Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в учреждениях профессионального образования
Новое качество образования обеспечивает соответствие целей и результатов образования современным социальным требованиям. Подготовить молодежь к реалиям окружающего мира, профессиональному самоопределению, овладению профессией, самостоятельной работе призвана система профессионально-технического образования. Особого внимания требует учащаяся молодежь с особыми потребностями.
Право на свободное избрание профессии и возможность зарабатывать на жизнь трудом гарантировано Конституцией. Однако как показывает опыт, дети - инвалиды не могут конкурировать со своими здоровыми сверстниками на рынке труда, особенно в современных экономических условиях. В решении вопросов профессионального обучения они требуют определенных подходов и психолого-педагогического сопровождения.
Психологические исследования многих ученых свидетельствуют, что большинству учащихся с особыми потребностями свойственны существенные проблемы, связанные с обучением:
- они чувствуют себя изолированно, теряют веру в свои силы;
- им свойственны повышенная тревожность, раздражительность, эмоциональные расстройства;
- они переживают большой дефицит социальных контактов, сталкиваются с трудностями межличностных отношений, в межличностных отношениях наблюдаются подчиненные отношения, повышенная потребность в защите, ответственность за принятие решения чаще всего переводится на окружающих;
- в их речи доминируют слова: одиночество, неспособность, несостоятельность, бесполезность жизни;
- заниженная самооценка, неуверенность в себе, теряют уверенность в себе, в возможностях самореализации, в том числе в личностной сфере, создании собственной семьи и воспитании детей.
- учеников с диагнозом «тугоухость» характерно неприятие теоретического учебного материала и поэтому им нужен индивидуальный подход и понимание со стороны мастера.
- фактором для учеников является то, что в училище они не просто учатся, но и получают образование, приобретают навыки для будущей профессии, которую выбрали при поступлении в учебное заведение. Основной задачей психолога является психологическое сопровождение развития и обучения учащихся с особыми потребностями.
- работа с учащимися с особыми потребностями:
- тренинг коррекции тревожности у детей с особыми потребностями;
- тренинг уверенного поведения;
- тренинг на тему: «Быть уверенным - это здорово»;
- тренинг на тему: «Моя самооценка»;
- программа проведения тренинга личностного развития и воспитания учащихся с особыми потребностями.
Индивидуальная и групповая работа с учащимися, направленная на:
- решение психологических проблем и получение необходимых навыков;
- эффективную адаптацию к условиям обучения;
- выявление проблем взаимодействия и налаживания взаимопонимания и сотрудничества;
- выявление конфликтных ситуаций, возникающих в учебных группах, и содействие их решению;
- содействие в преодолении негативного влияния болезни на обучение и социализацию.
- работа включает психопрофилактику, психокоррекционную помощь и предоставление психологических консультаций. Групповая работа предусматривает проведение социально-психологических тренингов, воспитательных занятий и бесед.
- работы психолога с учащимися с особыми потребностями заключается в создании таких социально-педагогических условий, которые способствуют внутреннему управлению индивида, достижению им своих целей, реализации различных типов поведения, гибкой адаптации. Надо создать атмосферу безопасности, в которой отсутствует внешнее оценивание. Но практический психолог не может решать за ученика его проблемы, он должен помочь личности определить личную позицию, сформировать независимость от внешнего влияния, сформировать уверенность в себе, способствовать самоактуализации в преодолении препятствий. Ученик с особыми потребностями, который адекватно оценивает свое положение и осознает свою самоактуализацию, достигает душевного и психического здоровья, становится социально полноценной личностью.
Задача психолога - помочь наладить взаимодействие ребенка с особыми потребностями со всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Основная задача мастеров производственного обучения - создание в коллективе атмосферы доброжелательности, открытости, взаимопонимания.
- продуктивного общения детей с особыми потребностями с членами их семей улучшает эффективность адаптации этих детей к учебно-воспитательному процессу в училище и способствует развитию уверенности их родителей в том, что они могут быть полезными для своего ребенка. Важнейшими факторами становления таких отношений является понимание училищем и семьей важности семейной системы воспитания для всестороннего развития личности ребенка с особыми потребностями. Обеспечение социального взаимодействия и дружбы детей с особыми потребностями и их сверстников предусматривает осуществление педагогической деятельности по оптимизации взаимоотношений между учащимися с особыми потребностями и их здоровыми сверстниками, коррекцию социального поведения детей.
- дает детям чувство принадлежности, а также формирует у них положительные чувства и настроение. Таким образом, деятельность мастера по формированию продуктивных видов отношений у учащихся с особыми потребностями в группе, в семье является способом оптимизации процесса социализации самих детей и выполняет при этом функции социокультурной адаптации, профилактики дезадаптации, социокультурной реабилитации.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)