Воспитатель особенных детей специальной школы-интерната
Специальные школы осуществляют воспитание и образование детей с особенностями развития, подготовку их к жизни в социуме. Высоко оценивая эту высоко-социальную миссию, как это ни прискорбно, нужно признать, что результаты работы части специальных школ не соответствуют запросам современности. Значительное количество выпускников имеет достаточно низкий уровень общей воспитанности, ограниченные знания, слабые практические умения, недостаточную подготовленность к самостоятельной взрослой жизни, к производственному труду в трудовом коллективе.
Опыт лучших коллективов специальных школ-интернатов свидетельствует о том, что успешное решение задач школы напрямую зависит от научно взвешенной организации учебно-воспитательного процесса, от творческого вдохновения каждого педагога. Высокий уровень профессионального мастерства, владение методикой преподавания учебной дисциплины, владение широким спектром приемов организации коррекционно-воспитательного процесса составляют неотъемлемую часть профессионального портрета дефектолога. И, конечно, кроме этих профессиональных качеств, каждому из педагогов должна быть присуща истинная любовь к детям. Для школы-интерната, а тем более для детей-сирот, доброта и ласка - это не так называемое «сюсюканье» и не всепрощение, это - Человечность! Владелец педагогического диплома только тогда становится воспитателем, когда он видит в человеке положительного в десять или даже в сто раз больше, чем недостатков.
Без глубокого знания души ребенка, особенностей мышления и восприятия окружающего мира невозможно обучение и воспитание, нет педагогической культуры. Только тому педагогу, который понимает детскую душу, ученики откроют себя. Если вы хотите быть авторитетом для своих воспитанников, то вы ничего не должны делать в присутствии ребенка такого, в чем бы вы не хотели, чтобы он копировал вас.
Кроме настоящей любви к детям, учитель должен обладать скромностью, изобретательностью, жизнерадостностью и отзывчивостью.
Природа желает, чтобы дети оставались детьми, пока не станут взрослыми. Если силой нарушать изначальный установившийся порядок, то мы потеряем преемственность поколений. В детстве свои способы видеть, думать и чувствовать окружающий мир. Педагог должен жить интересами детей и одновременно подниматься над ними опытом и знаниями.
Острым вопросом для специальных школ-интернатов является проблема адаптации выпускников в обществе взрослых.
Сотни сельских школ закрыты или полупустые. В то же время, без продуманной занятости сотни детей-сирот учатся в городских школах-интернатах, забывая при этом, что в сельской школе они бы научились не только работать, но и получили бы содержательное трудовое, а точнее - общечеловеческое воспитание и имели бы реальную профессию земледельца. Сейчас же эти дети осваивают различные рабочие профессии, некоторые - находят признание в современных условиях рынка труда, на устаревшем оборудовании, а это, как говорят, ничего не дает ни уму, ни сердцу. Ближе к природе должны быть такие дети, потому что природа - лучший врач!
Особое значение необходимо придавать налаживанию отношений с родителями и опекунами своих воспитанников. Это печальные парадоксальные реалии нашей действительности: у учащихся школы-интерната для сирот есть родители! Кстати, некоторые из них неплохо себя чувствуют, приводят в школу по несколько «своих» детей, требуя к ним родительской ласки. Находятся даже такие родители, которые угрожают педагогам жаловаться на бесчувственное отношение к «их» детям. Сегодня сиротские интернаты при живых родителях - один из признаков нравственного упадка общества. Однако дефектологам необходимо проводить регулярную и тщательную коррекционную работу с родителями. И радостным может стать то, когда через некоторое время кто-то из родителей начинает по-другому смотреть на себя, на супругов, на будущее сына или дочери. Хотя, безусловно, невозможно заставить отца или мать заботиться о ребенке, а тем более его полюбить.
Внутренняя установка учителя направлена на восприятие ребенка, стремление понимать его потребности, интересы, постоянное содействие развитию как того, что составляет основу его общечеловеческой сущности, так и того, что определяет его своеобразие, неповторимость, то есть того, благодаря чему ребенок становится индивидуальностью. Конечно, при этом следует помнить, что уважение к ребенку отнюдь не ограничивается одним лишь почтительным отношением к нему, которое преимущественно проявляется во внешних формах поведения дефектолога. Недопустимость раздражительности, взрывчатости, спокойный тон требований, доброжелательные интонации в общении, высокая речевая культура педагога во взаимоотношениях с воспитанником - хоть и нужные, но не определяющие характеристики его гуманного отношения к своим воспитанникам. Главное, абсолютно необходимое условие, без которого невозможна гуманизация всех сторон школьной жизни - это честность, искренность, равноправие, недопустимость фальши в повседневной жизни со стороны наставника. Педагог не имеет морального права требовать от воспитанников того, чем не обладает сам.
Только истинно интеллигентный, свободный человек, каким как раз и должен быть воспитатель специальной школы-интерната, способен воспитывать волю и мораль детей.
Уважающий себя педагог должен всегда помнить, что школа - это лаборатория вечных поисков, как вечный тот идеал, который дает импульс человеческой мысли, стимулирует ее и ведет по пути достижений, которому нет конца в вечном развитии. Каждый из педагогов и психологов должен быть по своей природе экспериментатором и не должен понимать тех своих коллег, которые жалуются, что, мол, наступил полный крах в воспитании, якобы сейчас нет идеала, к которому стоит стремиться. Нет, это не так! Действительно, многое из прошлого не выдержало испытание временем, но есть и вечные истины.
Кроме того, необходимо всегда помнить, что дальнейшее совершенствование всех систем воспитания немыслимо без формирования внутренней свободы человека, а именно без гуманизации всей жизни каждого коллектива, что предполагает не только развитие интеллекта, но и оказывает существенное влияние на формирование гуманного отношения к другим людям, обществу, государству, природе. Потому что каждая личность, кроме того, чтобы стать в какой-то сфере действительно профессионалом, должна быть еще и достойным гражданином своего Отечества.
Взвешенно оценивая ученический контингент специальных школ-интернатов различного типа, коррекционные педагоги и психологи, прежде всего, должны отметить его разнообразие. Реакция воспитанников на окружающий мир будет во многом похожа на реакцию всех других людей.
Воспитание - это не устранение недостатков, а укрепление всего положительного. Поэтому вся педагогическая работа должна быть направлена на стимуляцию у воспитанника оптимистичной уверенности в своих силах, чувства собственного достоинства. Психологи и другие специалисты должны привить людям, с которыми они работают понимание того, что человек - труженик в сфере мысли.
Каждый из педагогов и психологов должен помнить о философской ценности личности, о ее неповторимой индивидуальности.
Педагогика рассматривает воспитание как двусторонний процесс деятельности педагога и воспитанника. Воспитанник - активный творческий участник всей деятельности, направленной на его духовное и физическое развитие.
В основе воспитания, как и любого другого социального явления, лежат определенные закономерности. Современная педагогическая наука содержит глубокие оригинальные подходы к изучению проблемы выявления закономерностей в воспитании человека.
Само понятие «общие закономерности» включает в себя наличие связи между наиболее важными компонентами определенного воспитательного процесса (цели и задачи, содержание, организация деятельности воспитанника, результат воспитания). Понятие «частичная закономерность» определяет связь между отдельными компонентами системы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)