Структура психокоррекционной программы
Следует помнить, что психокоррекционная работа может включать индивидуальную, групповую формы, а в структуре каждого занятия нужно выделять начальный, основной и заключительный этапы.
На первом этапе создают доброжелательный психологический климат, формируют положительную мотивацию к занятиям, усваивают правила участия в группе, внедряют групповые традиции (в частности приветствия и прощания, упражнения на сплочение детей и формирование у них установки на взаимную поддержку). Целью начального этапа является настройка детей на позитивное взаимодействие и снижение их нервно-психического напряжения. Для этого используют психогимнастические и коммуникативные игры.
Второй этап является самым продолжительным. Происходит реализация направлений психокоррекционного влияния. Темпы продвижения определяются зоной ближайшего развития детей. Занятия необходимо организовывать таким образом, чтобы у каждого ученика каждый раз было какое-то достижение и переживания успеха.
Основной этап заключается в формировании психических функций и операций, предусмотренных целью психокоррекционного занятия. Предпочтение следует отдавать полифункциональным задачам, направленным на одновременную коррекцию различных психических функций.
Третий этап - заключительный, учеников настраивают на самостоятельность в поведении, учебную деятельность, взаимодействие с другими людьми, осознание того, что они уже не нуждаются в постоянной психологической помощи.
На заключительном этапе используют рефлексивные упражнения на осознание результатов и достижений занятия, своего отношения к ним. Каждый участник должен получить психологическое «поглаживание» от товарищей и психолога. Групповая и индивидуальная психокоррекция эффективна при условии одновременной, системной реализации третьей составляющей - согласование психологического воздействия с учебно-воспитательным для переноса результатов психокоррекции на деятельность и поведение ребенка.
В самой коррекционно-реабилитационной работе можно выделить три периода:
- первый - интенсивной коррекции, призван обеспечить социально-психологическую адаптацию и оптимизацию психического развития учащихся с психофизическими недостатками в условиях учебно-воспитательного процесса;
- второй - закрепление и углубление достигнутых результатов;
- третий - поддержка постепенного психического развития ребенка и оптимальных условий его обучения и взаимодействия с социальной средой; профилактика возможных осложнений в критические периоды психического онтогенеза.
- занятий необходимо проводить в первый период, во второй их количество уменьшается, а в третий занятия проводят при необходимости (по инициативе как психолога, так и ребенка).
- роль в осуществлении коррекционно-реабилитационной работы предстоит педагогу и родителям.
- педагога в коррекционной работе направлена на развитие и формирование личности, обеспечение социально-психологической реабилитации и трудовой адаптации ученика, воспитание у него общечеловеческих ценностей, гражданской позиции. Реализация этой цели происходит через выполнение основных профессиональных задач в зависимости от должностных обязанностей педагога. Однако, несмотря на должность и учреждение, педагог выполняет определенные виды коррекционно-педагогической деятельности, которые отличаются только объемом, направленностью, но совпадают по когнитивным и организационно-операционным компонентам.
- чертами профессионального характера можно считать:
- социальную и профессионально-педагогическую направленность: гражданственность, социальную активность, увлеченность профессией, верность жизненным интересам детей с особыми потребностями, творчество в педагогической работе, уверенность в оптимистической перспективе коррекционного воздействия, принципиальность, ответственность; профессиональную работоспособность;
- в отношении воспитанников - доброту, любовь к детям, гуманизм, порядочность, эмпатию, справедливость, честность, требовательность, тактичность, общительность;
- интеллектуальные черты: внимательность, наблюдательность, сообразительность, производительность памяти, критичность мышления; глубину, широту, логичность, прогнозируемость ума; педагогическую любознательность, творческое воображение;
- волевые черты: самообладание, целеустремленность, настойчивость, решительность, дисциплинированность, выдержанность, организованность, инициативность;
- эмоциональные черты: уравновешенность, эмоционально-моторную устойчивость, эмоциональную выразительность;
- профессиональные качества: педагогический такт, образованность, педагогическое мастерство, новаторство, профессиональное самовоспитание, самопрезентацию, профессиональную честность и порядочность.
