Вспомогательные средства передвижения и их подбор
Используются такие средства для передвижения как:
- параллельные брусья;
- ходунки с 2-мя или 4-мя колесами;
- ходунки без колес (рамы);
- костыли;
- палки с фиксацией локтя;
- 4-х точечные палочки;
- обычные палочки.
- - динамический процесс, который заключается в обеспечении стабильности осанки и контроле движений в процессе деятельности в сидячем положении.
- и сиденье должны выполнять функцию ортотического устройства для передвижения, которое предоставляет пользователю максимальную функциональность, поддержку осанки и максимальный комфорт, одновременно уменьшая до минимума побочные явления, или предупреждая деформацию и раздражение кожи.
- сиденья всегда будет иметь различия в приоритетах в зависимости от индивидуальных потребностей и возможностей ребенка. При определении приоритетов всегда надо помнить, что нужно приспосабливать сидение к пользователю, а не наоборот.
- оценка состояния, функциональных возможностей и жизненных потребностей ребенка имеет большое значение при назначении ему средства передвижения или устройства для сидения.
- ребенка
- оценки ребенка важно высадить его из кресла, если это вообще возможно. Это бы позволило не только точнее провести обмеры ребенка, но и оценить его диапазон подвижности, тонус мышц, деформации и контроль осанки.
- играет ключевую роль в удержании осанки. Горизонтальное и нейтральное положение таза способствует максимальному владению туловищем и конечностями. Твердая поверхность под ягодицами помогает в выполнении передачи контролируемых движений тазом и туловищем.
- ребенок должен взаимодействовать со своим окружением, может возникнуть необходимость подрегулировать высоту спинки, ее наклон и глубину сиденья для обеспечения оптимального положение головы и управления ее движениями.
- дети, которым необходима специально приспособленная коляска. Коляски на заказ дороже, требуют больше времени на выполнение заказа и часто создают проблемы в их техническом обслуживании.
- возможности, ребенку перед назначением необходимо дать возможность испытать оборудование в течение определенного времени. Метод проб и ошибок - это единственный способ узнать, соответствует ли эта коляска функциональным возможностям ребенка, его образу жизни, окружению. Доведение дела до конца проблематично, если опробование невозможно.
При выборе коляски с моторным приводом необходимо обратить внимание на следующие факторы:
- умственная и эмоциональная способность ребенка;
- восприятие ребенком окружения и обслуживающего персонала;
- ответственность и безопасность ребенка в помещении и вне помещения;
- возможность техобслуживания и ремонта.
- коляски с моторным приводом могут превышать недостатки, если учесть меньшие затраты энергии, улучшение качества жизни и его более активный стиль.
- осанка при сидении:
- прямая спина;
- таз в правильном положении;
- ребенок должен смотреть вперед ровно (без наклона вперед или назад);
- голова находится по центру (без всякого наклона);
- плечи на одном уровне;
- туловище прямое;
- колени чуть разведены;
- стопы находятся в нейтральном положении.
- детей больных детским церебральным параличом, как правило, при подборе коляски проводится комплексное обследование. Такое обследование включает много факторов, а именно:
- функцию мелкой и крупной моторики;
- наличие патологических искривлений позвоночника;
- наличие контрактур и деформаций суставов;
- наличие спастики мышц;
- уровень равновесия;
- контроль головы и туловища;
- наличие патологических рефлексов;
- наличие других пороков: зрения, слуха, ограничение чувствительности и прочее.
- необходимо учитывать и характер использования коляски:
- продолжительность пребывания ребенка в коляске в течение дня;
- положение при кормлении ребенка;
- где планируется использование коляски (в доме, вне дома);
- на каком этаже живет ребенок;
- будет ли коляска использоваться исключительно для прогулок.
- цель: индивидуально подобрать коляску, которая максимально соответствовала бы функциональным возможностям и интересам ребенка.
- подборе коляски необходимо:
- Определить проблемы, причины проблем, способы решения проблем.
- После изготовления или подбора коляски оценить, как ребенок пользуется коляской.
- Постоянно смотреть помогает ли эта коляска ребенку, или уже необходимо делать какие-то коррективы (дети постоянно растут).
- результаты предоставления правильного положения при сидении
- целью предоставления правильного положения всегда является улучшение функциональных умений. Без адекватного контроля осанки ребенок должен много усилий тратить только на то, чтобы преодолевать силу тяжести, удерживать баланс и бороться со страхом падения. Соответствующая система сиденья обеспечит достаточную поддержку осанки, и ребенок будет иметь возможность лучшего контакта с окружающей средой.
