Воспитание детей с комплексными нарушениями средствами искусства и трудотерапии
Эстетическое воспитание умственно отсталых детей является процессом формирования способности правильно воспринимать, понимать, переживать и оценивать прекрасное в различных сферах жизни и развивать умение воспроизводить это в собственной деятельности.
Развитие художественно-эстетической активности осуществляется различными средствами и под влиянием различных факторов. Однако особая роль принадлежит искусству. Оно является той гармоничной частью духовного богатства, которая, отражая действительность, формирует внутренний мир личности, развивает у него эстетические, интеллектуальные, нравственные чувства. Лучший результат можно получить только при комплексном взаимодействии различных видов искусства, что составляет непревзойденную школу чувств.
Сущность коррекционно-воспитательной работы заключается в том, чтобы научить подростков видеть красоту окружающей действительности, сформировать у них эстетическое отношение к человеку и природе родного края.
Одной из самых доступных форм творчества является изобразительная деятельность, которая имеет большое влияние на эстетическое развитие детей. Эти занятия позволяют эффективно развивать чувство прекрасного, знакомить учеников с его ролью в жизни людей, развивать адекватное эмоционально-эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира и произведениям изобразительного искусства, интерес к художественной творческой деятельности, способность к восприятию, пониманию и воспроизведению художественных образов.
Эффективным приемом в работе с детьми является, так называемое, «ложное присутствие», когда учитель предлагает ученикам посмотреть на картину и представить себя в ней. Такое увлекательное знакомство детей с изобразительным искусством развивает речь, расширяет мировоззрение, учит видеть и понимать прекрасное, развивает их эстетические чувства: радость, восторг, удовольствие от восприятия и создания прекрасного.
Музыка - ей принадлежит самая важная роль в овладении чувствами и настроениями ребенка, ведь она составляет естественную потребность человека, которая проявляется еще в раннем детстве (колыбельные песни). Хотя исполнительские возможности детей с интеллектуальной недостаточностью очень ограничены, однако именно занятия музыкой создают объективные условия для развития восприятия и понимания музыки, художественных способностей. Например, после приема «ложное присутствие» целесообразно предложить музыкальное произведение. Эмоциональные реакции на музыкальные произведения выражаются в форме радости или печали, а более тонкие нюансы чувств проявляются очень редко и не у всех детей. Но под влиянием систематических целенаправленных занятий вполне возможно воспитать эстетический вкус к музыке, умение слушать и понимать ее. Впоследствии повышается уровень эмоциональной чувствительности, развивается музыкальный слух. Свою радость от любимых музыкальных произведений воспитанники проявляют смехом, аплодисментами, криками, прыжками и тому подобное. Большую часть воспитанников музыка успокаивает, помогает им сосредоточиться.
Итак, эстетическое воспитание способствует всестороннему развитию, личности, формированию у нее чувства прекрасного, способности воспринимать и понимать красоту в природе, искусстве, быту и труде. Знакомство с красотой в жизни и искусстве не только воспитывает умственно отсталого ребенка, но и корректирует его деятельность.
Особенности эмоционально-волевой сферы детей с комплексными нарушениями и сущность коррекционно-воспитательной работы
В психологии эмоции рассматриваются как процесс отображения отношения индивида к различным раздражителям. Развитие эмоциональной сферы в онтогенезе происходит в направлении усиления дифференциации переживаний, которые подчиняются интеллекту, а также формирования и углубления чувств. У детей с особыми потребностями умственная неполноценность является основной причиной неадекватного эмоционального реагирования на ситуации, которые недоступны их соображению, а также к неспособности осознавать собственные эмоциональные проявления и состояния и управлять ими. В значительной степени затруднен процесс формирования социальных потребностей, который тормозит развитие чувств. Неблагоприятные условия воспитания приводят к нарушениям в личностной сфере.
Эмоциональная сфера характеризуется незрелостью, поскольку переживания детей примитивные, но в них достаточно четко выражены положительные и отрицательные эмоции. Дети с комплексными нарушениями испытывают в основном удовольствие, или неудовольствие, тонкие оттенки переживаний у них почти не проявляются. Иногда могут возникать неадекватные эмоции. Одни дети легко переживают серьезные жизненные ситуации, у других наблюдается чрезмерная сила или инертность переживаний. Умственно отсталый ребенок способен к сопереживанию, если оказывается в доступной для понимания ситуации. Но эмоции могут быть не всегда мотивированными, случается, ребенок беспричинно смеется, хлопает в ладоши, радуется мелочам. Негативные эмоции возникают неожиданно и носят устойчивый характер.
