Комплексный вид деятельности и формирование у детей здоровых психических структур
Комплексный вид деятельности и формирование у детей здоровых психических структур
Музыкорисование как терапия и спокойный комплексный вид деятельности помогает формировать у детей здоровые психические структуры, развивать моторику рук и пальцев. Рисовать можно различными способами и важно научить детей создавать музыкальные образы на бумаге. Лучше работать на доске, на полу, на стене, на больших листах бумаги большими карандашами, фломастерами, кистями и тому подобное. Чрезвычайно привлекательным является рисование пальцами с использованием цветных мазей или красок.
- отбора музыкального материала заключаются в том, чтобы музыка пробуждала эмоционально-образную и творческую сферу учащихся. То есть, с одной стороны, музыка подбирается релаксирующая, гармонизирующая, в умеренном темпе, но с яркими музыкальными образами. А с другой, это произведения, которые имеют динамический, ритмический, но также образный характер и в быстром темпе.
- драматизация под музыку
- - стимулировать пение детей, дополнить и обогатить знания детей содержательной народной песней, раскрывать сюжет песни, учить воспринимать образную музыку, учить драматизации.
- музыки, движений (соответственно возможностям каждого ребенка), драматического и языкового выражения является более целесообразным для дошкольного возраста, где элементы пения сочетаются с двигательной драматизацией хорошей песни или стихотворения.
- с игрушками
- - обогатить словарный запас детей, развивать фантазию, научить самостоятельно играть и общаться.
- музыки заключается в эмоциональной поддержке любой игровой деятельности ребенка. Она служит в данном случае потребностям его драматического самовыражения, помогает действовать, создает эмоциональный фон для творчества, гармонично влияет на активизацию его деятельности и уверенности в собственных силах.
- - стимулировать музыкальную деятельность детей с помощью интересных рассказов, сказок, развитие восприятия образов, сюжета и музыки по очереди и одновременно.
- является привлечение детей к этому направлению деятельности, предоставив им роль не пассивных слушателей, а героев того или иного рассказа или сказки. Произведение должно быть небольшим по содержанию, понятным, ярким и подчеркиваться музыкальным образом. Поэтому так эмоционально насыщенное творчество создает определенные ритмические, динамические и выразительные стимулы, которые детям очень нравятся и легко ими воспринимаются. Можно заметить, что это самое любимое направление деятельности детей.
- музыкальных произведений соответствует глубокой эмоционально насыщенной и образной характеристике, где сочетаются внутренние переживания детей с музыкальными образами.
Дыхательные и гимнастические упражнения под музыку
- - развивать голос и речь, формировать волевые качества личности, стимулировать глубину и частоту дыхания, уметь расслабиться во время прослушивания музыки.
- действительно является тем важным средством, которое способствует гармонизации любого человека, способна с помощью ритмического рисунка, темпа и мелодии изменить настроение, освободить мысли от негатива, наполнить спокойствием и благодатью.
- восприятия музыкального материала детьми дошкольного возраста со сложными нарушениями психофизического развития
- познавательной сферы и познавательно-психических процессов, эмоционально-волевой и личностной сферы детей 5-6 лет со сложными психофизическими нарушениями требуют специального коррекционного воздействия для компенсации сложных комбинированных нарушений.
- детей с диагнозом детский церебральный паралич наблюдаются сопутствующие нарушения (задержка психического развития, аутизм, нарушения интеллекта, зрения или слуха), которые в свою очередь осложняют процесс коррекционной работы с ними.
- человека всегда связано с пониманием воспринимаемого объекта или предмета. Поэтому можно сказать, что восприятие является первой фазой любого мыслительного процесса.
