Мышление как процесс познавательной деятельности человека
Мышление как процесс познавательной деятельности человека
Мышление как процесс познавательной деятельности человека характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Нарушение высшей нервной системы детей с комплексными психофизическими нарушениями существенно отражается на развитии их познавательных процессов: анализ, синтез, обобщение и сравнение. У них наблюдается недоразвитость способности к пониманию содержания музыки. Процесс различения и сравнения двух музыкальных произведений, которые отличаются по характеру и жанру, происходит хаотично.
Характерным для этих детей является низкий уровень обобщения, то есть умение сравнивать звуки, ритмы, мелодии, песни, определять характерные средства музыкальной выразительности. Адекватное выполнение таких задач предполагает наличие необходимого запаса знаний о музыкальных звуках, их продолжительности, темпе музыки, характере, динамических оттенках, высоте звучания и др.
В процессе восприятия музыки дошкольники объединяют произведения по определенной характеристике не на основе выделения их характерных признаков. Они не могут самостоятельно давать точные ответы на вопросы, связанные с восприятием и оценкой музыкальных произведений. Им очень трудно оформлять свое мнение и высказывать его. Это связано с недостаточным личным опытом детей дошкольного возраста и влияет на формирование их образного мышления, воображения и фантазии.
В процессе занятий по музыкотерапии наблюдается недостаточное развитие мышления: крайне низкая познавательная активность, отсутствие цели и планирования действий, несформированность мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение и сравнение). Они не приобретают стабильного состояния. Нет анализа и различия воспринятых звуков, имеется слабость мыслительных операций. Поэтому занятия по формированию и коррекции мышления требуют специальной организационной помощи, конкретной инструкции.
Язык и речь как общественное явление возникает и развивается под влиянием потребностей в общении, помогает людям находить взаимопонимание и отражает психофизическое состояние человека. Обучение языку и речи у детей с диагнозом детский церебральный паралич характеризуется определенными осложнениями. Речевые нарушения зависят от формы паралича. Развитие речи происходит как по общим, так и по специфическим закономерностям. К специфическим относят проблемы, связанные с формированием артикуляционной базы, обусловленные патологией рефлекторного развития, лексико-грамматические нарушения, косвенно связанные с сенсорно-моторной недостаточностью.
Одним из характерных речевых нарушений у детей с детским церебральным параличом является алалия и задержка речевого развития. Системное недоразвитие речи, в основе которого лежат трудности усвоения языковых единиц и правил их функционирования, приводит к усложнению понимания языка и его развития в целом. Различные формы дизартрии и анартрия проявляются в полной неспособности к произношению или минимальных нарушениях звукопроизношения. При дизартрии нарушается не только звукопроизношение почти всех групп звуков, но и просодическая сторона речи: голос, интонация, темп, ритм. Для анартрии характерным является иннервация артикуляционных органов и голосового аппарата, что негативно влияет на становление функций речи и обеспечение дыхательных путей речевым дыханием.
Известно, что направление и сила выдыхаемого воздуха при артикуляции того или иного звука имеет большое значение для звучания и узнавания фонемы. Поэтому неправильное направление выдоха воздуха вызывает ошибки, связанные с узнаванием фонем в собственном речевом потоке, что, в свою очередь, нарушает слуховой контроль ребенка собственной речи. Поверхностное и прерывистое дыхание, ограничение движений диафрагмы, неравномерное и плохо контролируемое дыхание приводит к тому, что страдает умственная деятельность.
Механизмы регуляции мышечного тонуса и движений находятся под влиянием двигательного анализатора больших полушарий и нижних отделов головного мозга. Именно эти структуры при их поражении становятся причиной полиморфной симптоматики детского церебрального паралича.
В усвоении языка большую роль играют имитационные возможности, которые у детей с детским церебральным параличом также находятся на более низком уровне развития. Напевать или имитировать звуки взрослого ребенку крайне непросто. Эмоциональное сближение с ребенком происходит при искреннем общении и профессиональном подходе. Особое воздействие на ребенка оказывает звучание духовной музыки. Такой метод стимуляции речи, в основе которого лежит развитие эмоциональной сферы, помогает понять, что использование музыки специфическим образом стимулирует речь ребенка.
В связи с особенностями восприятия музыкального материала детьми и характеристикой его усвоения, осложняется знакомство дошкольников с миром музыкального искусства, с окружающей средой и ее познанием, что в свою очередь приводит к снижению их познавательной деятельности в целом и низкому уровню их речевой активности.
