Обучение и реабилитационное сопровождение детей-инвалидов с физическими и умственными нарушениями развития
Обучение начинается с самого важного - с эмоций и когда идет систематически, то вносит положительные моменты в жизнь ребенка, помогая ему понять язык своего тела, почувствовать доброе отношение к себе окружающих, поделиться взаимностью, своими чувствами, быть благодарным и уметь эту благодарность выявить по отношению к другим людям. Дети с комплексными нарушениями являются эмоционально чувствительными. Стабильность эмоционального состояния для них бесконечно важна. Ведь резкие перепады на эмоциональном уровне могут привести к ухудшению самочувствия и даже спровоцировать судороги.
Поэтому необходимо работать над созданием доброжелательной и спокойной атмосферы в группе, помогать детям делать свои шаги в обучении, и, наблюдая за ними, учить их налаживать контакт с окружающими.
Когда ребенок чувствует себя в безопасности, когда ему интересно находиться на занятиях рядом с другими детьми, общаться с ровесниками и познавать себя и окружающую среду с помощью учителей и специалистов, тогда и ребенок чувствует себя счастливым, излучает жизнерадостность, показывает готовность и желание к обучению. Этот ребенок, достигнув пусть и незначительных успехов, дарит большую радость тем людям, которые с ним работают, для которых он небезразличен. Ведь каждый его жизненный шаг они воспринимают как свое личное достижение.
Танцевально-двигательная терапия в реабилитации детей с неврологическими нарушениями
Существует немало способов помочь детям с поражениями центральной нервной системы. Среди них выделяется танцевально-двигательная терапия - оригинальная психотерапевтическая методика. Эта необычная для традиционалистов методика является эффективной в коррекционной работе и очень нравится детям и работникам реабилитационных учреждений.
Танцевальная терапия не предусматривает только изучение определенных движений. Ее занятия значительно отличаются от понятий определенного вида танцев. Ведь в этом случае танцевальный терапевт не представляет специальный танцевальный материал, который нужно изучить.
Танцевальный терапевт работает над предоставлением всем возможности почувствовать себя важным участником определенной деятельности, проявить свои способности и почувствовать радость присутствия каждого. Выражая свои движения, ребенок проявляет свои желания, возможности, мечты. Танцевальный терапевт работает с воображением ребенка. Танцуя, ребенок может попасть в воображаемый сказочный мир или какой-то заданный образ леса, моря, песка в пустыне и многое другое, которые для него будут ресурсными и терапевтическими. Наряду с этим, иногда на занятиях используется общий рисунок руками или даже ногами, что очень любят дети.
Танцевально-двигательная терапия дает возможность ребенку проявить пусть маленькое, но собственное движение, которое приносит радость жизни.
Социальная реабилитация детей с особыми потребностями
Неполноценность - это проблема не только ребенка с особыми потребностями, его семьи, это проблема и ближайшего окружения. Родители, которые ухаживают за неполноценным ребенком, часто живут с чувством вины. В благополучных семьях ребенка иногда слишком опекают, не готовят к самостоятельной жизни, а в неполных или конфликтных семьях, наоборот, воспитанию и обучению детей, уходу за ними не уделяют должного внимания. Родители сталкиваются с проблемами, связанными с налаживанием и поддержкой контакта, решением конфликтных ситуаций, особенно тех, которые угрожают целостности семьи. Именно этим и объясняются особенности социально-педагогической реабилитации детей с особыми потребностями. Задача социальной реабилитации - в том, чтобы создать такие социально-психологические условия, которые будут способствовать развитию самосознания личности, осознанию потребности в максимальной независимости, сформируют мощный импульс к самореализации. Надо создать атмосферу безопасности ситуации, в которой отсутствует внешнее оценивание. Только при таких условиях человек сможет проявить себя нестандартно, по-новому, то есть творчески. Благодаря творческому адаптивному поведению он будет стремиться к самостоятельности, гармоничности, а когда направит свои усилия на достижение собственных целей, то будет действовать продуманно, шаг за шагом. Одновременно самоактуализация не может быть реализована односторонне, без эмпатийного понимания и принятия другим человеком, то есть вне социального взаимодействия.
Неполноценность очень часто приравнивается к зависимости. Но определенно не во всех сферах. Никто не может брать на себя ответственность решать за инвалида все его проблемы. И группа специалистов, которая работает в социальной реабилитации, должна помочь человеку определить личную позицию, сформировать независимость от внешнего влияния, научить опираться на себя, то есть помочь самоактуализироваться в преодолении препятствий. Человек с особыми потребностями, который адекватно оценивает свое положение и осознает свою самоактуализацию, достигает душевного и психического здоровья, становится социально полноценной личностью.
Одна из главных проблем наступает, когда ребенок с особыми потребностями взрослеет. Это проблема будущего, взрослой жизни детей, их места в социуме. В основном, дети с особыми потребностями могут выполнять ту или иную работу. У нас в стране много говорится и принимается постановлений о создании рабочих мест для инвалидов, но далеко не всегда думают о специальных условиях, которые необходимо обеспечить для комфортной работы «особому» работнику. Прежде всего - это нерешенность проблем архитектурных барьеров, неприспособленность общественного транспорта. Для создания благоприятных условий для трудоустройства человека с особыми потребностями, нужно работать не только с обществом, но и готовить к этому человека с особыми потребностями. Поэтому сейчас необходимы центры общения, которые, как никакое другое заведение будут способствовать социальной реабилитации инвалидов и их семей. Такие центры должны быть небольшими, но их должно быть столько, сколько нужно, а не один в большой город. Это очень сложная работа, но именно благодаря ей и происходит процесс реабилитации. Пассивный образ жизни, позиция иждивенца еще никогда не приводили к положительным результатам в воспитании человека, нужного обществу.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)