Работа с детьми с особыми потребностями
Анализ современного общества побуждает к размышлениям о роли в нем людей с особыми потребностями. Человечество переходит к новой мировоззренческой парадигме, формируется новая культурная и образовательная норма уважения людей с физическими ограничениями.
Количество людей с расстройствами и нарушениями состояния здоровья будет расти даже при условии, что большинство факторов риска инвалидности будут контролируемыми. Сегодня особый упор делается на группах детей с инвалидностью, которые являются наиболее уязвимой категорией и нуждаются не только в материальной помощи и поддержке от государства, но и содействии в получении соответствующего образования, профессиональных знаний, трудоустройства, медицинских и культурных услуг.
Церебральный паралич
Церебральный паралич - состояние, вызванное повреждением участков мозга, которые контролируют способность использовать мышцы тела, в результате вредного воздействия на мозг (недостаток кислорода, повреждение тканей головного мозга, инфекции, кровоизлияния, химические и метаболические нарушения). Такие повреждения случаются до родов, во время родов, а иногда - сразу после родов.
Церебральный паралич вызывает нарушение двигательной сферы. Дети с церебральным параличом должны заблаговременно получать превентивные услуги, специальное образование и сопутствующие услуги.
Существуют три основных типа церебрального паралича:
- Спастический - когда тонус мышц повышен. Движения неуклюжие, особенно ног, рук и спины. Дети, страдающие этой формой церебрального паралича, переставляют ноги неуклюже, во время ходьбы они выворачивают ступни, или хромают. Это самая распространенная форма.
- Атетоидный (Дискинетический) - может быть поражена вся двигательная сфера. Обычно, при такой форме церебрального паралича наблюдаются медленные, плохо контролируемые движения тела, низкий мышечный тонус. Все это усложняет возможности человека сидеть прямо и ходить.
- Смешанный - комбинация двух вышеописанных симптомов. Ребенок, страдающий смешанной формой церебрального паралича, имеет одновременно повышенный и пониженный тонус мышц. Одни мышцы очень напряжены, а другие - очень расслаблены, это вызывает неуклюжие, непроизвольные движения.
- церебральным параличом ребенок может иметь много проблем в школе, поэтому ему нужна индивидуальная помощь. Законом «О специальном образовании» предусмотрено предоставление образовательных услуг детям с особыми потребностями.
- детей до трех лет услуги могут предоставляться через систему раннего вмешательства. Специалисты работают с родителями ребенка над разработкой плана предоставления индивидуальных услуг семье. Этот план описывает особые потребности ребенка, а также услуги, которые должен получить ребенок для удовлетворения этих потребностей.
- терапия и уход могут помочь, но важнее, чем лечение является любовь и поддержка ребенка родителями и друзьями. Благодаря правильной комбинации поддержки, использования оборудования, дополнительного времени и приспособления, все дети, у которых детский церебральный паралич, могут быть успешными учениками и иметь полноценную жизнь.
- - это физическое состояние, когда через определенные промежутки времени, внезапно, происходит изменение в работе нейронов мозга. Во время приступов наблюдается потеря сознания, конвульсивные движения рук, ног. Такие изменения физического состояния называют эпилептическими припадками. Некоторые люди могут страдать от приступов, но не болеть эпилепсией. Например, иногда малыши имеют конвульсии во время высокой температуры. Такие судороги - только один вид приступов. Другие типы, которые не классифицируются как эпилепсия, случаются вследствие дисбаланса жидкости или определенных веществ в организме, в результате употребления алкоголя или наркотиков. Единичный приступ не означает, что человек страдает эпилепсией.
- проконсультироваться у врача, если вы или кто-то из членов вашей семьи чувствует следующее:
- провалы в памяти или периоды ухудшения памяти;
- случаи оцепенения, отсутствие реакции на внешние раздражители;
- неконтролируемые движения конечностей;
- бормотание, за которым следует или обморок, или чувство усталости;
- странные звуки, расстройство восприятия, внезапный приступ страха, который нельзя объяснить.
- можно условно разделить на большие эпилептические приступы, когда наблюдаются судороги с полной потерей сознания, и малые приступы, характеризующиеся коротким замиранием, изменением сознания.
- тип наблюдается в случаях, когда поражаются нейроны мозга только в одной области. Такие приступы могут вызывать периоды «Автоматического поведения» и изменение сознания. Это может выглядеть как естественное поведение, например, человек застегивает и расстегивает пуговицы на рубашке. Однако такие действия бессознательные, они могут повторяться и в основном не запоминаются.
