Основные реабилитационные техники
Непосредственное выполнение реабилитационной программы предусматривает применение специфических техник. Главным элементом реабилитации является упражнение или процедура. Назначение упражнений и процедур должно содержать имя клиента; конкретный диагноз, состояние или проблему; продолжительность и частоту вмешательства, а также тип конкретного терапевтического мероприятия с указанием анатомической области, пораженной функции и промежуточных средств.
Перед выполнением терапевтических упражнений реабилитолог должен указать, что упражнение должно быть пассивным, выполняться с чьей-то помощью или полностью активно. Указываются основные группы мышц и суставов. Передвижения после травм, в частности тренировки ходьбы с применением протезов, вспомогательных средств, например опорных палочек, костылей и ходунков, рекомендуется начинать с максимальным контролем со стороны педагога и минимальной нагрузкой, на которую получено разрешение врача-ортопеда или хирурга, а потом с все большей нагрузкой и меньшим контролем.
В работе с детьми применяются различные игровые техники с использованием многих развивающих игрушек, звуковых, визуальных, тактильных стимуляторов, различных материалов, а также адаптированная физическая активность. Конечно, названные техники не являются чисто «детскими» и с успехом используются также в реабилитации взрослых.
Реабилитолог часто пользуется своим собственным телом и конечностями для стабилизации осанки клиента, ассистирования в его движениях, поддержке или ограничении движений. Он осуществляет соответствующее давление, облегчение или направление движений, а также контроль ритма, амплитуды, убеждается в появлении или исчезновении боли. Все, что выполняется с клиентом, должно демонстрироваться, проговариваться, комментироваться с соответствующей оговоркой. Важно, чтобы человек, который помогает в перемещении или в выполнении упражнений, сам хорошо умел, знал и практиковал данную технику и знал меры безопасности, чтобы уберечь клиента и себя самого от критических нагрузок, падений и травм. Во время учебы это достигается путем отработки движений и техник друг на друге.
В реабилитации также применяется много физиотерапевтических факторов и техник, таких как водные, тепловые, электрические процедуры, ультразвук, лазер и другие. Важную роль играют вспомогательные средства.
Развитие двигательных функций
Начиная с самого рождения, ребенок с особыми потребностями нуждается в дополнительной стимуляции для развития. При некоторых патологических состояниях развитие замедленное, ему могут мешать патологические рефлексы, сниженный или повышенный тонус мышц, проблемы с координацией движений, слабое равновесие и прочее. Чтобы диагностировать эти проблемы и стимулировать нормальное развитие, необходимо применение определенных правил, позиций и упражнений. Они направлены на то, чтобы стимулировать выработку тех функций, которые согласно определенной закономерной последовательности следуют одна за другой. Проще говоря, младенец сначала начинает держать голову, потом переворачиваться, потом садится, встает и начинает ходить. Без удержания головы не появится функция самостоятельного сидения, без уверенного равновесия в сидячей позиции ребенок не научится стоять и идти. Однако если какое-то звено развития вовремя не появляется, необходимо соответствующей тренировкой способствовать его поэлементной выработке. В игре, применяя различные вспомогательные средства, педагог добивается выработки определенных двигательных стереотипов, например опоры на руку, удержания равновесия, хватания предметов и тому подобное.
Развитие основных двигательных функций, таких как переворачивание, сидение, ползание, стояние, ходьба, бег и прыжки вовремя требует длительных, скоординированных усилий педагога, родителей и других специалистов. В каждом отдельном случае виды, продолжительность, частота и последовательность упражнений определяется сугубо индивидуально, в зависимости от стадии двигательного развития, состояния и желания клиента.
Мелкая моторика
Развитие мелкой моторики, то есть тонких скоординированных телодвижений, конечностей, пальцев так же происходит по стадиям. Ее развитие важно для формирования навыков приема пищи, самообслуживания, многих других видов деятельности, например, таких как письмо. Считается, что развитию мелкой моторики способствует игра с различными манипулятивными игрушками, кубиками, пирамидками, а также исследование природных материалов, рисование, в старшем возрасте - игра конструктором «лего». Способствуют развитию мелкой моторики и тактильной чувствительности такие занятия, как лепка из пластилина, теста, манипуляции с мелкими предметами - горохом, кукурузой, пуговицами, нанизывание бус, вышивания. Эти занятия на первый взгляд не содержат ничего «реабилитационного», однако реабилитолог часто предлагает именно такие занятия как элемент индивидуальной программы реабилитации.
Ежедневная физическая активность
В наших школах часто случается, что ребенка, который имеет какие-либо недостатки - чисто механически освобождают от уроков физкультуры. Так происходит потому, что физические нагрузки якобы могут вызвать обострение болезни, а персонал школы боится брать на себя ответственность за возможные негативные последствия. Если же посмотреть не предвзятым взглядом на ежедневный быт в интернатных учреждениях, то увидим еще гораздо более праздное существование. Длительные часы «тихого времени», «отдыха» не только ночью, но и среди дня прямо подталкивают подопечных к бесчинному существованию. Это формирует стереотип человека с неполноценностью как вполне пассивного, неподвижного, зависимого от чужой опеки и свободы.
В противоположность этому, реабилитация предлагает максимально развивать подвижность, силу, физическую выдержку, которые являются предпосылкой жизненной активности. Подвижные игры, танцы, спортивные соревнования, прогулки, физический труд, можно длительное пребывание на воздухе в разную погоду, путешествия на природу должны быть обязательным элементом повседневной жизни. Между тем, во всех учебниках по реабилитации можно встретить обоснования применения всех этих деятельностей в качестве средств реабилитации. Спонтанная, не умышленная и не запланированная активность дает человеку гораздо больше удовольствия, чем то же под контролем и по указанию терапевта. Если клиент самостоятельно, в компании или в семье ведет именно такой активный образ жизни, нет нужды его переучивать. Однако чаще приходится сталкиваться именно с пассивностью, особенно когда умственная отсталость сочетается с физическими недостатками. Тогда очень желательно было бы спланировать и постепенно ввести в практику повседневной жизни максимум движений, особенно на свежем воздухе. Осуществить это можно только при желании самого клиента, в тесном контакте с членами его семьи, возможно в сотрудничестве с социальным работником, учителем физкультуры, организатором внеклассной работы и волонтерами из числа сверстников лица с особыми потребностями. Существует много методических указаний по организации такой деятельности.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)