Воспитательный процесс как доминирующая часть всего процесса
Воспитательный процесс является доминирующей частью всего педагогического процесса, поэтому он подчиняется общим педагогическим закономерностям.
Прикладной анализ поведения дает понимание того, как предшествующие и последующие факторы (предпосылки и последствия) могут влиять на поведение. Знание этих факторов позволяет изменить нежелательное поведение или создать нужное нам поведение. Анализ и осознанное управление предшествующими и последующими факторами способствует тому, что ребенок начинает приобретать навыки, которые до этого он не мог усвоить самостоятельно.
В нашей стране прикладной анализ поведения малоизвестен и, как показывает опыт, родители, а часто и специалисты, могут иметь искаженное представление о прикладном анализе поведения. Часто обучение прикладному анализу поведения сравнивают с дрессурой. Многие специалисты утверждают, что нельзя жизнь ребенка выстроить на поощрениях и наказаниях, что этот подход искусственный и создает роботов. Однако в повседневной жизни мы используем поощрения и наказания в воспитании детей гораздо чаще, чем кажется (вспомнить хотя бы оценки в школе).
Опасно бездумное применение этого метода. Система поощрения может применяться только после анализа существующего поведения ребенка. Современный прикладной анализ поведения - это скорее система, поощряющая желательное поведение и игнорирующая нежелательное. Физические наказания и действия, унижающие ребенка, в прикладном анализе поведения запрещены.
Этапы работы в программе «Прикладной анализ поведения»
Программа «Прикладной анализ поведения» всегда является индивидуальной. Для построения программы требуется определить начальные навыки ребенка и поставить цели обучения.
На самом деле в программе «Прикладной анализ поведения» используются три типа обучения:
- Метод интенсивного обучения заключается в обучении определенному виду поведения или навыку. Ребенок учится выполнять просьбы и требования взрослого, приобретает академические навыки.
- Обучение в естественной среде основано на естественном желании ребенка приобрести навык (например, научиться просить конфету).
- Спонтанное обучение основано на экспромте и может быть использовано в любой ситуации.
- .е. обучение происходит в течение дня и встроено в естественную жизнь ребенка и семьи. Но, чтобы программа обучения была успешной, от родителей требуется не только понимание принципов «Прикладного анализа поведения», но и усилия для воплощения их в жизнь ребенка.
Развитие ребенка - уникальный творческий процесс, во многих тонкостях «продуманный» природой. Движение, восприятие, эмоции, мышление, речь - все эти сложнейшие вещи стремительно развиваются. В первые три-четыре года своей жизни ребенок преодолевает огромную дистанцию между «беспомощным» и «бессловесным» младенчеством и общительным и деятельным, активно влияющим на окружающих, «самостоятельным» детством. В каждом ребенке заложен природный потенциал развития, реализация которого, во многом зависит от заботы окружающих взрослых, обеспечивает гармоничное прохождение этой дистанции.
- , увы, природа не предлагает равных условий для всех. Генетические отклонения, проблемы обмена веществ, болезни, сложности прохождения дородового периода или родов, наследственные влияния и т.п. искажают привычную картину развития, осложняя младенцу и без того нелегкую задачу взросления, а его родителям - задачу ухода, заботы и воспитания.
- , в которых воспитываются дети с нарушениями развития, требуется дополнительное время и дополнительные усилия, чтоб понять, по какому пути развитие малыша пойдет наилучшим образом, какая помощь может ему понадобиться в прохождении этого пути, какие семейные (и общественные) резервы должны быть задействованы.
Родители, чьим малышам был поставлен диагноз аутизм, обеспокоены тем, что, даже став взрослыми, их дети будут нуждаться в специальной помощи.
