Реабилитационное сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями – залог реализации права на образование
Реабилитационное сопровождение - комплекс сопутствующих обучению медицинских, физических, психологических, логопедических, рекреационных, социальных услуг, которые предоставляются в параллельном режиме, скоординировано с обучением, с согласованием педагогических и реабилитационных приоритетов и служат созданию специальных условий для обучения и социализации, включая индивидуализацию программ, подбор и подгонку вспомогательных устройств, доступность помещений, адаптацию среды.
Абилитация трактуется как комплекс целенаправленных мотивационных, организационных, педагогических и физических мер, призванных создать условия и вызвать у ребенка с особыми потребностями появление и закрепление функций и навыков, которые не появились в ходе его самостоятельного естественного развития вследствие нарушений, ограничений жизнедеятельности или инвалидности. А также развить двигательные, когнитивные, коммуникационные, социальные умения и жизненные компетенции, необходимые для его адаптации и интеграции в общество. Понятие абилитации часто ассоциируется с особыми образовательными услугами для лиц с умеренной, значительной и глубокой умственной отсталостью, которые все еще по прежним меркам якобы «не подлежат обучению».
Различия развития и учебной деятельности детей с особыми потребностями в процессе обучения
Дети с особыми потребностями имеют отклонения от нормального физического или психического развития, обусловленные врожденными или приобретенными пороками.
В зависимости от типа нарушения, согласно критериям Министерства образования и науки выделяют такие категории детей:
- с нарушениями слуха;
- с нарушениями зрения;
- с нарушениями интеллекта;
- с нарушениями речи;
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- со сложной структурой нарушений (умственно отсталые и слепые или глухие; слепоглухонемые и др.);
- с эмоционально-волевыми нарушениями и дети с аутизмом.
- :
- врожденные нарушения, вызванные нарушением питания, гормональными расстройствами, резусной несовместимостью групп крови матери и ребенка, вредным влиянием на плод генетических факторов, интоксикаций, инфекций, травм, влиянием медицинских препаратов, алкоголя, наркотических и ядовитых веществ;
- приобретенные нарушения, обусловленные, главным образом, разнообразными вредными воздействиями на организм ребенка при рождении и в последующие периоды развития (механические повреждения плода, тяжелые роды, родовая асфиксия, кровоизлияния в мозг, инфекционные заболевания и т.п.).
- учебный план
Индивидуальный учебный план - это один из важнейших инструментов в работе с детьми с особыми образовательными потребностями, формальный документ, содержащий подробную информацию о ребенке и услугах, которые он должен получать. Он разрабатывается командой педагогов и специалистов и объединяет их усилия с целью создания комплексной программы работы с ребенком и одновременно определяет, какие именно услуги будет оказывать каждый специалист. Родители являются активными участниками составления индивидуального учебного плана, поскольку они знают своих детей лучше других. Индивидуальный учебный план определяет необходимые адаптации и модификации и служит основой для дальнейшего планирования учебных занятий. Он разрабатывается и реализуется для каждого ученика с особыми образовательными потребностями.
При создании индивидуального учебного плана главное внимание обращается на разработку конкретных учебных стратегий и подходов, а также системы дополнительных услуг, которые дадут ребенку возможность успешно учиться в обычном классе. Обычно, в индивидуальном учебном плане содержатся следующие компоненты:
- Информация о ребенке общего характера. Имя ребенка, его возраст, адрес, телефон, имена родителей, карта развития, дата зачисления ребенка в школу, срок действия индивидуального учебного плана.
- Текущий уровень знаний и умений ребенка. Приводятся сведения об уровне развития ребенка, зафиксированные во время наблюдений и исследований: его умения, сильные качества, стиль обучения (особенно если один из стилей доминирует), что ребенок не умеет делать, в чем нужна помощь и тому подобное. В плане должно быть отмечено, что беспокоит родителей. Должна быть приведена информация о влиянии нарушений развития ребенка на его способность к успешному обучению в обычном классе. Все эти сведения должны быть максимально точными, поскольку они являются основой для дальнейшей разработки задач.
- Цели и задачи. Именно они должны помочь ребенку овладеть определенными знаниями и умениями и соответствовать текущему уровню развития ученика. В определении этих целей и задач участвуют все лица, причастные к работе с ребенком.
- - это утверждения относительно желаемого результата. Они могут касаться знаний, умений, поведения и должны быть четко сформулированы, высказаны через позитивные утверждения и быть понятными всем, кто их читает.
