Особые дети в условиях общеобразовательной школы
Поскольку дети с речевыми нарушениями имеют много специфических потребностей, важно, чтобы над их удовлетворением работала группа специалистов различного профиля. Один человек не может заниматься вопросами когнитивного, моторного, социального, коммуникативного развития ребенка, его лечением, питанием и тому подобное. Необходимо создать команду соответствующих специалистов, которые будут активно сотрудничать, и обмениваться знаниями и информацией. Конечно, членами данной команды будут родители, поскольку они играют в жизни детей чрезвычайно важную роль.
Начиная коррекционную логопедическую работу в инклюзивных классах, нужно четко определить, что инклюзия - это, прежде всего, правильно выбранный метод обучения, который учитывает возможности каждого ребенка. Важно не то, какие оценки ребенок получает, а то насколько счастливым и успешным он чувствует себя в учебной деятельности, насколько он является открытым и добрым.
Направления логопедической работы:
- Организация коррекционно-развивающей среды в логопедическом кабинете. (Оснащение кабинета зеркалами, инструментами, игрушками, пособиями и др.)
- Планирование и проведение индивидуальных занятий.
- Планирование и проведение подгрупповых занятий.
- каждого ученика заполняется речевая карта, карта индивидуального развития, определяются наиболее эффективные способы и методы преодоления недостатков речи.
- подготовка педагогических кадров к работе в классе с инклюзивным обучением через семинары, тренинги, мастер-классы, обработку литературных источников и изучение опыта внедрения инновационных форм организации учебно-воспитательного процесса.
- помнить, что каждый ребенок в классе уникальный, каждому ученику присуща личная скорость освоения нового материала, навыков и умений, у каждого есть свои особенности физического, речевого, социального и интеллектуального развития. Постоянное социальное взаимодействие в различных условиях, при разных обстоятельствах, в разных ситуациях сближает учащихся, вырабатывает симпатию, взаимное расположение, понимание и индивидуальность каждого, чувство защищенности.
- учеников с речевыми нарушениями, которые учатся в инклюзивных классах, ведется работа по преодолению дисграфии и дислексии. С учениками 1-х классов содержание занятий направлено на постановку и произношение звуков, развитие связной речи, согласование слов в предложениях и тому подобное. Проводится работа над речевым дыханием, голосом, мелкой моторикой пальцев детей.
- логопедических занятиях используются такие формы работы:
- Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза, представления:
- различение близких фонем;
- выделение определенного звука из ряда звуков.
- Определение наличия звука в слове:
- ребенка просят сказать, есть ли определенный звук в услышанном слове;
- ребенок должен определить, какой общий звук в предложенных словах.
- Определение состояния фонематического анализа:
- назвать первый, а затем последний звук в словах;
- сосчитать звуки в словах.
- Определение состояния фонематического представления.
Умение читать является важным и необходимым для повседневной жизни человека. Умение читать - это мощный инструмент, используемый для развития языка и речи у детей с синдромом Дауна. Кроме того, совершенствуя умение читать и писать, обеспечивается когнитивное развитие ребенка. Навыки чтения помогают детям усваивать учебную программу, быть независимыми и самостоятельными в учебном процессе и быту.
За последнее время достижения по чтению детей с синдромом Дауна значительно возросли. Кроме того, умение читать ускоряет развитие у детей памяти и способствует приобретению знаний по родному языку.
Формируя навыки чтения, на начальном этапе используется преимущественно глобальный метод чтения, в букварный период объединяется глобальное чтение и методика Зайцева. Конечная цель - сформировать у детей умение осознанно читать целые слова, предложения, тексты. Для этого применяются различные методические приемы, которые не противоречат основным методикам.
Преимущества глобального чтения:
- Развитие когнитивной сферы.
- Развитие языка и речи.
- Предупреждение признаков дислексии и дисграфии.
- Мотивация. Интерес к чтению.
- Основные методические приемы.
- Соотнесение карт: слово к слову.
- Выбор указанного слова по просьбе взрослого.
- Соотнесение: слова к картинке.
- Самостоятельное называние карточек со словами.
- данную методику в учебном процессе, необходимо соблюдать следующие требования:
- тематичности (подбирать слова по определенной теме);
- связь с жизнью, актуальность слов на данном этапе жизни ребенка, принимать во внимание опыт детей;
- интегрированные связи (межпредметные), не ограничиваться использованием методики на уроках чтения;
- постепенно вводить служебные слова.
- методические приемы.
- Соотнесение карт: слово к слову.
- Выбор указанного слова по просьбе взрослого.
- Соотнесение: слова к картинке.
- Самостоятельное называние карточек со словами.
- .А.Зайцев считал, что традиционный принцип овладения чтением негативно отражается на психомоторном развитии и здоровье ребенка. Поэтому предложил свой метод, в основе которого - «слоговый подход». Под слогом подразумевается пара из согласной и гласной или одна буква.
- дети начинают говорить слогами. Не умея произнести слово полностью, ребенок выделяет отчетливо его часть: ударный слог или тот, который больше всего привлекает внимание. Делить слова на слоги - дело привычное для ребенка. Возможность их увидеть вызывает у ребенка интерес.
- развития внимания младших умственно отсталых школьников относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Благодаря влиянию балансирования на деятельность мозга детей с психофизическими нарушениями можно увидеть положительную динамику и улучшение работы психофизиологических механизмов, всех свойств внимания, координационных и моторных качеств и метрических ощущений.
- влияния баламетрики на психофизическое развитие детей с особыми образовательными потребностями в учебно-коррекционном процессе должно стать создание среды, которая будет развивать ребенка или взрослого, и стимулировать процессуальный механизм в его мозгу, а в итоге – будут улучшаться результаты учебной деятельности.
- определить научные позиции:
- Ребенок имеет неисчерпаемый потенциал для собственного развития, независимо от его психофизического состояния.
- Результат существенного улучшения психофизического состояния человека может произойти при условии системного, положительного влияния на его психомоторные способности.
- Первые десятилетия жизни ребенка - чувствительный период, характеризующийся быстрыми изменениями: когнитивных, физических, речевых способностей, социального, эмоционально-чувственного развития. Каждый этап является важным для дальнейшего развития и каждый вид способностей не исчезает при переходе на новый уровень и не возникает внезапно сразу же после окончания очередного этапа.
- Каждый возрастной период характеризуется определенными достижениями в психомоторном развитии, которые существенно влияют на повышение чувствительности человека к той или иной деятельности.
- Определяющим фактором развития психомоторики человека является улучшение чувствительности и увеличение производительности в любой его деятельности.
Для зачисления ребенка с особыми потребностями в общеобразовательную школу подаются следующие документы:
- заявление родителей или лиц, их заменяющих;
- копия свидетельства о рождении ребенка;
- направление психолого-медико-педагогической консультации;
- справка о состоянии здоровья ребенка установленного образца.
- наличие направления психолого-медико-педагогической консультации позволяет школе определить класс как инклюзивный, обеспечить наличие ассистента учителя и не увеличивать количество детей в классе выше 20. К тому же, это дополнительные коррекционные занятия, которые родители, в основном, хотят иметь.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)