У каждого ребенка свои переживания и те, которые проявляются чаще всего, постепенно фиксируются и создают определенные оттенки характера. Поэтому необходимо быть очень осторожным в воспитании детей комплексными нарушениями. У многих детей с умеренной и глубокой степенью умственной отсталости преобладает аффективное возбуждение, что проявляется в излишней раздражительности, а у некоторых учеников наблюдаются проявления агрессии к одноклассникам, а также к учителям. Из-за недопонимания они могут бросить в учителя или одноклассника книгу, тетрадь, ручку, мяч, порвать учебник, раскричаться, начать драку, плевать, кусать. Преимущественно аффективная реакция этих детей совершенно не соответствует причине, которая ее вызвала.
Ученики с особыми потребностями плохо контролируют свои эмоциональные проявления, а иногда даже не пытаются этого делать. Характерная для них слабость интеллектуальной регуляции эмоций проявляется в том, что они:
- Не корректируют своих переживаний в соответствии с ситуацией.
Многим свойственны импульсивные реакции на внешние раздражители, необдуманные действия. Они не умеют контролировать свои желания.
- Не находят удовлетворение любой своей потребности в другом действии, которое замещает первично задуманное.
- Долго не могут найти утешение после какой-то обиды.
Не каждый ребенок может понять, что учитель совсем не хотел обидеть, а для тех, кто понял, нужно время, чтобы затормозить чувство обиды.
- Не принимают и не удовлетворяются вещью, предложенной взамен утраченной любимой вещи.
Проявлением незрелости умственно отсталого ребенка является большое влияние эгоцентрических эмоций на оценочные суждения. Наиболее высоко ребенок оценивает тех, кто ему приятен. Если это учитель, то ученик будет во всем слушаться и помогать ему, даже в организации детей к уроку.
Но, если ребенку захотелось чего-то вопреки установленному порядку, он проявляет достаточную настойчивость и целеустремленность. Даже может проявиться хитрость при необходимости скрыть поступок или добиться эгоистических интересов.
Детям с тяжелой и глубокой умственной отсталостью присущи болезненные проявления чувств: дисфория, эйфория. Например, явление раздражительной слабости, когда в состоянии переутомления или при общем ослаблении организма они реагируют вспышками раздражения, гнева. Но могут присутствовать также эпизодические расстройства настроения, возникающие вследствие любых неблагоприятных форм воздействий. Дисфория может проявляться в резкой подавленности настроения, иногда - злости.
Если в период дисфории ребенка не трогать и не расспрашивать о причинах плохого настроения, создать комфортные для него условия, то обычно за два дня негативные проявления исчезают.
Эйфория - ничем не мотивированное повышенное настроение, когда ребенок чувствует себя счастливым и продолжает смеяться даже после многократных замечаний.
У детей с особыми потребностями наблюдается задержка духовного развития. У них с опозданием формируются чувство долга, совестливость, ответственность, но они могут быть воспитаны - с помощью специальной воспитательной работы. Прежде всего, для эффективного всестороннего развития учащихся нужно создать среду, в которой бы всех детей воспринимали и уважали. Ведь, когда ребенок будет чувствовать, что к его чувствам относятся с уважением, то он будет готов делиться ими с другими. Условия в классе должны быть благоприятными для обучения детей с различным темпераментом и поведением. Для этого следует придерживаться установившегося распорядка дня, ведь детям легче переходить от одного занятия к другому, когда они знают их последовательность. Положительное влияние имеет метод моделирования поведения, который сопровождается соответствующими словами. Например: «Я вытираю доску, чтобы она была чистой к уроку. Вот тебе тряпка. Помоги мне, пожалуйста!».
Ученикам, которые проявляют агрессивность, слишком возбуждаются от визуальной и звуковой стимуляции, необходимо создать место подальше от шумных центров. Необходимо учить детей контролировать свои действия, ведь, когда они чувствуют себя ответственными лицами - уменьшается потребность в отрицательном поведении. Следует демонстрировать способы выражения эмоций вербально. Каждый день необходимо напоминать ученикам правила поведения в классе. Целесообразно разыгрывать с детьми проблемные ситуации. Роль ребенка с плохим поведением играет учитель, который поможет понять ученикам его недопустимость. Если же ребенок ведет себя ответственно, его следует похвалить.
В воспитательной работе главное - последовательно и систематически помогать детям развиваться и учить их тому, чего они еще не знают, не умеют, но уже способны понять и изучить. Ведь у каждого из них есть свои индивидуальные особенности, в соответствии с которыми определяются их возможности и темп деятельности в учебном процессе. Важным аспектом является искреннее и доброжелательное отношение взрослых друг к другу, поскольку это положительно влияет на отношения между учениками класса. Разделение класса на группы будет способствовать лучшему взаимодействию и налаживанию отношений между одноклассниками.
Следующей частью развития эмоционально-волевой сферы является эстетическое воспитание, включающее формирование у учащихся чувства и понимания прекрасного, привлечение их к разнообразной художественно-эстетической деятельности. Специфика заключается в том, что, прежде всего, развитие эстетических чувств направлено на обогащение эмоционально-чувственной сферы детей, формирует потребность слушать произведения, слышать и чувствовать музыку, наслаждаться красотой природы.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)