Работа по развитию слуха у детей
Работа по развитию слуха и ритма у детей является одной из важнейших на занятиях по музыкотерапии. И именно она должна быть построена на основе формирования у них эмоционального отношения и интереса к музыкальному миру, в котором есть место для всех и всего. Все должно быть решено в простых и понятных детям формах творческой деятельности. Для создания любого музыкального образа в собственной деятельности, руководитель должен сосредоточить свои усилия на активизации слуховых представлений, формировании у детей творческого замысла. После объяснения и показа приемов работы с помощью взрослого дети ритмично воспроизводят мелодию песни, акцентируют сильную долю в такте, подражают пению взрослого, интонируют отдельные слова, мотивы, музыкальные фразы, поют музыкальные поздравления с другими, подпевают отдельные слова, музыкальные фразы.
Организация работы над дикцией является приоритетным направлением в обучении пению. Научить детей связному и четкому выполнению гласных и согласных надо вместе, сотрудничая с логопедом. Содержание речевого материала предполагает его актуальность для детей, возможность реализоваться в общении и учет индивидуальных возможностей каждого ребенка. То есть в ходе организации каждого занятия руководитель постоянно работает над коррекцией слухового восприятия и развитием речи, чтобы каждый ребенок мог, как можно более полно реализовать свои потенциальные речевые возможности и научиться четко произносить звуки, следить за своей певческой дикцией.
Организация занятий, на которых сочетаются музыка, литература, драматизация, рисование, посильное движение, необходима и способствует развитию мышления, речи и накоплению музыкально-эстетического опыта.
Содержанием учебно-развивающей программы предусмотрено систематическое повторение усвоенного музыкального материала с целью его закрепления и надлежащего осознания детьми дошкольного возраста.
На занятиях по музыкотерапии особое значение придают формам работы, которые вызывают у детей сознательное, предметное и художественное переживание. Индивидуальная форма работы является необходимой для исправления недостатков двигательной сферы, ориентации в пространстве, усвоения речевого материала и т.д. и наиболее уместна при вокалотерапии, игре на музыкальных инструментах и ритмической декламации, дыхательных и гимнастических упражнениях под музыку.
Большое значение для формирования коммуникативных способностей личности имеет коллективная форма работы. Исполнение песен вместе способствует развитию коммуникативности, формированию совместной деятельности в процессе выполнения задач и обеспечивает положительное влияние на развитие личности ребенка. Итак, под влиянием системных целенаправленных занятий по музыкотерапии у детей, как правило, формируется эстетический вкус к музыке, умение слушать и понимать ее, формируется представление о музыкальных произведениях, их характере, построении, выразительных средствах, повышается уровень эмоциональной отзывчивости, развивается музыкальный слух. Впоследствии у них появляются любимые вокальные и инструментальные произведения, навыки хорового пения.
Общий успех занятий в детском саду зависит от соблюдения ряда требований, а именно: умелый подбор музыкального материала для прослушивания и исполнения, высокохудожественное исполнение музыкальных произведений, умелое вербальное общение с детьми в ходе занятий, широкое применение зрительной наглядности, правильная организация движений во время прослушивания музыкальных произведений.
В целом атмосфера занятий по музыкотерапии должна быть увлекательной, динамичной, интересной, способствовать новым открытиям, как в эмоциональном, так и в познавательном плане. Посещение занятий по музыкотерапии должно вызывать у детей постоянный познавательный интерес, радость от общения с искусством и активное сознательное желание овладения элементарными знаниями и умениями. Так называемая «психологическая установка» на восприятие искусства должна начинаться задолго до начала занятия.
В общем, вся педагогическая деятельность должна основываться на гуманистических началах, осознании ее творческого характера и роли в развитии личности ребенка со сложными психофизическими нарушениями.
Обобщая организационно-педагогические условия успешности проведения занятий по музыкотерапии в дошкольном учреждении можно выделить важные моменты:
- личность высококультурного и духовного педагога;
- соответствие, поэтапность, постепенность и доступность учебного материала для детей дошкольного возраста со сложными психофизическими нарушениями;
- адекватность организации занятий специфике детей;
- материально-техническая база, обеспечивающая высококачественными и в достаточном количестве музыкальными инструментами, современной техникой, оборудованными кабинетами и тому подобное;
- связь произведений музыкального искусства с образцами окружающей среды, создание условий для обогащения эмоционального опыта детей и активизации их чувственной сферы;
- создание особой атмосферы и активизация их деятельности.
В процессе организации занятий важно не столько достичь определенного результата, сколько создать такие условия, которые способствуют общему развитию ребенка и коррекции его психофизических нарушений, при которых он поверит в свои возможности и почувствует успех, удовольствие, эмоциональную приподнятость в процессе любого занятия по музыкотерапии. Итак, можно заметить, что организация занятий по музыкотерапии требует от музыкального руководителя особого творческого воображения, фантазии, настойчивости, терпения в совместной работе с детьми, для которых музыкальное искусство - это шанс на успех.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)