- Улучшение функциональных умений.
Необходимо сделать все возможное для обеспечения максимальной мобильности и участия в повседневной деятельности. Однако сиденье не должно ограничивать функции ребенка, путем ограничения движения или поля зрения.
- Поддержание правильной осанки.
- поддержки осанки. Однако нужно быть осторожными, чтобы эта поддержка не была лишней.
- Максимальная безопасность, комфорт.
- особое внимание на поверхность сиденья. Поверхность должна быть достаточно твердой, но, одновременно, удобной, чтобы обеспечить правильное положение при сидении.
- Улучшение мобильности.
Улучшение положения туловища и стабильность способствуют более функциональному движению рук для мобильности и повседневной деятельности. При применении сидений с разными углами наклона, необходимо рассмотреть то, что ребенок будет иметь возможность увидеть в таком положении. Целью мобильности является обеспечение эффективного движения, что будет положительным результатом, как для ребенка, так и для людей, которые занимаются им и обеспечения максимальной независимости.
- Нормализация или снижение патологического тонуса и влияния рефлексов.
- правильного положения, особенно таза, поможет удержать голову на средней линии и будет способствовать контролю патологического тонуса и примитивных рефлексов.
- Максимальная стабильность.
- обеспечивается или улучшается использованием твердого сиденья и адекватной поддержкой туловища.
- Равномерное распределение давления.
- распределение давления во время сидения обеспечивает предупреждение пролежней и комфорт во время сидения.
- Улучшение физиологических функций.
- правильного положения при сидении способствует улучшению функционирования таких систем как респираторной, сосудистой, пищеварительной и системы мочеиспускания.
- Улучшение общения.
- энергии и снижение истощения Ребенок имеет возможность принимать участие в деятельности, которая является важной для него, не затрачивая слишком много усилий для удержания вертикального положения в кресле.
- использования вертикализатора:
- позволяет ребенку последовательно проходить этапы развития;
- способствует улучшению процесса познания;
- способствует укреплению опорно-двигательного аппарата;
- увеличивает мышечную силу и улучшает развитие мускулатуры;
- способствует улучшению контроля головы, верхних конечностей, туловища;
- способствует улучшению кровообращения и работы сердца;
- способствует укреплению костей;
- способствует улучшению работы легких;
- способствует улучшению работы органов пищеварения;
- уменьшает гипертонус;
- предупреждает пролежни и суставные проблемы;
- способствует улучшению работы мочевого пузыря
- деятельности, при которых можно использовать вертикализаторы:
- Обучение.
- Игра.
- Перемещение.
- Самообслуживание.
- Прием пищи.
- :
- Боль.
- Низкое кровяное давление.
- Резкая асимметрия тела.
- Вывихи и подвывихи тазобедренных суставов.
- , влияющие на приемы перемещений:
- высота, вес, ловкость, пропорции частей тела, гибкость, возраст, спастичность контрактуры, овладение телом.
- :
- является решающим для самостоятельной подвижности;
- улучшает качество жизни.
- , необходимые для перемещения:
- Устойчивость туловища в инвалидной коляске.
- Подвижность туловища в инвалидной коляске.
- Подвижность ягодиц в инвалидной коляске.
- Установка инвалидной коляски.
- Умение пользоваться: тормозами, подножками, подлокотниками, скользящей доской.
- Умение управлять ногами.
- при осуществлении перемещений:
- Выбрать оптимальное перемещение.
- оценить состояние ребенка:
- физические возможности;
- может ли помогать;
- может ли сотрудничать;
- какой вес;
- какой уровень равновесия.
- Подготовить ребенка:
- рассказать, что собираетесь делать и как он может вам помочь;
- никогда не брать ребенка, ставя руку под подмышечную ямку.
- Подготовить окружение:
- правильно расположить коляску;
- приспособить высоту кровати;
- поставить коляску на тормоз, снять подлокотники и подножки (если необходимо), расстегнуть ремни.
- Подготовить себя:
- удостовериться в том, что перемещение или подъем удобные для ребенка;
- подготовить свою осанку - согнуть колени, наклонить таз, расставить ноги.
- перемещение осуществляется двумя или более лицами, то один человек должен быть руководителем и все команды должны идти от него четко шаг за шагом.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)