У детей данной категории пораженной является центральная нервная система, контролирующая работу мышц, которые отвечают за равновесие и произвольность движений. В результате нарушается психическое и интеллектуальное развитие, поведенческая сфера, наблюдается задержка моторного развития в сочетании с нарастающими патологическими постуральными рефлексами и нарушениями тонуса мышц. Автоматически это приводит к двигательным нарушениям, расстройствам поведения, отклонениям в психоэмоциональной сфере. У большинства детей с детским церебральным параличом потенциально сохранены функции для развития высших форм мышления. Однако комплексные нарушения (аутизм, нарушения интеллекта, зрения, слуха), астенические проявления, низкий запас знаний, как следствие социальной депривации, скрывают их познавательные возможности. Нарушения мышечного тонуса, патологические рефлексы, несформированность равновесия и координации, недоразвитость мелкой моторики приводит к отсутствию самостоятельности, концентрации, длительного напряжения, слабости внимания, аффективных нарушений и инфантилизма в целом. Становится понятным, что страдает их познавательная сфера, психические процессы, эмоционально-волевая и личностная сфера, которые требуют особого внимания со стороны специалистов (врачей, психологов, специальных педагогов, родителей и др.).
Как целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее вследствие непосредственного воздействия физических раздражителей на органы чувств, восприятие обеспечивает человеку ориентацию в окружающем мире. Как этап познания оно связано с памятью, представлением, мышлением, языком и речью, вниманием и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску, что стимулируется мотивацией.
В общем развитии детей с детским церебральным параличом эмоционально-образное восприятие происходит в условиях ограниченности информирования. Важным условием их успешного развития является организация целенаправленного избирательного восприятия содержания и формы музыкального языка и художественного образа. Для них характерен слабый эмоциональный отклик на звучание музыки, неспособность восприятия музыкально-эстетической информации и недостаточность опыта восприятия музыки. Оно характеризуется как замедленное, узкое и фрагментарное. Значительные его недостатки обусловливают наличие неадекватных образов, неумение анализировать, что препятствует усвоению музыкального материала в рамках программы дошкольного учреждения.
Прежде всего, в процессе занятий по музыкотерапии следует учитывать особенности восприятия музыкального материала детьми и умение его оценивать. Поскольку у них преобладают эмоции, которые могут быть неадекватными, путаными, фрагментарными, им сложно различать прекрасное и безобразное. Их восприятию свойственны диффузность и неизбирательность.
Эти особенности восприятия обусловливают трудности, которые дети со сложными психофизическими нарушениями испытывают во время осмысления прекрасного не только в музыке, но и в искусстве, действительности. Неумение определять настроение музыкального произведения и выразительные средства вызывают выявление несущественных отношений и связей во время осмысления содержания и роли музыкального образа и, как следствие - недостаточно адекватное понимание музыкального материала.
Характерным для всех детей данной категории является недоразвитие функций памяти, которая является одной из важных условий производительности познавательной деятельности. Они также испытывают большие трудности в запоминании, воспроизведении воспринятого и изученного музыкального материала. Дети не понимают его значения и не выполняют задания. Они способны к механическому бездумному повторению и заучиванию материала, что приводит к быстрому забыванию полученной информации. Это происходит потому, что механизмы их памяти хуже функционируют и снижают скорость, продолжительность запоминания. Как правило, они запоминают только яркие музыкальные образы, которые сопровождаются интересным рассказом, красивыми изображениями или интересной наглядностью. Поэтому этим детям нужно больше времени на запоминание музыкальных произведений различных жанров, помощь в воспроизведении слов, текстов поздравлений или песен. Иногда они не могут вспомнить задачи или инструкцию музыкального руководителя или терапевта. Все это негативно влияет на общее развитие познавательных процессов.
Формирование, накопление и систематизация представлений детей о музыке и ее звуковом разнообразии требует от музыкального руководителя или терапевта изобретательности и творчества. Представления дошкольников данной категории о музыкальном искусстве вообще отличаются фрагментарностью, разорванностью признаков и свойств предметов, значительно затрудняют целостное отражение образов и явлений окружающей среды.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)