Регуляция деятельности особого ребенка
Регуляция деятельности такого ребенка является важной, потому что достаточно слабые возможности проявляют дети в отношении самостоятельного творчества. Преимущественно с самого детства они чувствуют на себе чрезмерную родительскую опеку, их считают беспомощными, что в дальнейшем приводит к психопатическому развитию личности больного ребенка, формирует в нем негативные установки. И хотя у них есть желание проявить себя в различных видах музыкальной деятельности, но при этом они не всегда адекватно осознают свои возможности, особенно при исполнении творческих задач. Их деятельность характеризуется низким качеством, отсутствием самостоятельности и способности повторить прошлый опыт.
Таким образом, определение особенностей восприятия музыкального материала детьми со сложными (комбинированными) нарушениями психофизического развития (детским церебральным параличом, который сочетается с задержкой психического развития, аутизмом, нарушением интеллекта, зрения, слуха) позволяет обобщить, что причин, которые затрудняют процесс воспитания и обучения много:
- недоразвитие всех видов восприятия;
- недостаточность памяти;
- несформированность мыслительных операций;
- недостаточное развитие языка и речи;
- слабое внимание;
- несформированность эмоционально-волевой сферы.
Все это тормозит познавательные процессы у детей дошкольного возраста со сложными (комбинированными) нарушениями психофизического развития и процесс их развития происходит достаточно медленно. Несмотря на все недостатки в процессе восприятия музыкального материала, именно на занятиях по музыкотерапии дети с определенными трудностями в обучении имеют шанс на успех, который является важной психологической предпосылкой полностью изменить систему ценностей, поверить в себя, в успех своих учебных возможностей.
Организация занятий по музыкотерапии в процессе проведения коррекционно-развивающей работы
Коррекционно-развивающая программа по музыкотерапии, учитывая психофизические и возрастные особенности детей, направлена на помощь музыкальным руководителям, учителям музыки, воспитателям, и родителям стимулировать и корректировать развитие детей дошкольного возраста со сложными (комбинированными) нарушениями психофизического развития (детский церебральный паралич, задержка психического развития, аутизм, нарушения интеллекта, зрения, слуха и т.д.).
В процессе занятий по музыкотерапии решается ряд задач музыкального воспитания ребенка с особыми потребностями:
- коррекция психофизических нарушений;
- воспитание музыкальной культуры;
- развитие творческих возможностей и творческого потенциала.
Важным является развитие эмоциональной сферы ребенка и именно на занятии по музыкотерапии это возможно успешно выполнять. Музыкальная деятельность, насыщенная положительными эмоциями, способствует выполнению задач, которые предлагает руководитель, соблюдению правил на занятии, получению удовольствия от активного участия в играх, развитию произвольной регуляции деятельности и установлению контакта между детьми и взрослыми.
Современный взгляд на место музыкотерапии в коррекционно-воспитательном процессе значительно изменился. Она рассматривается не только как деятельность, имеющая определенную цель и средства ее достижения, а является компенсаторным, терапевтическим и мобилизационным средством развития ребенка с комплексными психофизическими нарушениями, возникает как средство коммуникативной потребности детей и удовлетворяет ее. Здесь важно понять, какая именно организация занятий нужна для реализации задуманной учебно-развивающей программы.
Каждое занятие по музыкотерапии происходит в три этапа: подготовительный, снятие напряжения и заряд положительными эмоциями. Соответственно на каждом этапе используются различные музыкальные произведения, соответствующие тематике занятия и эмоциональному состоянию ребенка.
Музыкотерапия в детском дошкольном учреждении - не только учебно-развивающее занятие, а также является средством коррекции и психотерапевтического лечения. Музыка положительно влияет на вегетативную нервную систему ребенка, является стимулятором мыслительных процессов и стабилизатором коммуникативных отношений между взрослым и ребенком в процессе занятия.
Организация занятия по музыкотерапии возлагает на музыкального руководителя двойную нагрузку. С одной стороны, это учебно-развивающее занятие, а с другой - творческое. Но важно, чтобы в процессе творческой деятельности дети усвоили определенные знания об основах музыки и достигли положительных изменений. Для этого важно создать такие педагогические условия, при которых организация занятий будет эффективной.