- , страдающие эпилепсией или другими приступами, как лица с особыми потребностями, имеют право на специальное обучение. Приступы могут затруднять обучение ребенка. Если у ученика краткосрочные приступы (периоды замирания), он может пропустить часть учебного материала, который объясняет учитель. Важно, чтобы учитель обращал внимание и фиксировал документально такие случаи, информировал об этом родителей и школьный медперсонал.
- зависимости от типа приступов или их частоты, некоторым детям нужна дополнительная помощь в общении с ровесниками. Такая помощь может заключаться в адаптации классных инструкций, советов учителям по скорой помощи в случае приступов, консультациях. Все это должно быть отражено в индивидуальной программе.
- , чтобы учителя и другие работники школы были проинформированы о состоянии ребенка, возможных средствах медицинской помощи и как нужно действовать, когда случай произошел в школе. Многие родители считают, что откровенный разговор с учителем в начале учебного года может быть лучшим средством решения проблемы. Даже если ребенок страдает приступами, которые контролируются исключительно медикаментами, об этом стоит знать персоналу школы.
- школы и семья должны сотрудничать относительно того, каким является влияние лекарств на состояние ребенка, а также обращать внимание на побочные эффекты. В случае, когда физические или интеллектуальные способности ребенка меняются, важно проинформировать врача. Возможно, что вместе с изменениями в мозге добавятся проблемы со слухом или восприятием. Письменные наблюдения, сделанные как семьей, так и персоналом школы, будут полезными во время беседы с врачом ребенка.
Дети и подростки, страдающие эпилепсией, также должны преодолевать проблемы, связанные с психологическими и социальными аспектами своего состояния. Это касается общественного неприятия и страха перед приступами, неуверенности, потери самоконтроля во время приступов и зависимости от медикаментов. Чтобы помочь ребенку чувствовать себя увереннее, школа может ввести образовательные программы для персонала и учеников, которые представят информацию о том, как распознать эпилепсию и оказать первую помощь людям, которые ею страдают.
Ученики будут получать больше помощи, когда семья и школа будут работать совместно. Для родителей и учителей существует много доступных материалов, из которых можно узнать, как эффективно работать в составе команды.
Нарушение зрения
Такие понятия как остаточное зрение, пониженное зрение, слабовидящие, тотально слепой используются для описания состояния учащихся, имеющих нарушения зрения. Состояние зрения можно охарактеризовать следующим образом:
- «Слабовидящие» - означает наличие определенных проблем со зрением, требующие специального обучения;
- «С пониженным зрением» - человек не может прочитать газету даже с помощью очков или контактных линз. Для обучения используется комбинация зрительных и других сенсоров, однако они могут нуждаться в соответствующем освещении, увеличении размера шрифта, использовании специальных увеличительных приборов и т.д.;
- «С остаточным зрением», когда острота зрения составляет 0,04 и ниже или имеет очень ограниченный угол зрения
- тотально слепые ученики, у которых фиксируется полное отсутствие зрения. Обучаются с помощью печати Брайля или прочих не визуальных средств.
- нарушения зрения на развитие ребенка зависит от степени снижения зрения, типа расстройства, возраста, когда началось ухудшение, и общего уровня развития ребенка. Многие дети, которые имеют психофизические нарушения, могут иметь также и расстройства зрения, что задерживает моторное, умственное и социальное развитие.
- ребенок с нарушением зрения не имеет возможности полноценно ознакомиться с интересными предметами, которые его окружают, (собственно, как и нет в этом необходимости) и, таким образом, избавляется от возможностей приобрести опыт и научиться. Такая ситуация может продолжаться пока обучение не станет мотивацией или не начнется вмешательство.
- того, что ребенок не имеет возможности видеть родителей или сверстников, он не имеет возможности имитировать социальное поведение или понимать невербальные знаки (которыми люди обычно пользуются при общении). Проблемы, связанные со снижением зрения, могут препятствовать становлению независимости ребенка.
- , имеющим нарушения зрения, как можно раньше нужно оказать помощь, чтобы они получили пользу от ранних программ вмешательства. Компьютерные технологии, оптические и видео средства могут помочь детям с нарушениями зрения разной сложности во время обычных школьных занятий. Для них существуют напечатанные крупным шрифтом учебные материалы, книги со шрифтом Брайля и аудиоматериалы.
- с нарушением зрения может потребоваться дополнительная помощь как: специальное оборудование, развитие навыков слушания, коммуникации, мобильности, помощь в профессиональном становлении, в повседневной жизни.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)