- с семьями и педагогами (учителями, логопедом, дефектологом) заключается в:
- разработке индивидуальных рекомендаций по реализации индивидуального подхода к ребенку в школе и семье, которые касаются, в частности, учета динамики его утомляемости, работоспособности, темпов обучения, свойств высшей нервной деятельности, эффективных форм поощрения и тому подобное;
- разработке советов и рекомендаций для создания благоприятного климата для взаимодействия детей, имеющих психофизические недостатки, с одноклассниками, членами семьи и другими людьми;
- обсуждении индивидуальных условий создания ситуации успеха, преодоления трудностей для каждого ученика;
- привлечении родителей и педагогов к выполнению домашних заданий, которые дают на каждом групповом коррекционном занятии;
- исполнении на отдельных групповых занятиях фрагментов домашних заданий, заданных учителем, с использованием усвоенных приемов и навыков познавательной деятельности;
- репетировании на отдельных групповых занятиях в форме сюжетно-ролевой игры ответов учащихся на уроке;
- создании учителем условий поддержки на уроке для анализа подготовленного домашнего задания и демонстрации других знаний;
- предоставлении информации о достижениях учащихся коррекционных занятий, которые нужно переносить в учебную деятельность и повседневную жизнь;
- периодическом обсуждении достижений и проблем ученика.
- коррекционных программ, которые создают на основе сотрудничества педагогов, специалистов и родителей для преодоления недостатков:
- короткие экспресс-программы (1-5 консультаций) с акцентом на целенаправленную коррекцию одного из дефектов (например, коррекция речевых нарушений, памяти, внимания, самоконтроля при сохраненном интеллектуальном развитии);
- длительные программы (5-20 консультаций) с акцентом на развитии и закреплении новообразований;
- комплексные программы (или несколько длительных программ), ориентированные на развитие и закрепление новообразований в комплексной взаимосвязи.
Несмотря на этапы, особенности работы с детьми, имеющими различные психофизические недостатки, коррекция требует длительной и системной работы, которая охватывает все виды деятельности как в школе, так и вне ее. Поэтому очень важно, чтобы коррекционным задачам был подчинен не только урок, но и работа в группе продленного дня, организация досуга ребенка в школе и дома (различные развивающие игры, задания, работа в соответствии с возрастом и потенциалом).
При осуществлении психолого-педагогической реабилитационной программы обязательно следует придерживаться такой последовательности этапов работы: прогностического, формовочного, организационного, коррекционно-реабилитационного, оценочного.
Коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении должна быть направлена на коррекцию и развитие всех составляющих дефекта: познавательной сферы, речи, учебно-практической деятельности (навыков самообслуживания, общеучебных и общетрудовых умений), эмоциональной и волевой сфер, личностных образований.
В процессе коррекционно-реабилитационной работы целесообразно использовать следующие методы:
- развивающие упражнения (направленные на коррекцию и развитие мышления, формирование произвольного внимания, развитие логической памяти, произвольного запоминания);
- сюжетно-ролевые игры;
- арт-терапию (в частности музыко- и сказкотерапия);
- психогимнастику.
При осуществлении психосоциальной реабилитации нужно согласовывать психологическое воздействие с учебно-воспитательной работой для переноса результатов психокоррекции на деятельность и поведение ребенка.
Педагогический коллектив должен постоянно формировать и поддерживать активность и мотивацию детей и родителей к участию в коррекционных занятиях (учет возраста ребенка, его психофизического состояния, интересов).
В процессе психолого-педагогической реабилитации следует подбирать и сочетать соответствующие виды деятельности в учебном процессе и организации досуга. С педагогическим персоналом нужно параллельно проводить психологическое профобразование в форме семинаров с применением элементов психологического тренинга: рефлексивно-перцептивного, коммуникативных умений и навыков, педагогического взаимодействия, личностного роста.
В коррекционно-воспитательном процессе педагогу лучше применять партнерские стратегии социального взаимодействия на принципах равенства и партнерства, направляя свою деятельность на формирование социально принятого поведения.
Пособия по инклюзивному обучению и оборудование для инклюзивного образования (клавиатура с большими кнопками, джостик для детей с ДЦП, роллер для детей с ДЦП)