Музыкально-педагогическое мастерство музыкального руководителя основывается на определенных аспектах:
- общекультурных, педагогических, теоретических, психологических и исполнительских знаниях и навыках;
- гностических, дирижерских, коммуникативных и педагогических умениях;
- артистизме, воле, дирижерской и исполнительской технике, музыкальности, вере в успех, интуиции;
- практической реализации воспитательного потенциала музыкального искусства, просветительском и музыкальном воспитании детей, любви к музыке и детям;
- диагностической, коррекционной, прогностической, организаторской, коммуникативной, исследовательской и креативной функции.
Понятно, что назначение музыкального руководителя направлено на то, чтобы донести и передать свою любовь к музыке детям и, учитывая их особенности, помочь им оздоровиться. Поэтому отношения с ребенком должны быть чрезвычайно гармоничными. Именно такое духовное общение формирует позитивное отношение не только к искусству, но и к людям, к самому себе, что является важным для становления ребенка, его инклюзии, интеграции и адаптации в обществе.
В наше прагматичное время музыкальному воспитанию не предоставляется столько преимуществ как другим дисциплинам, что ослабляет внимание к этому предмету. Между тем, музыке принадлежит, чуть ли не самая важная роль в руководстве чувствами и настроениями человека, ведь именно музыка и пение составляют его естественную потребность, которая проявляется уже с раннего детства. Занятия музыкой создают объективные условия для воспитания ребенка, развития его восприятия и творческих способностей. Это обстоятельство приобретает необычное значение, поскольку их возможности весьма ограничены.
Развитие личности со сложными нарушениями психофизического развития, полнота ее социальной интеграции во многом определяются профессионализмом педагога, его личностными характеристиками, в частности «эстетической выразительностью». Яркая, точная, интонационно богатая речь, аккуратность в записях и во всем ведении учебных дел (ничего лишнего, что может отвлекать детей), собранный внешний вид, доброжелательный тон общения с детьми - эти качества обязательны для педагога вообще. Кроме того, у него должен быть хороший эстетический вкус и деловые качества, а во время общения с детьми постоянно позитивный настрой, который побуждает их чувствовать радость, счастье, покой, заинтересованность, удовольствие от музыкальных занятий. Миссия музыканта-руководителя - бережно, осторожно, мудро вести ребенка шаг за шагом по жизни.
Организация занятий по музыкотерапии требует от музыкального руководителя поэтапности и постепенности в шагах - от развития восприятия музыкального материала детьми к усвоению ими музыкальных знаний, умений и навыков. Связь слова и действия педагогу необходимо формировать в течение длительного времени, постоянно повторяя достигнутые результаты и постепенно продвигаясь вперед к новым знаниям. Поэтому с самого начала занятий по музыкотерапии руководитель поэтапно формирует совместную деятельность, которая требует постепенности. В результате возникает словесная регуляция поведения детей, являющаяся основой дисциплины и успеваемости их развития. Постепенное усложнение требований и систематический контроль выполнения задач обеспечивает эффективность развития ребенка и коррекцию его психофизических нарушений.
Восприятие является ведущей функцией, на основе которой формируются все другие психофизические процессы: память, мышление, представление, речь и т.д. Таким образом, нужно не забывать, что именно эмоции влияют на сферу восприятия, начиная с:
- знакомства детей с основами музыки и ее законами, их подготовки к правильному прослушиванию и восприятию музыки;
- развития эмоционального отклика на музыку;
- знакомства с жанрами музыки;
- прослушивания произведений детской, народной, классической и современной музыки;
- развития музыкальной памяти;
- формирования основ музыкальной культуры.
Положительные эмоции, которые проявляются в улыбке, радости и оптимизме улучшают не только психическое состояние ребенка, но и меняют к лучшему его физическое самочувствие. Восприятие детей дошкольного возраста с психофизическими нарушениями представляет собой своеобразную систему, которая имеет определенные особенности, негативно влияющие на возможности знакомства с музыкальным миром и его познанием. И именно музыкальный руководитель или терапевт помогает детям получить необходимые впечатления, объяснения любого вида деятельности в процессе занятий.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)