Специальные реабилитационные методики
Реабилитация имеет в своем арсенале множество методик. Большинство специальных реабилитационных методик могут базироваться в обществе.
Чрезвычайно эффективная, захватывающая с различных обзоров методика реабилитации детей и взрослых с параличами - терапевтическая верховая езда - иппотерапия. Может развиваться на базе конюшни, где разводят лошадей, спортивной школы, ипподрома или иного неспециализированного конного учреждения. Действующими факторами выступают:
- во-первых, ритмичное движение, что заставляет, сидя верхом, держать прямую осанку и побуждает развивать хватание руками, а также правильную позицию ног, которая противодействует сокращению сухожилий;
- во-вторых, контакт с живым животным, часто вызывает смешанные чувства страха, восхищения, гордости;
- в-третьих, симметрия позиции тела;
- в-четвертых, общение с тренером и окружающими лицами во время выполнения упражнений.
Методика достаточно дорога, если использовать ее только как терапевтическую. Необходимым элементом является специальная подготовка терапевта.
Несложная и очень полезная методика с использованием воды в ваннах, бассейнах, природных водоемах - гидротерапия. Терапевтический эффект заключается в облегчении движений за счет «уменьшения» веса сегментов тела в воде, а также из-за влияния самой воды как стимулятора через поверхность тела. В воде тренируют различные движения, в частности амплитуду, силу, выносливость. Параллельно используют различные ванны, души для водного и подводного массажа струей воды. В некоторых местностях используют также уникальные природные явления - термические и минеральные воды, лечебные грязи. Именно плавание в естественных или искусственных водоемах способствует гармоничному развитию движений и поддержке физической кондиции.
Рекреационные игры - это занятия спортом для отдыха или во время отдыха. Методика проведения рекреационных игр проработана для различных категорий клиентов - детей, взрослых и пожилых людей, с физическими и с умственными недостатками, людей с детским церебральным параличом, спинальными травмами различной степени, незрячих и глухих. Чтобы все были приняты и фактически могли участвовать в спортивных играх, необходима определенная адаптация правил, спортивного инвентаря и среды; взаимная толерантность и поддержка, игра не для того, чтобы выиграть, а для удовольствия. В рамках рекреационных игр проводятся различные эстафеты, игры с мячом, подвижные игры, ролевые игры. Есть и такие распространенные дисциплины как баскетбол, настольный теннис, кегли, дартс. Важным моментом является поощрение, похвалы, при групповых играх составление команд так, чтобы в них были сильные и слабые члены и чтобы они имели возможность проявить себя. Обычно такие игры сопровождаются эмоциональными переживаниями, дают участникам разрядку, возможность общения и самовыражения. При работе с умственно отсталыми лицами важно комментировать то, что происходит и показывать на собственном примере. В смешанных группах надо так распланировать деятельность, чтобы никто не оставался в стороне. Фактором выбора занятий и игр в такой группе является способность привлечь «слабое звено» к более или менее активному или хотя бы пассивному участию. Такие игры могут проводиться не только в спортзале, но и на природе, во время выездов и лагерей. Даже при проведении таких занятий один раз в неделю через некоторое время они дают хороший терапевтический эффект.
Для детей с тяжелыми комплексными нарушениями, когда поражены многие системы организма, очень важно выявить и развить каналы их связи с окружением, которые через внешние стимулы влияют на нервную систему и весь организм, найти и углубить положительные реакции, строить ориентацию и налаживать коммуникацию. Этому помогает методика сенсорной интеграции, элементами которой являются слуховая, зрительная, тактильная, кинестетическая, вестибулярная стимуляция и целенаправленное, основанное на наблюдении и обратной реакции, развитие этих сфер. Эта методика базируется на фактах взаимосвязи всех сфер чувств и их взаимовлияния. Так, например, взаимодействие тактильных и зрительных ощущений при манипуляции предметами в поле зрения через посредничество кинестетических и вестибулярных ощущений помогает выработать координацию глаза - руки. Использование музыки, цвета, движений, прикосновений, положений тела делает занятия не только эмоционально и чувственно богатыми, но и эстетически красивыми.
У некоторых детей с недостатками развития могут наблюдаться специфические нарушения, ограничивающие их способность перерабатывать сенсорную информацию. Другие дети могут быть в состоянии воспринимать большое количество сенсорной информации и тому подобное. Все это оказывает очень негативное влияние на процесс развития и обучения. Задача физиотерапевта - по возможности развить у детей способность воспринимать и анализировать сенсорную информацию, которая поможет им гораздо эффективнее изучать окружающий мир. При планировании занятий и приспособлении среды к маленьким детям, учителя должны иметь в виду, что в человеческом организме есть две системы для сбора и переработки сенсорной информации. Система вестибулярных рецепторов позволяет мозгу получать информацию о движениях тела и положении головы. Система кинестетических рецепторов направляет информацию о состоянии и действии мышц.
Кроме того, существует множество оригинальных авторских реабилитационных методик, некоторые из которых завоевали весь мир. Среди таких можно назвать методику, которая используется в реабилитации многих типов неврологических нарушений, таких как детский церебральный паралич, инсульт и другие. Другая популярная реабилитационная методика - так называемая кондуктивная педагогика.
Большинство работников без фанатизма используют в своей работе элементы различных методик в соответствии со своим профессиональным чутьем и потребностями индивидуального клиента.
Начиная с раннего возраста, необходимо настраивать процесс приема пищи, купание, одевание детей с особыми потребностями, если в этом возникает необходимость. При нарушениях моторики навыки самостоятельного обслуживания вырабатываются значительно позже. Специалист сопровождает клиента во всех его утренних и вечерних процедурах, помогая упростить и наладить проблемные ситуации. Многие действия, которые обычные люди выполняют механически, даже не задумываясь, на самом деле достаточно сложные. Например, такой простой процесс, как чистка зубов, насчитывает не менее 14 элементов, последовательность которых для некоторых людей может быть сложно не только выполнить, а также запомнить.
Подготовка к деятельности в учебной среде
Приспособление к обучению в школе и приспособление школьной среды к потребностям неполноценных учеников - вот задача специальной терапии в школе. В частности, это устройство физической среды школы, обустройство классной комнаты, подбор и адаптация мебели и прочее. Адаптация к интеграции должна состояться на личном уровне, на уровне коллектива школы и на уровне школьных программ. Очевидно, что кроме специальной терапии необходимы и другие, так называемые, сопутствующие службы. Это, в частности:
- аудиология;
- консультационные службы;
- раннее обследование и определение особых потребностей;
- медицинские службы;
- консультации и тренинги для родителей;
- физическая терапия;
- психологические службы;
- рекреационные службы;
- помощь социального работника, логопеда;
- транспортировка.
- продолжает оставаться проблемным моментом. До сих пор нет отечественного среднего или малого автобуса для перевозки лиц в колясках.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)