- - необходимые промежуточные шаги на пути к намеченной цели пользователя понятными и простыми терминами.
- плане отмечается, кто, что, когда и как должен делать.
- Специальные и дополнительные услуги. Иногда ученик нуждается в более интенсивных или особых услугах, которые могут предоставляться только в соответствующей среде (например, занятия с использованием специальной аппаратуры и т.д.). В этом случае целесообразно договориться с соответствующим учреждением, которое может предоставлять такие услуги.
- индивидуальном учебном плане должно быть определенное количество и продолжительность занятий специалистов с ребенком.
- Адаптации и модификации. Соответствующая адаптация позволяет детям с особыми потребностями учиться в обычном классе. При разработке плана необходимо обратить внимание на необходимое обустройство среды; использование надлежащих учебных методов, материалов и оборудования; учет сенсорных и других потребностей ребенка.
- Срок действия индивидуального учебного плана. Обычно, индивидуальный учебный план разрабатывается на один год. Однако, члены группы по разработке плана (родители, администратор, учитель и др.) могут в любой момент предложить провести собрание, чтобы модифицировать план или составить новый.
- разработку индивидуального учебного плана начинают сразу после прихода ребенка в класс, а срок действия плана заканчивается через год. В то же время, можно варьировать этот процесс, приспосабливая его к общему школьному планированию.
- Информация о прогрессе ребенка. Неотъемлемой составляющей процесса разработки индивидуального учебного плана является оценка и сбор сведений об успехах ученика. При этом могут собираться образцы работ ребенка, результаты наблюдений, контрольные листки, описания поведения, результаты сравнений с типичным уровнем развития, результаты тестов и тому подобное.
- некоторое время учитель и другие специалисты оценивают успехи ребенка, определяют, насколько эффективен учебный план, делятся информацией с родителями ученика. При необходимости члены группы по разработке индивидуального учебного плана могут инициировать проведение собрания еще до окончания срока действия плана.
- о прогрессе ученика (с указанием соответствующих дат) записываются непосредственно в индивидуальный учебный план.
- учебные планы могут иметь разный вид. При ежедневных усилиях учителей по реализации определенных целей и задач, при тщательном документировании всех сведений, можно ожидать успешное обучение и развитие детей.
- встреча членов команды
- первую учредительную встречу целесообразно пригласить всех вероятных членов команды (кроме родителей ребенка). Ими могут быть педагоги заведения, педагоги из заведения, в котором ребенок находился ранее, штатные работники заведения: логопед, дефектолог, психолог и др. Если эти специалисты не являются работниками заведения, необходимо привлечь их, обратившись в местную поликлинику, реабилитационный центр и тому подобное. Учредительная встреча проводится с целью определения оптимального состава команды и составления плана действий, предшествующего созданию индивидуального учебного плана.
- состав команды - количество специалистов, которое обеспечит реализацию учебной программы и специальных услуг.
- действий, предшествующий созданию индивидуального учебного плана, определяет цели, средства, ресурсы, необходимые для изучения членами команды сильных и слабых сторон ребенка. Цель плана действий - получить комплексную оценку сильных и слабых сторон ребенка. Средствами достижения цели могут быть наблюдения, формальные тесты и опросы (педагогов, родителей, непосредственно детей).
В практике привлечения семей бывают случаи, когда родители не хотят участвовать в разработке индивидуального учебного плана. Причины такого поведения могут быть разными: от нежелания уделять время своему ребенку, к недоверию членам команды, основой которой является отрицательный предыдущий опыт общения со специалистами и педагогами. В любом случае родителей необходимо ободрять и поощрять к участию.
Привлечение родителей к принятию решений
Важно непосредственно привлекать родителей к принятию решений относительно их детей с особыми образовательными потребностями. Еще до прихода ребенка в учебное заведение во многих семьях могут быть налажены контакты с соответствующими специалистами и службами, они могут обладать информацией, полезной как для работников школы, так и для других родителей. Целесообразно использовать эти связи, чтобы семья, школа и специалисты сотрудничали.
Важно осознавать, что педагоги не в состоянии охватить всего, что они не могут знать ответов на все вопросы в отношении ребенка, однако, они должны знать, где или с чьей помощью можно найти эти ответы.
Залогом успешной реализации инклюзивной программы является эффективное сотрудничество учителей, родителей и учеников между собой и соответствующими специалистами. Специалисты по вопросам развития детей с особыми образовательными потребностями могут в значительной мере помочь педагогам.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)