Трудности в обучении особенных детей
- в обучении - обозначают специфические проблемы, связанные с обучением. Трудности в обучении могут препятствовать ребенку что-то изучать или использовать определенные навыки. Обычно, это навыки чтения, письма, слушания, размышления, счета, связной речи и тому подобное.
- в обучении бывают различными. У одного ребенка наблюдаются трудности в овладении чтения и письма. Другой ребенок может иметь трудности осознания математических действий, или, кроме этого, еще и недостаточное осознание обращенной к нему речи.
- в обучении обусловлены различиями в обработке мозгом информации. Дети, которые испытывают трудности в обучении, не ленивы, не имеют пониженный уровень интеллектуального развития. Они, как правило, имеют нормальный интеллектуальный потенциал. Просто их мозг обрабатывает информацию иначе.
- таких детей предусмотрено специальное обучение и сопутствующие услуги.
- в обучении одних детей корректируются, у других - остаются на всю жизнь. Однако такие дети могут достичь определенных успехов, если их научить, как преодолеть проблемы, связанные с их нарушением.
Трудности в обучении можно описать следующим образом: это расстройство одного или нескольких основных психологических процессов, которые могут проявляться в снижении эффективности учебно-познавательной деятельности и социальной адаптации в целом.
- трудности в обучении не охватывают учебные проблемы, которые являются следствием нарушений зрения, слуха или моторных функций, снижения уровня умственного развития, эмоционального дисбаланса, воздействия окружающей среды, культурных или экономических факторов.
Синдром Дауна
Синдром Дауна - одно из самых распространенных хромосомных нарушений, которое легко распознается и характеризуется нарушениями умственного развития. Синдром вызывается хромосомными нарушениями: в результате нарушения в развитии клетки, в ней насчитывается 47 (вместо 46 хромосом - как это бывает при нормальном развитии). Эта дополнительная хромосома меняет ход развития организма и, в частности, мозга. В большинстве случаев синдром Дауна диагностируют во время хромосомного анализа, сразу после рождения.
Существует более 50 клинических признаков синдрома Дауна, но очень редко можно встретить у одного человека все или большинство из них. Наиболее характерные черты следующие:
- ослабленный мышечный тонус;
- глаза скошены и имеют с внутренней стороны складки на коже;
- плоская переносица, плоское лицо;
- короткие, широкие кисти руки;
- широкие ступни ног и короткие пальцы;
- маленькие, низко посаженные уши;
- короткая шея со складками;
- небольшая голова;
- маленький рот и большой язык.
- с синдромом Дауна меньше по размерам тела своих здоровых сверстников, их физическое и умственное развитие происходит медленнее. Обычно ребенок, страдающий синдромом Дауна, кроме очевидных физических особенностей, часто имеет специфические проблемы со здоровьем. Низкая сопротивляемость инфекциям делает таких детей более склонными к респираторным заболеваниям. У таких детей часто наблюдаются нарушения зрения: косоглазие, дальнозоркость либо близорукость; снижение слуха и нарушения речи.
- трети детей с синдромом Дауна имеют пороки сердца, большинство которых сейчас успешно лечится. Некоторые дети рождаются с нарушениями желудочно-кишечного тракта, которые могут лечиться путем хирургического вмешательства.
- некоторых из людей с синдромом Дауна может наблюдаться так называемое состояние атлантоаксиальной нестабильности - разбалансированность двух верхних вертебральных нервов шеи. Родителей следует предупредить о необходимости медицинского осмотра ребенка, чтобы выяснить, нужны ли ограничения (запрет) физических упражнений, которые могут повредить ребенку. Несмотря на то, что такая разбалансированность потенциально опасна, соответствующая диагностика может предотвратить повреждения.
- с синдромом Дауна склонны к полноте. Кроме негативных социальных последствий, лишний вес может привести к проблемам со здоровьем и сокращать продолжительность жизни. Именно поэтому таким детям следует придерживаться специальной диеты и выполнять физические упражнения.
- после того, как подтвержден диагноз - синдром Дауна, родителей стоит поощрить к тому, чтобы включить ребенка в программу раннего вмешательства и развития младенца. Такие программы предлагают родителям специальные инструкции: как учить ребенка речи, помогать познавать мир, производить социальные навыки и делать особые упражнения для развития моторики. Правильная стимуляция на начальном этапе развития повышает шансы ребенка раскрыть свой потенциал.
