, активизировать невротично пассивно настроенных детей, реализовать возможности ребенка в творческой деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)