Важным условием производительности познавательной деятельности является развитие внимания. Дети дошкольного возраста способны сконцентрироваться на объекте изучения на очень непродолжительное время. Это связано с тем, что их внимание неустойчиво, непостоянное, отвлеченное и приводит, в свою очередь, к низкой работоспособности во время занятий и к неадекватным реакциям при слушании некоторых музыкальных произведений или в процессе некоторых видов коррекционно-развивающей работы. Из-за собственной невнимательности они не слышат объяснений и инструкций музыкального терапевта и не выполняют задания должным образом. Они способны усвоить лишь незначительный объем информации. Спад внимания происходит и тогда, когда дети устали или им просто неинтересно. Даже сама сложность задачи, объем работы могут привести к снижению концентрации внимания. Появляется раздражительность, нежелание продолжать выполнение задачи и, как следствие, недовольство.
Поскольку у детей со сложными комбинированными нарушениями эмоционально-волевая сфера запаздывает в своем развитии, то для них характерно не выполнять задание, с которым они не могут справиться, не давать ответы и вообще стремиться избежать любой нагрузки. Определенные сложности возникают при установлении контакта с таким ребенком. Его эмоциональные реакции на музыкальные произведения являются общими и недифференцированными. Эмоциональный отклик выражается чаще всего только в форме радости или печали, а более тонкие нюансы чувств проявляются очень редко. Дети нуждаются в помощи, внимании, поощрении со стороны специалистов, специальных условиях, при которых их научат использовать свою эмоционально-волевую сферу.
Эмоциональная сфера имеет большое значение в жизни человека и помогает внутренней регуляции поведения. Эмоции могут служить средством познания мира и общения с ним, наполняют жизнь красотой и богатством переживаний, которые со временем переходят в чувства. Эмоциональное развитие детей данной категории характеризуется как недостаточное. Дети испытывают трудности в среде адаптации, нарушен их эмоциональный комфорт, отсутствует психическое равновесие. В состоянии эмоционального подавления у них резко падает производительность психических процессов, и они не готовы к восприятию, мышлению и запоминанию. Все это отражается на их поведении во время проведения музыкальных занятий: нерешительные, неуверенные в собственных силах, инфантильные. В целом это приводит к торможению в развитии детей данной категории. Вот почему они нуждаются в педагогической помощи, специальном расширении и обогащении сенсорного пространства и создании положительной эмоциональной среды.
Отставание в психофизическом развитии отражается на их эмоционально-чувственном познании мира. Оно обусловлено патологическим преобладанием процессов торможения или возбуждения. У гиперактивных детей аффективные состояния, характеризующиеся внезапными бурными переживаниями с потерей волевого контроля, тормозят любое выявление эстетических чувств, предоставляют последним, даже если те возникают, эфемерный и поверхностный характер и, соответственно, отдаляют ребенка от прекрасного. А в случаях психической заторможенности на первый план выходит эмоциональная пассивность, и такие дети отличаются невосприимчивостью, как к прекрасному, так и к отвратительному: они безразличны к этим проявлениям окружающей среды, не пытаются разобраться, что действительно им нравится.
Слушая различные музыкальные произведения, сравнивая их между собой, дети реагируют на характер музыки, ее жанр, темп и т.д. Систематизировать и углубить знания и представления о музыке чрезвычайно трудно, поскольку их эмоциональная нестабильность влияет на функционирование нервной системы и общее состояние их здоровья. Как постоянные эмоциональные отношения чувства реализуются через эмоции и направлены всегда на объект или предмет восприятия. Недоразвитая сенсорная сфера у детей данной категории замедляет развитие эмоционального отклика на прекрасное, формирование эстетических чувств, взглядов, вкусов и убеждений в процессе восприятия явлений действительности и разнообразного творчества. Их музыкальное развитие в значительной степени осложняется наличием у них серьезных нарушений эмоционально-чувственной сферы, обусловленных патологическим преимуществом процессов торможения или возбуждения. Детям трудно эмоционально включиться в процесс восприятия музыки, а без этого невозможно организовать совместную деятельность и развивать активность самого ребенка. Ему нужно давать возможность самостоятельно выбирать любимую музыку, игру, вид деятельности. Особенности развития моторной сферы детей со сложными психофизическими нарушениями (детский церебральный паралич, который сочетается с задержкой психического развития, аутизмом, нарушением интеллекта, зрения или слуха) находятся в центре внимания. Дети развиваются в пространственно ограниченном мире, который препятствует формированию и развитию личности, полноценному общению с взрослыми и сверстниками.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)