- на определенный диапазон возможностей, которыми обладают дети с синдромом Дауна, семьи и педагоги школы должны определить небольшое количество ограничений по развитию потенциальных способностей. Целесообразнее и эффективнее сосредоточиться на конкретных достижениях ребенка, а не на ограничениях его возможностей. Задачи, которые учитель предлагает ребенку (шаг за шагом, от простого к сложному), с частым напоминанием и постоянной обратной связью, выполняются успешно. Толерантное отношение со стороны общественности к людям с особыми потребностями вместе с широкими возможностями жить и работать без постоянной опеки, расширили возможности лиц с синдромом Дауна. Независимые центры проживания группами или отдельно, однако с получением помощи или услуг от общества, безусловно, являются важным источником поддержки для людей с особыми потребностями.
Психолого-педагогическая реабилитация
Психолого-педагогическая реабилитация охватывает все формы систематических воздействий на больного ребенка, существующих в сфере воспитания и обучения, и осуществляется на основе принципов и методов медицинской психологии и лечебной педагогики.
Успех восстановления организма ребенка зависит от: знания в деталях соматических, физических и психических изменений (необходимо выяснить возможность воспринимать воздействия среды; достаточно знать эффект различных психолого-педагогических воздействий и уметь правильно их использовать на практике).
Большое внимание следует уделять формированию и поддержке мотивации к участию в коррекционных занятиях путем учета интересов детей, отбора интересных и доступных задач, использования приемов положительного поощрения, стимуляции стремления к преодолению трудностей и саморазвития, поддержания веры в собственные силы.
Поэтому стоит соблюдать ряд условий для осуществления коррекционно-реабилитационной деятельности:
- Раннее начало коррекционной работы.
- Комплексный подход.
- Подбор и сочетание соответствующих видов деятельности в учебном процессе и организации досуга.
- Поддержка активности и интереса ребенка к выполняемому делу.
Средства психолого-педагогической реабилитации
- Правильная организация жизни детей - режим дня. Соблюдение режима дня - это оптимальная организация жизни ребенка в течение суток при обеспечении ритмичного удовлетворения основных жизненных потребностей - в еде, отдыхе, связи с окружающей средой. Режим дня создает физиологические и психологические предпосылки для постепенного восстановления нарушений. При правильном режиме, который должен учитывать соотношение питания, сна и отдыха, осуществляется уравновешивание организма со средой. Режим дня необходимо согласовывать с соответствующей схемой лечения, его нужно составлять индивидуально с учетом состояния болезни.
- Организация соответствующих занятий и игр. Ребенок - активное и деятельное существо, даже если он больной. Поэтому следует организовывать специальные занятия и игры, которые должны соответствовать возможностям детей и их индивидуальной психической выносливости. Различные виды занятий и игр нужно проводить по определенной системе, чередуя их по уровню сложности.
- из эффективных средств активизации познавательной деятельности психической активности детей - музыка, способствует развитию речи, расширяет кругозор, мировоззрение, способствует физическому воспитанию, изобразительной деятельности. Восприятие музыки связано с мыслительными процессами и одновременно влияет на их развитие: требует внимания, наблюдательности, сообразительности. Отвечая на вопрос взрослого после того, как прозвучало музыкальное произведение, ребенок осуществляет первые сравнения и обобщения. Музыка стимулирует возникновение в воображении новых образов, побуждает к познавательной активности, создает положительный эмоциональный фон, помогает ориентироваться в ближайшей окружающей среде, развивает волевую и двигательную сферу.
- проведении занятий и игр необходимо соблюдать определенные условия и требования: не утомлять и не обременять, стремиться получить быстрый видимый эффект при определенном виде деятельности, часто разнообразить занятия, не допускать длительной и утомительной для ребенка сосредоточенности, соблюдать гигиенические условия, игры должны быть дозированными, доступными, стимулировать к действию.
- сюжетных игр, большой восстанавливающий, реабилитационный и коррекционный эффект имеют также ритмические игры, поскольку ритм влияет на эмоциональную сферу.
- Правильное отношение к больному ребенку. Каждый, кто вступает в контакт с больным ребенком и ухаживает за ним, должен иметь соответствующие знания и умения, такт; знать, как нужно себя вести. Больного малыша нужно оберегать, но в некоторых моментах стоит выставлять четкие требования, обычно с учетом его возможностей. Неправильное отношение взрослого к ребенку тяготит и усложняет его психическое и эмоциональное состояние, углубляет чувство неполноценности. Взрослый должен осознавать наличие отклонений в психическом и физическом развитии малыша, давать возможность чередовать сон и досуг, оберегать от изоляции, быть внимательным и коммуникабельным, терпеливым, открытым, уважать ребенка как личность.
- Устранение вредных воздействий (внешних и внутренних): материальные лишения, отношения между взрослыми в семье, изолированность семьи, отношение окружающих к ребенку и семье в целом и тому подобное.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)