У детей с расстройствами спектра аутизма по достижении 18-летия остаются проблемы с обучением, приобретением профессиональных навыков, нарушением внимания и проявлением гиперактивности. Около половины детей и взрослых с расстройствами спектра аутизма неспособны к обучению по программам общеобразовательных школ и приобретению профессиональных навыков (так называемый «аутизм низкого функционирования»). Часть подростков и взрослых с аутизмом могут обучаться по общеобразовательным программам школ и продолжать свое обучение в высших учебных заведениях. При этом необходимо, всего лишь, чтобы они получали правильную поддержку. Возможно, для освоения некоторых специальностей в высших учебных заведениях необходимо рассмотреть возможность дистанционного обучения или получения образования в форме экстернат.
С недавнего времени в нашей стране в обычных школах вводится инклюзивное обучение для детей с различными проблемами, в том числе для детей с аутизмом, предлагается поддержка специальных помощников (тьюторов) для того, чтоб обеспечить ребенку доступ к учебной программе и возможность развиваться в социальной среде. Желательно, чтобы учителя и тьюторы обладали специальными знаниями. Однако стоит отметить, что сегодня социальному работнику практически негде приобрести знания в данной области, а доступность педагогов к имеющимся программам ограничена.
Взрослые с аутизмом имеют плохие социальные навыки. Они не умеют читать социальные сигналы и, следовательно, не демонстрируют правильные социальные и эмоциональные реакции. У них может отсутствовать желание поделиться информацией и опытом с другими. Несформированность социальных навыков менее заметна в общении с родителями и близкими людьми, но приводит к неспособности строить дружеские отношения со сверстниками и коллегами. Это, в свою очередь, может привести к разочарованию и последующим проблемам в поведении. Для формирования социальных навыков необходима помощь в развитии диалоговой речи.
Люди с аутизмом заметно отличаются среди сверстников в местах, не требующих соблюдения четких правил, во время досуга и т.п. Их поведение может привести к тому, что они становятся объектами насмешек и травли, если рядом не окажется помощник (тьютор) или приятель, чтобы интегрировать и защитить их. Они часто могут сосредотачиваться на мелких деталях и не видеть общую картину происходящего в любой ситуации. Сложности во взаимоотношениях с окружающими, налаживании межличностных контактов, в том числе и интимных, часто служат предпосылкой тревожных и депрессивных расстройств.
Кроме того, взрослые с аутизмом так же, как взрослые с другими заболеваниями, вынуждены обращаться в поликлиники к специалистам соматического и хирургического профилей с различными проблемами. При этом необходимо учитывать, что пациенты с аутизмом очень чувствительны к шуму, большому скоплению людей, очереди, очень тяжело переносят как диагностические процедуры, так и различные медицинские вмешательства. Для таких пациентов необходим особый подход: их лучше принимать в начале или в конце приема, необходимы отдельные комнаты для ожидания, можно пользоваться наушниками с любимой или тихой музыкой. Подросткам и взрослым с аутизмом, которые овладели чтением, желательно иметь с собой любимые книги и журналы для чтения во время ожидания приема или процедуры. Пациенту с аутизмом необходимо подробно описать действия, которые будут проводиться медицинским персоналом, как будет проходить осмотр, описать диагностические процедуры и т.п. Врач также должен быть осведомлен о том, что пациенты с аутизмом зачастую испытывают затруднения в описании своих жалоб и ощущений и склонны к необычным реакциям на события. Необходимо заранее ознакомить медицинский персонал с особенностями такого пациента, его привычками и страхами во избежание провокации. Поэтому присутствие родственников или лица, осуществляющего уход, желательно и даже необходимо.
Часть людей с аутизмом способна овладеть профессиональными навыками. При выборе специальности необходимо учитывать особенности индивида, его умственный потенциал, увлечения, чувствительность к специфическим раздражителям, которые связаны с выбранной специальностью (например, шум на производстве, запах клея в обувной мастерской), которые могут помешать последующему трудоустройству.
Выбор работы и рабочего места - тоже сложная задача. На современном рынке труда зачастую и здоровому человеку трудно найти работу, не то, что человеку с проблемами со здоровьем. Задача родителей, родственников и работников центров занятости - помочь с написанием резюме, подготовить к собеседованию. Выбранная работа должна соответствовать особенности индивидуума. Необходимо проводить тренинги по обучению идентифицированной роли на работе.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)